РУС. | УКР.

понедельник, 27 февраля
  • Лайм
НБУ:USD
  • НБУ:USD
  • НБУ:EUR
26.98
Общество

Профессия - волонтер

Принят в первом чтении законопроект о конфискации денег Януковича

Депутаты опасаются, что с его помощью "Народный фронт" хочет присвоить себе крупные средства

Депутаты опасаются, что с его помощью "Народный фронт" хочет присвоить себе крупные средства

В четверг, 17 марта, Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект №4057, позволяющий конфисковать арестованные средства беглого экс-президента Виктора Януковича до решения суда. Этих средств, по подсчетам авторов документа, насчитывается до $2 млрд. Авторы законопроекта из числа фракции "Народный фронт" утверждают, что госбюджет 2016 года принимался в расчете на то, что эти деньги удастся взыскать в казну, для чего и нужен законопроект №4057. Однако возможность изъятия средств до судебного решения смутила многих народных депутатов, решивших, что НФ, прикрываясь патриотическими лозунгами, преследует собственные бизнес-интересы.

Как объясняют авторы законопроекта, предложенные положения законопроекта позволят государству распоряжаться средствами бывшего президента Виктора Януковича, которые остались в украинских банках и лежат там "мертвым грузом". Действующий на сегодняшний день Уголовный процессуальный кодекс не дает возможности возвращать в государственный бюджет денежные средства и другие ценности, полученные преступным путем. Особенно это касается тех случаев, когда лица, против которых возбуждены уголовные производства по подозрению в хищениях, недоступны украинскому правосудию.

Чтобы исправить эти недостатки, предложено дополнить УПК Украины новой главой, положения которой будут определять порядок конфискации в пользу государства "коррупционных" денежных средств, валютных ценностей и доходов от них. И что самое главное – это станет возможным до приговора суда.

Согласно данным, приведенным в объяснительной записке к законопроекту, под арестом, наложенным Генпрокуратурой, находится около $127 млн, принадлежащих Януковичу. Кроме того, Государственной службой финансового мониторинга заблокированы средства 19 компаний-нерезидентов, которые были связаны с окружением бывшего президента, на общую сумму $1,34 млрд. Также на депозитных и текущих счетах лежат 378,42 млн грн и $159,85, а на счетах, открытых в ценных бумагах, - 1,49 млрд грн и $1,02 млрд.

По словам заместителя главы фракции "Народный фронт" Виктории Сюмар, государственный бюджет на 2016 год формировался в расчете на то, что законопроект №4057 будет принят, и деньги поступят в государственную казну: "Абсолютно ненормальная ситуация, когда средства бывшего президента-коррупционера находятся на счете, при этом суд не может принять решение об их конфискации, а Верховная Рада не может принять политическое решение о том, что эти деньги нужно перечислить в бюджет". По словам Сюмар, именно от этих денег сегодня зависит возможность переоснащения украинской армии.

Большинство народных депутатов поддерживают идею возврата в государственный бюджет украденных средств, но многих смущает способ их возврата – "до приговора суда". "Суть проста: предоставить возможность конфисковать имущество и средства до вынесения приговора. Отмечу, НЕ арестовать, с целью последующей конфискации, а именно конфисковать. Это прямо противоречит Всеобщей декларации прав человека и Европейской конвенции по правам человека", - отметил народный депутат Виктор Чумак. По его мнению, предложенный законопроект не только не поможет вернуть имущество и средства "семьи" Януковича, а наоборот даст им возможность через Европейский суд все отсудить, да еще и с моральной компенсацией.

Если бы это касалось частного случая, было бы полбеды, отмечает заместитель председателя парламента Оксана Сыроид. "Но предложено внести такие изменения в УПК, после которых любой, кто имеет деньги на счетах, уже спокойно спать не будет - арестовать и конфисковать их будет так же просто и быстро, как купить электронный билет", - уверена она.

А Главное научно-экспертное управление аппарата Верховной Рады сделало заключение о том, что законопроект нарушает один из самых главных конституционных принципов, который заключается в презумпции невиновности. Кроме того, парламентарии обратили внимание на то, что под арестом находятся не только "живые" деньги, но и облигации (ОВГЗ). Чтобы ценные бумаги обратить в деньги, их можно продать, но только с дисконтом. Реализацией ОВГЗ у нас в стране занимаются исключительно государственные банки, в том числе "Ощадбанк", руководимый Андреем Пышным, соратником премьер-министра и лидера "Народного фронта" Арсения Яценюка. Не потому ли так упорны в отстаивании своего законопроекта представители этой фракции? "Замечательная схема: забираем ценные бумаги и продаем по дешевке своим людям", - заметил Виктор Чумак.

Отметим, что далеко не впервые "Народный фронт" пытается решать свои бизнес-интересы под прикрытием патриотических лозунгов. К примеру, в сентябре прошлого года СНБО применил временные санкции к предприятиям и физическим лицам, которые, по мнению Совбеза, могут негативно влиять на Украину или связаны с российским капиталом. Так, под действие санкций попали 105 компаний, имеющих российскую и крымскую регистрацию, а также две украинские компании, которые оказались операторами государственных лотерей Украины: "М.С.Л." и "Патриот".

С подачи СНБО 16 сентября 2015 года президент подписал указ о санкциях. К обоим операторам были применены такие действия, как блокирование активов, запрет на выведение капиталов из Украины, приостановка выполнения финансовых и экономических обязательств, запреты работать с международными платежными системами, на ввоз и вывоз валютных ценностей, а также ограничения по выдаче наличных по платежным картам.

Несмотря на то, что многие народные депутаты, юристы и эксперты лотерейного рынка выразили негативное отношение к такому шагу, указывая на превышение СНБО своих полномочий, недоказанность выдвигаемых им обвинений и отсутствие соответствующих судебных решений, санкции до сих пор не пересмотрены.

В результате рынок лотерей сегодня в Украине практически разрушен, а государство потеряло значительные доходы. Так, согласно данным Минфина, за 2015 год поступления в бюджет Украины от проведения лотерей составили всего около 26,4 млн грн. В то время как за 2014 год операторами лотерей было уплачено налогов на сумму 324,7 млн грн, а в 2013 году - 321 млн грн.

Как отмечали эксперты, все это было затеяно ради того, чтобы под прикрытием политической риторики расчистить рынок для нужных игроков. Юрист Зоряна Топорецкая напомнила, что в конце 2015 года Кабинет Министров направил на утверждение парламента законопроект № 3632 под громким названием "О детенизации рынка азартных игр и обеспечение доходов бюджета с целью выполнения социальных обязательств". Он был призван упорядочить лотерейный бизнес наряду с возрождением запрещенных в 2009 году казино и букмекерской деятельности.

Для выполнения такого задания предусматривалось создание Национальной службы в сфере азартных игр в качестве центрального органа исполнительной власти. На нее возлагались разработка лицензионных условий, выполнение разрешительной и лицензионной функции, ведение реестра лотерей. А на рынке лотерей предлагалось внедрение принципа единого оператора, который должен был избираться на конкурсной основе. Тот в свою очередь имел право привлекать на сублицензии других операторов.

Такой подход немедленно вызвал возражение у многих депутатов. Им особенно не понравилась идея единого оператора лотерей, которую сразу же назвали лотерейной "прокладкой", и ее неограниченное право определять других участников рынка. Тем более что требования к единому оператору были прописаны таким образом, что наиболее вероятным кандидатом оказывался "Ощадбанк" Андрея Пышного, имевший, к тому же, с 2001 года лицензию оператора лотерей, хотя ни разу не выступавший в этой роли.

Версия для печати
Нашли ошибку - выделите и нажмите Ctrl+Enter
Раздел: Общество Тема:
Теги:

Новости партнеров

Загрузка...

Читайте также

Тайны оборонзаказа: хватит ли денег на войну

Правительство утвердило оборонзаказ на три года вперед. В 2017 выделит более 9 миллиардов гривен на перевооружение ВСУ. По словам экспертов, этих денег крайне мало и Украине нужно искать средства коллективной безопасности.

Георгий Учайкин: Спрос на оружие в Украине будет не меньший, чем на автомобили

Глава Украинской ассоциации собственников оружия Георгий Учайкин рассказал, зачем украинцам разрешение на оружие

Фабрика гражданства: почему коммунисту легче стать украинцем, чем добровольцу АТО

Почему иностранные добровольцы в АТО не могут получить украинский паспорт.

Новости партнеров

Загрузка...