В последних числах декабря 2014 года министр соцполитики Павел Розенко объявил, что количество пенсионеров в Украине превысило количество официально работающих и отчисляющих налоги в Пенсионный фонд. Соотношение первых и вторых составляло 13,5 млн человек к 13 млн. Иными словами, "лишние" полмиллиона пенсионеров легли дополнительной финансовой тяжестью на плечи молодых. Более свежей статистики, к сожалению, нет, но понятно, что дела в пенсионной сфере будут лишь ухудшаться, ведь демографическая ситуация в Украине оставляет желать лучшего. В связи с этим правительство задумалось о радикальных мерах — отказе от уже не оправдывающей себя солидарной пенсионной системы и о переходе к системе накопительной. О том, что из этого может выйти, беседа с лидером "Руха за реформы" Сергеем Думчевым.
— В течение непродолжительно
— И да, и нет. Конечно, демографический фактор особенно важен. Население стареет, официально работающих становится все меньше, отсюда и недостаток средств на выплату пенсий. Но это не единственное объяснение "дыр" в Пенсионном фонде. Давайте не забывать о теневых зарплата: они, согласно экспертным оценкам, составляют 200 млрд грн в год. А это означает, что как минимум 60 млрд Пенсионный фонд не досчитывается. Следующий момент. Средства Пенсион
— Что вы имеете в виду?
— Да хотя бы искусственное дотягивание размеров пенсий до уровня прожиточного минимума. Знаете, сколько на это ежегодно расходуется средств? Более 33,2 млрд грн. Следующая проблема — льготы и привилегии в пенсионном обеспечении, в частности, досрочный выход на пенсию, сокращение трудового стажа, "специальные" пенсии и тому подобное. Такими льготами пользуется каждый четвертый пенсионер. На это уходит еще 48,7 млрд грн. Из Пенсионного фонда "высасываются" деньги на содержание, например, "спецпенсионеро
— Можно было бы сэкономить на VIP-пенсиях, не так ли?
— Это само собой. Собственно, с 1 июня начисление таких пенсий уже прекращено. Но, видите ли, можно делать косметический ремонт здания, которое разваливается, а можно сломать его и на этом месте выстроить нечто абсолютно новое. Пока что все мероприятия, предлагаемые правительством, являются этим самым косметическим ремонтом. И даже не ремонтом, а его имитацией. Что конкретно придумали чиновники? Во-первых, протолкнули закон,ограничивающий размер пенсий работающим пенсионерам…
— Но ведь не всем и временно…
— Да, это верно. Инвалидов и участников боевых действий наши чиновники "пожалели". А ограничение пенсий обещали снять уже в новом, 2016-м, году. Но, как говорят, нет ничего более постоянного, чем временное, вспомните хотя бы "военный налог", благополучно перекочевавший из прошлого года в нынешний.
Однако вернемся к правительственны
— А эффект от этих мер, конечно же, копеечный?
— Не то, чтоб совсем копеечный, но — скажем так — ничтожно малый. Приблизительно 4 млрд в год, и это при том, что дефицит Пенсионного фонда измеряется десятками миллиардов. Единственное полезное дело, затеянное Минсоцполитики, заключается в разработке законопроекта, согласно которому начисление пенсий будет начисляться по единому принципу, без "випов" и тому подобных "специальных" категорий. Хотя такой шаг — лишь прообраз того, что должно быть сделано на самом деле.
— И что же это?
— Отказ от солидарной пенсионной системы и переход к накопительной. Суть обеих систем, я думаю, ясна. Солидарную мы унаследовали от СССР. Тогда весь пролетариат дружно "сбрасывался" на Пенсионный фонд, а Фонд содержал пенсионеров. Но соотношение возрастных категорий было принципиально иным, поэтому не возникало проблем с тем, чтобы пятеро рабочих содержали одного пенсионера. Сейчас все выходит с точностью до наоборот.
А ведь ситуация становится патовой, когда один работающий кормит десятерых пенсионеров — здесь, я, конечно, утрирую, хотя когда-нибудь мы можем прийти и к такому положению вещей. Совсем другое дело накопительная система: здесь, примитивно говоря, каждый играет сам за себя, отчисляет процент зарплаты на будущую старость, а по выходе на пенсию живет на то, что заработал и отложил в молодости. Кстати говоря, это прекрасный стимул для того, чтобы покончить с зарплатами в "конверте".
— Собственно говоря, в Кабмине уже работают над новым законопроектом (его номер 2767), который и предполагает введение накопительной системы. Предполагается, что ее будут запускать в несколько этапов. С 1 января 2016-го накопительный фонд заработает для тех категорий граждан, кому меньше 35 лет и кто занят на вредном производстве. Впоследствии "подтянутся" и другие будущие пенсионеры…
— Это хорошая инициатива, но есть одно "но". Учел ли Кабмин, что при таких раскладах уже с 1 января 2016-го из Пенсионного фонда в накопительный перекочуют примерно 3,2 миллиона граждан? Они выйдут из солидарной системы и перестанут платить взносы. Следовательно, для того, чтобы Пенсионному фонду хоть как-то существовать, ему понадобятся новые "инъекции" из госбюджета. И это в дополнение к уже существующим.
Вы поймите, что первые пенсии из накопительных взносов украинцы начнут получать только через 25 лет. А переходный период, когда уменьшаться доходы Пенсионного фонда и соответственно увеличатся расходы из бюджета, составляет примерно вдвое дольше. Потому что начнется этот период, когда первое работающее лицо внесет часть взносов не в солидарный фонд, а в накопительный. А закончится он тогда, когда умрет последний человек, который получает пенсию только из солидарной системы. Как ни крути, а меньше 50 лет здесь не получается. Полвека государство будет вынуждено компенсировать расходы переходного периода Пенсионному фонду Украины. Это нужно очень четко осознавать, а вот понимает ли это Яценюк и министерство соцполитики — я далеко не уверен.
— Да, но ведь нужно же с чего-то начинать?
— Нужно. Безусловно, нужно. У нас из 13,5 млн пенсионеров 10,81 млн получают пенсию в размере около 1 тыс. 428 грн. Я даже не стану задавать вопрос, хватит ли этих пенсий на жизнь, если ожидаемая инфляция в этом году будет не ниже 30%? Прибавьте сюда многократно выросшие тарифы на жилищно-комму
Однако, несмотря на все это, начинать подобную реформу нужно отнюдь не тогда, когда экономика даже не стагнирует, а находится на спаде, когда кризису конца-края не видно и когда инфляция пускается в галоп. Нужно предусмотреть все финансовые риски, прежде чем браться за подобную революцию. Подумайте и о том, что будут чувствовать люди, видящие, как обесцениваются и тают их сбережения в накопительном фонде, если национальная валюта будет и дальше девальвировать? Очень многих это обстоятельство отвратит от накопительной системы как таковой. Сама ее идея будет скомпрометирован
На фоне всех этих проблем сущим пустяком кажется то, что наш Пенсионный фонд не готов к администрировани
— Да, но что делать тем 10 миллионам пенсионеров, которые едва выживают сейчас и неизвестно, как станут выживать в будущем — после увеличения тарифов и т. д.? Неужели просто сидеть и ждать, пока экономика стабилизируется?
— А иного выхода нет. Только нужно не сидеть и ждать, а работать на подъем экономики. У нас уже есть пример неработающей банковской системы, за которую Гонтарева взялась вроде бы и с позитивным намерением — вывести с рынка неэффективные банки. Не имея представления о том, как должна работать система в идеале, глава Нацбанка только наломала дров. Любые изменения должны быть системными и продуманными. Нельзя сегодня дать старт накопительной пенсионной системе, не имея чем заткнуть дыру в системе солидарной. При всем желании заполучить результат здесь и сейчас нужно помнить, что некоторые реформы не делаются быстро и уж тем более — изолированно от других сфер жизни. Так что задача номер один для правительства — поднять экономику. Обойти стороной этот вопрос или как-то затушевать его, "задекорировать" видимостью реформ не получится никак. Нравится это обитателям Кабмина или нет.