Административная граница между аннексированным Крымом и Херсонской областью остается как бы закрытой до конца августа. Некоторые категории граждан все же могут выехать с территории полуострова или, напротив, заехать в Крым. Решение Кабмина ограничить поток через админграницу, из-за возможной вспышки COVID-19, застало многих граждан врасплох. Журналист "Апострофа" Владимир Шевчук выяснял, почему инициатива правительства спровоцировала скандал с последующим судебным разбирательством, а также кто в настоящее время может пересечь крымскую "границу".
Страх перед вирусом?
После российской аннексии Крыма, между полуостровом и Херсонской областью пролегла формально административная, но фактически - "полноценная" государственная граница. Пандемия COVID-19 и связанные с ней карантинные ограничения сказались на работе контрольных пунктов въезда и выезда (КПВВ). Кабинет министров 8 августа, реагируя на поручение президента Владимира Зеленского пересмотреть работу КПВВ на "границе" с полуостровом, временно ограничил работу пропускных пунктов между Херсонщиной и Крымом.
Согласно распоряжению № 979-р, украинские пограничники могут пропустить через админграницу две категории граждан. Первая — граждане с регистрацией на материке, следующие из Крыма. Вторая — крымчане с украинскими паспортами, прописанные в Крыму, следующие с территории материковой Украины на полуостров.
"В условиях пандемии и ограничений туристических поездок по всему миру, достаточно большой поток отдыхающих хлынул в Крым. Прежде всего, с территории России. Люди на полуострове продолжают заражаться. Нужно было минимизировать риски распространения инфекции. Другое дело — насколько решение было обоснованным и логичным в свете других инициатив и действий власти", – отметил в беседе с "Апострофом" эксперт по временно оккупированным территориям Института черноморских стратегических исследований Юрий Смелянский.
Формально у власти имеются причины для опасения. Большая часть туристов прибыла на полуостров с территории соседней России, которая находится в "красной зоне" по степени распространения коронавируса. Соответственно, риск подхватить на крымских курортах "корону" возрастает.
"Коронавирусные" ограничения при пересечении КПВВ также сказываются на пассажирском потоке. В марте-апреле, как информировали в Госпогранслужбе, поток через "границу" с Крымом в некоторые дни падал до 25-30 человек в сутки. Для сравнения, весной прошлого года в среднем за сутки в обе стороны проходило около 3000 человек. Согласно официальным данным, за 9-10 августа, когда ограничения уже действовали, "границу" в обе стороны пересекли 2626 человек.
Пропускной пункт Армянск
С другой стороны, как отмечают специалисты, трудно точно просчитать, сколько именно жителей материковой Украины до введения ограничений заезжали на полуостров с целью отдыха.
"Определенная категория граждан вынуждена посещать аннексированный Крым по медицинским показателям. Им нужно раз в году проходить лечение в санаториях. Учитывая, что часть крымских здравниц являются уникальными, то особого выбора у "медицинских туристов" нет. В прежние годы таких отдыхающих с материковой части Украины насчитывалось около 50 тысяч. Сколько в этом сезоне поехало оздоравливаться в Крым, сказать трудно", - отметил в комментарии "Апострофу" глава Ассоциации индустрии гостеприимства Украины Александр Лиев, до аннексии занимавший пост министра курортов Крыма.
Судебная пауза
Как рассказала "Апострофу" руководитель крымской приемной Украинской Хельсинской группы по правам человека Анна Рассамахина, Кабмин в распоряжении № 979-р фактически продублировал нормы своего предыдущего распоряжения № 291-р, действовавшего с 16 марта по 15 июня.
Организация "Общественный центр правосудия", настаивая, что Кабмин нарушает права граждан, обратился с иском в Окружной административный суд Киева. Как пояснила Анна Рассамахина, представлявшая в суде интересы истца, правозащитники пытаются оспорить в суде именно мартовское постановление, невзирая на то, что оно формально прекратило действовать. По ее словам, из процессуальных соображений юристам проще "воевать" именно против мартовского решения Кабмина.
"Нужно зафиксировать, что предыдущее решение нарушало права граждан, дабы люди могли требовать компенсации. Ныне действующее распоряжение № 979-р подготовлено в духе предыдущего документа. Соответственно, дискриминационные нормы продолжают действовать", – говорит Анна Рассамахина.
Правозащитники стремятся признать распоряжение № 291-р незаконным по ряду причин. По их мнению, документ был принят с нарушением процедуры, а само постановление носит дискриминационный характер.
"Кабмин нарушил принцип правовой определенности и установил необоснованные ограничения на свободу передвижения. Правовая неопределенность, в том числе, проявляется в том, что одним из условий для въезда или выезда с полуострова является регистрация (или, как говорят в народе, "прописка"). Из Крыма могут выехать только те, у кого регистрация на материке. Как, например, быть вынужденным переселенцам? У них в украинском паспорте фигурирует крымская регистрация, а в справке переселенца указано, что они постоянно проживают в другом регионе Украины. В правительстве об этих людях попросту "забыли", как и о крымских абитуриентах", – настаивает Анна Рассамахина.
Киевский национальный университет им. Шевченко
Первое судебное заседание состоялось в минувший четверг 13 августа. Суд, заслушав аргументы правозащитников и представителей Кабмина, принял "своеобразное" решение: объявить перерыв в слушаниях до 1 октября. Соответственно, ограничительные меры действуют и ситуация на "границе" остается неизменной.
"Гуманитарные основания"
Изначально приостановка работы КПВВ застала людей врасплох. Многие только на месте узнали от украинских пограничников, что не могут въехать в Крым или, напротив, выехать с полуострова. Первыми шум подняли родители абитуриентов, намеревающихся подавать документы в украинские вузы; а также граждане, которым в силу личных обстоятельств (лечение, болезнь или смерть родственника) нужно было пересечь "границу".
Из-за поднявшегося шума в СМИ и волны негодования в социальных сетях чиновникам дважды пришлось идти на попятную. Сначала Представительство президента Украины в АРК опубликовало перечень "гуманитарных оснований" по которым можно пересечь административный кордон. В их числе подача абитуриентом (его родителями или опекунами) документов для поступления в вуз, соблюдение принципа "единства семьи", выезд с целью лечения или пополнения запасов лекарств, смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, выезд из Крыма из-за давления российских "властей".
Затем Кабинет министров внес правки в распоряжение, в соответствии с которыми граждане, прибывшие из Крыма, не обязаны сидеть на самоизоляции при условии прохождения теста на коронавирус. Поступление в вуз внесли в официальный перечень оснований для выезда из Крыма.
"Возникает вопрос в логике принятия таких решений. Неужели люди, въехавшие на материковую часть Украины по "гуманитарным основаниям" не могут быть переносчиками вируса? Граждан Китая в Украину пропускают. Паломникам-хасидам в Умань ехать со всего мира разрешили. В итоге получилось, что всем как бы нельзя, но некоторым — можно", – говорит Юрий Смелянский.
Для того, чтобы воспользоваться "гуманитарными основаниями", необходимо документально подтвердить цель поездки. Исключение, как говорилось выше, составляют только абитуриенты и студенты. Пограничники сканируют документы (данные медицинских карт или результаты обследований, если человек едет на лечение), которые затем отправляются в Киев на согласование. Решение, пропустить или нет, принимается, в лучшем случае, в течение часа.
"Документы, требуемые пограничниками, содержат персональные данные, часто также чувствительную информацию о состоянии здоровья граждан. Никакого разрешения на обработку этих данных не дается. Как эти данные обрабатываются и хранятся — также неизвестно. И самое главное – нельзя заранее узнать, пропустят ли человека через административную границу. Поэтому всегда есть риск просто остаться на пропускном пункте", - говорит Анна Рассамахина.