RU  UA  EN

четверг, 10 октября
  • НБУ:USD 40.85
  • НБУ:EUR 44.75
НБУ:USD  40.85
Общество
Мнение

Пистолет и доброе слово: какие ​уроки можно извлечь из обострения на границах Украины

Любые кризисы не способствуют приближению Украины к НАТО

Любые кризисы не способствуют приближению Украины к НАТО Боец Нацгвардии Украины на позициях под поселком Новолуганское (Донецкой обл.) Фото: УНИАН

Кризисы с поднятием ставок и резким снижением предсказуемости развития событий будут периодически повторяться – это отличительная черта конфликтов низкой интенсивности. В таких конфликтах, помимо самого противостояния, способного временами развиваться по своей логике, есть и постоянное желание элит использовать их для достижения разнообразных других целей, как внутренних, так и внешних. Нам стоит иметь под рукой какие-то относительно простые механизмы реагирования во всех сферах: политической, информационной, военной и т.п.

Политика администрации Байдена в отношении России в общих чертах будет повторять политику предыдущих двух администраций, различий между которыми, в свою очередь, гораздо меньше, чем можно было бы предположить, ознакомившись с оценками и прогнозами украинских экспертов до, во время и сразу после двух последних президентских выборов в США. Эта политика – торги. Торги с выгодной и сильной позиции. С прицелом на Китай и пониманием важности роли России в некоторых отдельных вопросах, например, контроля над вооружениями. Украинская же политика администрации США – это производная от политики России. Наши разговоры о том, что мы защищаем Запад от зла, никого не впечатлят.

Соответственно, подобные кризисы не будут нас приближать, увы, ни к членству НАТО, ни получению ПДЧ и вообще любым другим гарантиям безопасности или их заменителям. Любая эскалация – это риск для наших партнеров, который возрастает во много раз в гипотетическом случае членства Украины в Альянсе. За страну, которая стоит перед высокой вероятностью войны, а тем более со второй армией мира, лучше не брать ответственность. Обострения для нас закрывают, а не открывают окна возможностей на пути в или к НАТО.

В современном мире успех в кризисных ситуациях зависит от умения эффективно угрожать и правильно связывать вопросы в разных сферах и обмениваться уступками. И угрожать, и демонстрировать силу, если она есть, конечно, - выгоднее, чем воевать. При этом угрожать будет тем эффективнее, чем шире доступный спектр решений. Мы хорошо научились строить самые фантастические предположения на тему того, как и на что нас будут обменивать другие, от Сирии до "Северного потока-2" – но имеем мало представления о том, что и на каких условиях готовы обменивать сами. Пока нам удается лишь рисовать красные линии – дело, в общем, нехитрое, но и малополезное. Эффективно же угрожать нам нечем.

То, что Зеленский додрейфовал до бывших позиций Порошенко и даже дальше – в сторону решительного и бескомпромиссного сдерживания России – это не сюрприз, а проявление базовой тенденции. В странах, безопасности которых угрожают извне, а тем более, когда такая угроза принимает форму открытого конфликта, наиболее вероятной для политиков стратегией становится не поиск мира, а попытки мобилизовать общество, в том числе для увеличения собственной поддержки. Но как ни парадоксально, чаще присутствие внешнего врага вовсе не консолидирует общества, а раскалывают и поляризуют их.

Политическая конкуренция внутри обостряется, а не наоборот. Об этом может рассказать опыт многих: Древнего Рима с чехардой императоров на фоне возрастающей угрозы варваров; США с расколами общественного мнения и политических кругов во время войн во Вьетнаме или Ираке; Ливии, где внешние угрозы только быстрее подорвали режим Каддафи; и многих других. Наша стратегия редко опирается на извлечение исторических или теоретических уроков, поэтому целесообразно исходить из одного базового сценария: решительно борющийся с Россией украинский президент, углубляющиеся расколы в обществе, и большие сложности для власти выиграть любые следующие выборы.

Читайте также

Нужны ли Украине иностранные мигранты для восстановления экономики после войны

Украине после войны могут понадобиться сотни тысяч трудовых мигрантов для восстановления экономики после войны

В Украине повышают налоги: насколько беднее мы станем

Увеличение военного сбора до 5% уменьшит чистый размер зарплат украинцев, в первую очередь, бюджетников