RU  UA

пятница, 15 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.15
НБУ:USD  41.00
Финансы

Миру грозит новый финансовый кризис: что будет с помощью союзников Украине

У американских банков образовались многомиллиардные убытки

У американских банков образовались многомиллиардные убытки Фото: pixabay.com

Нереализованные убытки американских банков превысили полтриллиона долларов, что породило разговоры о возможности повторения в ближайшее время событий "великой рецессии" 2008 года. "Апостроф" разбирался, насколько велики риски нового мирового финансового кризиса, и какими могут быть его последствия для Украины.

Во втором квартале 2024 года нереализованные убытки американских банков по ценным бумагам достигли 512,9 миллиарда долларов, что почти в семь раз больше, чем в разгар финансового кризиса 2008 года. Об этом свидетельствуют данные Федеральной корпорации по страхованию депозитов (Federal Deposit Insurance Corporation, FDIC).

Крупнейшим держателем нереализованных убытков среди банков США является Bank of America, у которого их на 111 миллиардов долларов.

Сравнения с событиями 2008 года прогнозируемо наводят на мысли о новом финансовом кризисе.

Такой кризис возможен, но не неизбежен, предупреждают иностранные и отечественные специалисты.

При этом важно уже то, что ситуация контролируется.

"Цифры действительно могут свести с ума, но все все видят - это видят банки, это видит регулятор", - рассказывает в комментарии "Апострофу" финансовый аналитик Андрей Шевчишин.

По его словам, еще во время мирового финансового кризиса 2008 года банки начали формировать резервы, которые на сегодня достаточно велики, что является определенным предохранителем от больших финансовых потрясений.

К тому же, правительства практически всех стран мира тогда начали заливать кризис ликвидностью, что и помогло, в конечном итоге, его преодолеть.

"Когда система накачивается деньгами, мы видим раздутые балансы, раздутые бюджеты, раздутые убытки. Здесь самое главное – какие резервы", - резюмировал Андрей Шевчишин.

От кризиса к кризису

Во время финансового кризиса 2008 года, который получил название "великая рецессия" ( по аналогии с "великой депрессией" в первой половине XX века) ,главными "лекарствами" стали финансовые вливания и снижения процентных ставок практически до нуля (это значительно удешевляло кредитование, что, в свою очередь, стимулировало развитие экономики).

В 2015 году начался период медленного увеличения ставок, который, впрочем, прервался в 2020 году из-за необходимости борьбы с "ковидной" рецессией.

Однако в 2022 году Федеральная резервная система США (ФРС, выполняет функции центробанка) была вынуждена возобновить процесс поднятия процентных ставок, чтобы замедлить инфляцию (к этому привело снижение ставок и накачивание глобальной экономики деньгами). Своего пика в 9,1% рост цен в США достиг в середине 2022 года. Однако в августе 2024 года инфляция в США была зарегистрирована на уровне 2,5%. Прогноз инфляции ФРС до конца 2024 года – 2,3%, на 2025 год – 2,1%.

В связи с улучшением инфляционного прогноза ФРС 18 сентября 2024 года снизила процентную ставку до 4,75–5,25% годовых с 5,25-5,5%. До этого ставка более года находилась на максимальном уровне за последние 20 лет.

Какое все это имеет отношение к нынешним убыткам американских банков и вероятности нового мирового финансового кризиса? Дело в том, что согласно оценкам экспертов, описанная выше ситуация может спровоцировать кризис в случае сохранения высоких темпов инфляции и высоких же процентных ставок. Тогда как тенденция на сегодня, скорее, обратная.

"Нынешние убытки несколько иного свойства чем те, что были в прошлый раз (в 2008 году). Поэтому здесь главный вопрос не в объеме убытков, а в их структуре, - объясняет в разговоре с "Апострофом" эксперт аналитического центра "Об’єднана Україна" Алексей Кущ. - В прошлый раз они были связаны с кредитами, в том числе ипотечными, которые не возвращались, соответственно деньги были просто потеряны. Сейчас убытки связаны с тем, что банки покупали очень много государственных облигаций, и покупали их, когда ставки были на нулевом уровне. Сейчас ставки только начали снижать, а до этого они были на высоком уровне, соответственно, цены на облигации упали и стали дороже текущего рынка, то есть, получается, куплены в убыток. Сейчас процентные ставки ФРС начали снижаться, и значит цены на Treasuries (гособлигации США) начнут расти, соответственно, убытки в значительной степени сократятся".

Дефолт или война

Таким образом, вероятность полноценного глобального финансового кризиса, по крайней мере, связанного с убытками банков по ценным бумагам, маловероятен.

"Не думаю, что мировой кризис начнется с чего-то, что связано с ценными бумагами. Скорее, он начнется с политического кризиса в США", - сказал изданию финансовый эксперт Руслан Черный.

А потому исключать вероятность мирового политико-экономического кризиса сегодня нельзя.

"Риск рецессии в США можно оценить сегодня примерно на уровне 40%, а в Европе он еще выше, - говорит Алексей Кущ. - При этом в США еще вероятен и бюджетный кризис, связанный с расходами бюджета на обслуживание долга, то есть еще может быть долговой кризис".

Если кризис все же разразится, бороться с ним будут, скорее всего, все теми же способами, что и раньше – "вертолетными" деньгами и снижением процентных ставок.

"Они по-другому не умеют решать этот вопрос, - рассказывает Андрей Шевчишин. - И, если они прекратят раздавать деньги, система схлопнется. На сегодняшний день научная экономическая мысль не знает, как решить этот вопрос без вливания денег".

Как это ни печально констатировать, из будущего мирового кризиса есть три возможных выхода – дефолт, инфляция и война: "Война позволяет сбросить лишний пар, она списывает все, в том числе и долги, глобальная инфляция обесценивает долги. Есть еще дефолт, но мы все понимаем, что дефолт Америки – этот дефолт всей мировой системы, чего никто в мире не допустит".

Помощь союзников под вопросом

Последствия мирового финансового кризиса, начавшегося в 2008 году и продолжавшегося несколько лет, для Украины были катастрофическими – обвал экономики, стремительный рост цен, девальвация национальной валюты.

В то же время, кризис, вызванный ковидом, оказался для нашей страны не столь серьезным. В 2020 году ВВП сократился всего на 4% (в США на 3,4%) инфляция составила скромные 5%, а гривна, похоже, вообще его не "заметила".

Но что будет с Украиной в случае нового мирового кризиса (даже если к тому времени боевые действия закончатся, страна будет истощена войной)?

Едва ли не самый важный вопрос в связи с этим – сохранится ли финансовая и военная помощь, которую мы сейчас получаем от наших союзников?

"Апостроф" обратился с таким вопросом в Министерство финансов, однако на момент публикации материала ответ на него не получил.

"Договоренности по помощи остаются, и я думаю, что тут все будет без изменений, - говорит Андрей Шевчишин. – Наша интеграция в мировую (финансовую) систему сейчас снижена до минимума, поэтому и здесь влияние будет минимальным. А вот что действительно будет для нас болезненно, так это падение цена на наши экспортные товары – у нас и так сейчас слабый экспорт, и он станет еще меньше. Правда, может подешеветь и импорт".

Понятно, что многое будет зависеть от глубины кризиса. Если он окажется сопоставимым с "великой рецессией", последствия для всего мира, в том числе, для Украины, будут соответствующими.

"Я думаю, в этом случае вообще не будет идти речь о помощи со стороны США", - говорит Руслан Черный.

"Это чревато сокращением помощи Украине, - соглашается Алексей Кущ. - К тому же эти страны (в которых будет рецессия) переориентируются на решение собственных проблем, как это всегда бывает в кризис".

Новини партнерів

Читайте также

Банковские тайны "Национального кэшбека": какие риски для украинцев

Раскрытие банковской тайны участников программы Национального кэшбека вряд ли представляет угрозу, но есть риск взлома

"Вовина тысяча": на что украинцы потратят новую помощь от властей

Помощь на 1000 гривен вряд ли улучшит экономическое положение украинцев, но позволит оплатить коммуналку и задонатить на ВСУ

Украина в топе крипто­лидеров мира: плюсы и минусы для нашей страны

Законодательство о регулировании криптоактивов в Украине, отвечающее европейским стандартам, может быть наработано до конца 2024 года