RU  UA  EN

суббота, 2 ноября
  • НБУ:USD 40.95
  • НБУ:EUR 44.25
НБУ:USD  40.95
Бизнес

«Чиновники ведут себя так, как будто работают последний день»

Деятельность контрольно-надзорных органов не идет на пользу украинскому бизнесу Фото: PHL

В то время как в Украине идут военные действия, а падение экономики по результатам 2014 года может составить 9%, контролирующие органы продолжают административное давление на бизнес. Несмотря на то, что количество проверок за первое полугодие хотя и незначительно, но сократилось, объемы начисленных финансовых санкций на юридических лиц наоборот выросли вдвое. Качественных улучшений пока нет, а чиновники ведут себя так, как будто работают последний день, отмечают представители бизнеса. Они еще готовы подождать, но все чаще задумываются о выводе инвестиций из Украины.

Федерация работодателей Украины опубликовала отчет о деятельности контрольно-надзорных органов в первом полугодии на основании официальной статистики, полученной от чиновников в рамках мониторинга ситуации с проверками бизнеса. Общее количество проверок в январе-июне 2014 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилась незначительно‒ на 9,2% до 643,7 тыс. Из них планово чиновники выходили на предприятия почти 353 тыс. раз (сокращение на 13,2%), внепланово ‒ 291,67 тыс. раз (‒ 3,8%). По собственной инициативе контролирующего органа было проведено более 64 тыс. проверок, что на 18,2 тыс. меньше, чем в 2013 году, однако количество контрольных мероприятий на основании поручений правоохранительных органов, кроме прокуратуры, выросло втрое ‒ до почти 12 тыс. «Тенденция в целом настораживает, мы ожидали, что проверок будет на порядок меньше,‒ говорит замглавы ФРУ Алексей Мирошниченко.‒ И это в то время, когда были революционные события, люди умирали на Майдане и шла АТО».

В тройку лидеров по количеству проверок, как плановых, так и внеплановых, вошли Госслужба чрезвычайных ситуаций, а также службы санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и фитосанитарного контроля. Все три госоргана только за полгода провели 245 тыс. проверок. В последних двух получить комментарии А' не удалось, а в Гослужбе по чрезвычайным ситуациям, которая, по данным господина Мирошниченко, является постоянным лидером в рейтинге, удивлены таким показателям. В пресс-службе ведомства заверили, что количество проверок снижается. «Было постановление Кабмина в конце прошлого года о сокращении проверок, и мы его выполняем»,‒ уточнили в службе. Планом-графиком проверок, размещенном на сайте ГосЧС, предусмотрены контрольные мероприятия для 89 субъектов хозяйственной деятельности. Например, в сентябре контролировать соблюдение законодательства в сферах пожарной и техногенной безопасности, гражданской защиты чиновники будут в региональных представительствах торговых сетей, в частности, «Ашан Украина», «Метро Кеш энд Керри», «Эпицентр», «Новая линия». Однако в списке значатся лишь крупные компании и предприятия, уточняют в пресс-службе ведомства. Общее количество бизнеса, подпадающее под проверки, неизвестно.

Кроме того, лидерами по внеплановым проверкам является Пенсионный фонд (ПФУ; 58 тыс.), Государственная санитарно-эпидемиологическая служба (46,24 тыс.) и Госфискальная служба (ГФС; 35,09 тыс.). По словам Алексея Мирошниченко, ПФУ впервые попал в топ-3. «Мы еще не закончили анализировать причины, но обычно Пенсионный фонд проверяет тогда, когда бизнес закрывается, поэтому можно проследить тенденцию к этому»,‒ говорит он. Кроме того, рассказывает господин Мирошниченко, фонд начал практику искусственного доведения предприятий до банкротства, как, например, происходит с «Ковельсельмаш». «Фонд выплачивает профессиональную пенсию по списку №1-2 (льготное пенсионное обеспечение работников, занятых на работе с вредными и тяжелыми условиями труда.‒ А'), а потом предприятие компенсирует фонду. Так, сегодня уже бизнес должен более 7 млрд грн и ПФУ не придумал ничего лучшего, как подавать в суд и банкротить предприятия. «Ковельсельмаш» имеет фонд оплаты труда меньше, чем задолженность фонду»,‒ поясняет господин Мирошниченко. В ГФС рассказывают, что выполняют функции, закрепленные законодательством. Под плановые проверки в 2014 году, уточняет директор департамента налогового и таможенного аудита Наталья Рубан, подпадают около 2% плательщиков. «В основном проверяем схемные налоговые кредиты, так как еще на стадии сдачи накладной видим яму. Внеплановые проверки проводятся на основании анализа рисков. Если не видим доказательств, то и оформлять нечего. Кроме того, отрабатываем схемы 2011-2013 годов, ведь масса уголовных дел заведено по Курченко, ВЕТЭК»,‒ рассказывает она.

Следует отметить, что несмотря на незначительное снижение количества проверок, суммы штрафных санкций для юрлиц увеличились практически вдвое. Если за первое полугодие 2013 года объем штрафных санкций составлял 1,2 млрд грн, то в январе-июне текущего года ‒ уже более 2,3 млрд грн. Среди лидеров ‒ ГФС, Госэкологическая инспекция и инспекция по вопросам защиты прав потребителей. Например, из начисленных экологами 932 млн грн штрафов, в бюджет бизнес заплатил лишь 51 млн грн. «Мы не исключаем, что суммы находятся в судах, оспариваются, но больше верится в то, что с чиновниками договорились»,‒ поясняет Алексей Мирошниченко. Представители бизнес-ассоциаций отмечают, что чиновники стараются начислять штрафные санкции по максимуму. «Ведут себя так, как будто работают последний день,‒ говорит руководитель секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский.‒ В апреля-мае бизнес жаловался, что контролеры, например, из Госфининспекции или Госпотребинспекции, были готовы приходить и осуществлять проверку в зоне АТО, то есть до абсурда доходило». Кроме того, представители бизнеса рассказывают, что чиновники пытаются легализовать так называемый «коррупционный налог», то есть напрямую взятки не берут, а выставляют счет за предоставление определенных услуг через подконтрольные фирмы. Например, чтобы экологи «закрыли глаза» на нарушение, необходимо заплатить 4-4,5 тыс. грн, пожарные ‒ 15 тыс. грн за год.

Фактически, считает господин Забловский, ситуация за полгода кардинально не изменилась, но и радикально не ухудшилась. Первый вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей Сергей Прохоров вообще говорит, что за последнее время жалоб от бизнеса не было, хотя ранее были сигналы о признании договоров никчемными, что чревато было штрафными санкциями. Основная «точка напряжения» сейчас, уточняет он,‒ ситуация на валютном рынке. «Однако я считаю, что власти должны перестать взимать дань и считать весь бизнес своим врагом. Не то сейчас время»,‒ отмечает господин Прохоров. Бизнес ждал и еще готов подождать реализации реформ, однако все чаще стал говорить о сворачивании производства и выводе инвестиций из Украины. Такие факты известны в УСПП ‒ например, речь идет об иностранных инвестициях, вложенных в производство картона. «Нам рассказывали о бизнесмене из Днепропетровска, который последние годы вывозил свой бизнес в Грузию. Производство до конца еще не перенес, но вроде бы наладил отношения с таможенными органами»,‒ добавляет господин Забловский.

Читайте также

Пять крупнейших бизнес-конфликтов во время войны

Украинский бизнес во время войны конфликтует между собой