RU  UA  EN

суббота, 2 ноября
  • НБУ:USD 40.95
  • НБУ:EUR 44.25
НБУ:USD  40.95
Бизнес

Играют они, проигрывает Украина: сколько теряет страна от "уличного" игорного бизнеса

Как маскируется азартный бизнес и сложно ли закрыть нелегальную игорную точку

Как маскируется азартный бизнес и сложно ли закрыть нелегальную игорную точку

Украинская власть продолжает подыгрывать незаконному игорному бизнесу, позволяя открыто работать на улицах нелегальным заведениям под видом точек распространения государственных лотерей. Корреспондент "Апострофа" лично убедился, как такие точки работают, как реагируют на них правоохранительные органы и каковы шансы закрыть таких "нелегалов". О том, сколько теряет бюджет страны от нелегальной игорной деятельности, и каковы масштабы проблемы в целом – читайте в нашем материале.

Как любая "теневая" деятельность, игорный бизнес очень изобретателен в умении обманывать правоохранительную систему: владельцы подпольных казино прячут их внутри помещений, доступ в которые ограничен только для круга избранных, а собственники онлайн игорных сервисов размещают свои сервера за границей. Но интереснее всего поступают владельцы так называемой "уличной" игорки: они научились, прикрываясь легальными лотереями, строить незаконный бизнес прямо на глазах у тех, кто, по идее, должен не допускать его появления. По данным одного из операторов, сегодня в Украине более 2000 точек, которые работают "в черную" под брендом лотерейного оператора, не подписывая договора на распространение лотерей и не платя налоги, из-за чего потери бюджета могут достигать порядка 6 млрд грн в год (об этом ниже).

Казалось бы, вычислить их государству довольно просто – стоит лишь зайти в такой зал и проверить документы. Однако, здесь, похоже, в дело вступает "перцептивная слепота" (термин, означающий неспособность видеть ясно заметные объекты), из-за которой ни регулятор Министерство финансов, на которое возложены функции контроля в лотерейной сфере, ни правоохранительная система в упор не замечают нарушений закона.

Рейд по нелегальным заведениям

19 июля корреспондент "Апострофа", сопровождая адвокатов "М.С.Л.", отправился на проверку двух заведений в Киеве, которые брендированы под лотерейного оператора, и стал свидетелем того, как работают такие нелегальные точки и как непросто происходит начало юридической процедуры, которая впоследствии приведет к ликвидации нелегального заведения.

Первая точка, куда отправились адвокаты "М.С.Л.", находится в Соломенском районе столиці. Это очень "хлебное" (с точки зрения азартного бизнеса) место на Чоколовском бульваре, прямо напротив радиорынка "Караваевы дачи". Над входом в игорное заведение красуется вывеска с логотипом "М.С.Л.", его витрина также украшена информационной продукцией с атрибутикой оператора.

Отметив этот факт, и войдя в зал, адвокат "М.С.Л." Владислав Юхименко первым делом направляется к информационному стенду, расположенному возле окна администратора, чтобы осмотреть представленные на нем документы. В это время немногочисленные посетители, почуяв неладное, спешно покидают игровые места, а администратор и охранник, начинают куда-то судорожно названивать по телефону.

1 / 1
1 / 1

"Здесь указывается на то, что по указанному адресу находится пункт продажи лотерейных билетов ООО "М.С.Л.", - рассказывает тем временем адвокат журналистам, демонстрируя документы на стенде в заведении. - Но это не отвечает действительности, поскольку такой точки ООО "М.С.Л." и другие распространители компании не открывали. Фактически, прикрываясь документами МСЛ, данное учреждение функционирует незаконно. Вполне можно предположить, что занимается игорным бизнесом, вопреки требованиям закона".

По словам адвоката, программное обеспечение, которое используется на игровых терминалах, хотя и содержит логотипы и наименование лотерей "М.С.Л.", также не может быть легальным, ввиду того, что легальный софт не может работать без подсоединения к центральной системе "М.С.Л.", которое, конечно же, отсутствует.

1 / 1
1 / 1
1 / 1
1 / 1
1 / 1

"Программное обеспечение для распространения государственных лотерейных билетов без ведома "М.С.Л.", другие лица не могут использовать. То есть, могу фактически сказать, что это программное обеспечение к "М.С.Л." никакого отношения не имеет", - подчеркивает адвокат.

Выяснив эти факты, Владислав Юхименко принимает решение вызвать полицию. Однако не успевает он связаться с дежурным, как на пороге появляются вооруженные люди в форме. Оказалось, это бойцы спецохраны, которых вызвали сотрудники заведения. Обнаружив, что ничего противозаконного не происходит (только адвокат и журналисты "при исполнении"), бойцы предпочитают в происходящее не вмешиваться.

Адвокату удается дозвониться на 102. "Выявлено нелегальное заведение, которое маскируется под государственную лотерею. Над помещением вывеска "Лото Маркет". Да, я буду в помещении, спасибо", - пообщавшись с дежурным, юрист вместе с журналистами принимается ждать вызванных полицейских.

Ожидание затягивается. Адвокат, с которым спустя полчаса связались по телефону полицейские, говорит, что из районного управления обещали прислать следственно-оперативную группу, которых на район всего две. В процессе ожидания, выбравшаяся из подсобного помещения, где раньше пряталась, администратор нелегального зала настойчиво предлагает юристу "М.С.Л." свой телефонный аппарат, повторяя, что с ним "кое-кто хочет пообщаться". Впрочем, общение так и не состоялось, поскольку на том конце повесили трубку.

Спустя еще полтора часа наконец появляется полицейская группа - офицер-следователь в сопровождении криминалиста. Пообщавшись с юристом "М.С.Л.", полицейские еще с полчаса производят осмотр помещения, а затем принимают у адвоката заявление о выявленных им нарушениях.

1 / 1
1 / 1
1 / 1
1 / 1
1 / 1
1 / 1
1 / 1

Вся процедура, от прихода адвоката на место, до приема полицией заявления, заняла более трех часов. Все это время заведение оставалось открытым, хотя и без посетителей - те сворачивали, завидев непонятную активность. Маленькая деталь, которая, тем не менее, хорошо демонстрирует отношение нелегальной игорной индустрии к полиции. Одному из посетителей, который все порывался поиграть, администратор пообещала примерно следующее: "Приходи через пару часов, или завтра, и спокойно поиграешь. Когда весь этот цирк закончится. Никуда мы отсюда точно не денемся".

В свою очередь представитель следственно-оперативной группы подтвердил, что закрывать точку у него нет полномочий, он может лишь принять заявление, произвести осмотр, и в течение 24 часов внести данные по заявлению в единый реестр досудебных расследований. Закрыта же точка, по его словам, будет после установления в ходе уголовного производства факта занятия нелегальным игорным бизнесом, на что наверняка потребуется время.

"Мы собираемся контролировать дальнейшие проведения следственных действий, и надеемся, что следователь, который будет заниматься этим досудебным расследованием, проведет все необходимые действия с целью установления виновных", - заявляет напоследок адвокат "М.С.Л.".

Похожая процедура - фиксация нелегального игорного бизнеса под видом государственных лотерей "М.С.Л." - повторилась и во втором заведении, расположенном на этот раз в центре столицы на улице Бассейной. Юрист Андрей Шворгун зафиксировал неправомерное использование во внешнем оформлении игорной точки знаков для товаров и услуг, исключительно право на которые принадлежит "М.С.Л.". Внутри помещения, на стенде возле окошка кассы, он обнаружил копию лицензии этого оператора государственных лотерей. При этом среди документов, на основании которых действовала точка, конечно же, не обнаружилось договоров с "М.С.Л.". А на терминалах, как удалось заметить адвокату, был установлен софт, очень напоминающий запрещенное в Украине программное обеспечение "Чемпион".

"Поскольку, с компанией "М.С.Л." данное заведение не заключало ни одного договора на распространение, оно вообще не имеет права распространять наши государственные лотереи. Программное обеспечение данному заведению не передавалось, поэтому неизвестно, что там стоит у них на компьютерах", - отметил адвокат.

1 / 1
1 / 1
1 / 1
1 / 1
1 / 1
1 / 1
1 / 1

На этот раз полицейские приехали несколько быстрее, в течение часа, и сразу же потребовали у местного охранника вызвать владельца заведения, чтобы опросить его относительно установленных адвокатом фактов. Когда охранник попытался юлить, говоря, что хозяин, мол, приехать не сможет, старшая группы, которая явно уже имела дело с этим игорным залом, напомнила, когда владельцу было нужно, тот явился незамедлительно. "Что значит не может? Помню, когда тут витрину разбили, он прилетел за 10 минут", - возмутилась офицер. В результате, несмотря на обещание приехать в течение 20 минут, владелец за это время так и не явился. Адвокат "М.С.Л." как и в первом случае составил заявление, изложенные в котором факты теперь станут основанием для уголовного производства.

Как видим, одна лишь процедура официального информирования правоохранителей о нелегальной игорной деятельности требует значительных усилий и времени. Наверняка непросто будет добиться и закрытия точек, несмотря на то, что у юристов "М.С.Л." на руках все факты и доказательства их противоправной деятельности. Однако компания твердо намерена бороться с незаконной "игоркой". Но, вот, дело ли это только самого оператора? Может, пора все-таки и государству излечиться от "перцептивной слепоты" и начать выполнять свои обязанности?

Оператор против теневого рынка

Сложившаяся ситуация, конечно же, не может не волновать лотерейных операторов, вернее тех из них, для которых на первом месте находится их репутация.

"Таких нелегальных заведений под брендом "М.С.Л" уже больше, чем легальных - более 2 тыс по всей Украине. Наш бренд незаконно используется уже не один год. И одновременно формируется общественное мнение о большой сети "М.С.Л.", которая занимается не лотерейной деятельностью. Хочу предупредить всех нелегалов - мы придем к каждому из вас, привлечем СМИ и будем требовать от правоохранительных органов закрытия таких точек. Владельцы этих заведений станут публичными героями. Мы сделаем все, чтобы сделать вас известными", - заявил в связи с началом борьбы против нелегальных точек президент "М.С.Л." Георгий Ложенко.

"Это системная проблема, которая существует уже давно, по всей стране, и касается не только нашей компании, а всех операторов лотерей, - рассказал в свою очередь "Апострофу" вице-президент "М.С.Л." Евгений Власенко. - Но наша компания - не карательный орган. Это оператор государственных лотерей с более чем 50-летней историей. И наша задача, прежде всего, строить рынок, собирать налоги для бюджета. А конкретные шаги мы ожидаем от государства, которое должно регулировать эту ситуацию".

По мнению вице-президента "М.С.Л.", инициатором наведения порядка на лотерейном рынке, что позволит эффективно вести борьбу с незаконным игорным бизнесом, должен выступить регулятор - Министерство финансов Украины.

"Потому что можно закрывать, можно запрещать, но, вы же понимаете, что тут закрыли, а в другом месте они вновь откроются. А если создать условия, когда операторы государственных лотерей смогут предложить антрепренерам условия, при которых им будет более выгодно работать с ними, платить налоги, чем рисковать, вот тогда все будет в порядке в этой индустрии. Поэтому, нужно, прежде всего, выполнить условия закона "О гослотереях" и принять такие лицензионные условия, которые отвечают этому закону. Это будет первый и очень важный шаг", - считает Евгений Власенко.

Сплошной вред

Вред от незаконной "уличной игорки" - огромен. Во-первых, страдают игроки, обычные украинцы, которые фактически отдают свои деньги мошенникам. Ведь то, во что им предлагают сыграть под видом лотерей нелегальные заведения, язык не поворачивается назвать честной игрой.

Во-вторых, страдает государственный бюджет. О приблизительном размере потерь можно получить представление, произведя элементарные расчеты. Согласно расследованию Экономической правды, оборотность одного зала на 40 терминалов в Киеве может составлять до 2 млн. грн. в месяц, в регионах - порядка 1 млн. Согласно налоговому законодательству, при обороте в 1 млн. грн.,такое заведение должно выплатить около 250 тыс. грн налогов. Если таких точек по Украине 2000, то получается, что в бюджет не попадает 500 млн. грн в месяц, или 6 млрд. в год. Если нелегальные точки действуют и под другим брендом (напомним, что всего в Украине реально - три оператора, хотя только два из них реально работают), то можем эту цифру смело умножать в два раза. Все эти деньги идут эти деньги в карман незаконным дельцам, а не в бюджет.

И, в-третьих, незаконный азартный бизнес наносит огромный вред легальному лотерейному рынку, попросту его уничтожая: условия игры, которыми заманивает игроков незаконная "игорка" на фоне легально работающих лотерей, зачастую выглядят просто фантастическими. Вот и отбирают нелегальные игорные автоматы клиентов у лотерей, существенно снижая их прибыль (часть которой, напомним, также шла бы в бюджет страны).

Когда Минфин прозреет

Между тем сделать первый шаг по наведению на рынке порядка, о котором говорят представители оператора, Министерство финансов не может уже более пяти лет. Еще в январе 2013 года, согласно закону "О государственных лотереях", Минфин должен был разработать, а Кабинет министров утвердить новые лицензионные условия для лотерейного рынка. Однако представить проект этого документа Министерство финансов смогло лишь в мае прошлого года. Документ вышел откровенно плохим, о чем не преминули заявить участники рынка, эксперты, а главное - сразу несколько государственных органов, отказавшихся его согласовывать.

"Апостроф" подробно писал об этой ситуации в своих материалах. Напомним, замечания к минфиновскому проекту лицензионных условий касались его явно дискриминационного характера по отношению к двум из трех действующих операторов и новым участникам рынка, а также положений о двойном взимание платы за лицензию, что противоречит закону. Но главная претензия состояла в том, что в проекте лицензионных условий не было основного, чего от него ожидали - механизма построения в Украине прозрачного рынка лотерей. Для этого Минфин должен был выписать в тексте четкие дефиниции, определения для всех аспектов игры, исключающие двойное толкование. Кроме того, от проекта Минфина ждали положений, которые бы устанавливали постоянный и всеобъемлющий контроль государства за действиями операторов, в первую очередь, контроль оборота средств, полученных с лотереи. В мировой практике это реализуется через постоянный мониторинг государством единых систем операторов, к которым, в свою очередь, подсоединены все без исключения лотерейные терминалы.

На данный момент лицензионные условия до сих пор не утверждены. Мяч по-прежнему на стороне Минфина. Каким будут его действия, учитывая недавнюю смену руководства, надеемся увидеть уже в ближайшее время.

Версия для печати
Нашли ошибку - выделите и нажмите Ctrl+Enter
Раздел: Бизнес

Читайте также

Пять крупнейших бизнес-конфликтов во время войны

Украинский бизнес во время войны конфликтует между собой