Мировые компании, которые заботятся о внешней среде и следят за своим влияниям на экологию, в 2020-м году превосходили в успешности своих конкурентов. Руководитель отдела коммуникаций Глобального договора ООН в Украине Мария Дидык рассказывает, в чем заключается связь между успехом бизнеса и его ответственностью.
Сеть Глобального договора ООН в Украине является официальным представителем глобальной сети UN Global Compact - крупнейшей в мире ассоциации корпоративно ответственного бизнеса. Это единственная инициатива ООН, направленная на интеграцию Целей устойчивого развития в стратегическую и операционную деятельность бизнеса. Организация насчитывает 13 тысяч компаний в 161 стране мира. Из них 86 - участники украинской Сети. Сеть Глобального договора ООН в Украине является диалоговой и учебной платформой по достижению устойчивого развития для бизнеса, инвесторов, гражданского общества, трудовых организации, органов местного самоуправления и правительства.
Когда люди слышат об устойчивом развитии, то чаще всего сфера экологии - первое, что приходит им в голову.
В последние годы организация ООН, члены правительств и общественных природоохранных организаций по всему миру бьют тревогу по поводу ситуации с изменением климата. А в 2021 году тема защиты экологии стала ключевой темой международной политики и вошла в повестку дня практически всех мероприятий ООН.
Но почему именно сейчас ситуация стала критической? И кто ее должен решать? Безусловно, на окружающую среду влияют все люди, которые живут на планете и потребляют природные ресурсы. И каждый человек ответственен за свои действия.
Но все же, не каждый в равной степени влияет на окружающую среду. Выбросы парниковых газов, истощения почв, промышленное животноводство, неконтролируемый вылов океанской рыбы и другие недальновидные и опустошительные по своей сути действия осуществляют крупные бизнес-компании. Поэтому они и должны стать флагманом климатических изменений. Конечно, с учетом инновационных подходов ученых и в сотрудничестве с правительством, потому что без государственной политики экологического протекционизма и финансовой поддержки более развитых стран бизнес вынужден тратить огромные средства на зеленую трансформацию.
Читайте также: Устойчивое развитие: зачем это миру и как монетизируется компаниями
Что делает правительство
Со своей стороны, правительство работает над нужными инициативами. В прошлом году Украина стала участницей "Европейского зеленого курса". Цель этого курса амбициозная, но выполнимая - к 2050-му году сделать Европу первым климатически нейтральным континентом. К тому же, в Украине действует система "эконалога" - его платят предприятия, которые выбрасывают более 500 тонн СО2 в год. Существует система теплых кредитов, льгот на электрокары, "зеленые тарифы" и другие государственные экологические инициативы. Также Правительство работает над Национальной стратегией управления отходами в Украине до 2030 года (сейчас реализация стратегии находится на втором этапе). А в 2018-м году было принято стратегический документ, который предусматривает уменьшение объемов выбросов парниковых газов - "Стратегию низкоуглеродистого развития Украины до 2050 года".
Кроме того, в 2016-м году Украина ратифицировала Парижское соглашение, направленное на укрепление глобального реагирования на угрозу изменения климата в контексте устойчивого развития. Согласно с Парижским соглашением, страны-участницы должны прилагать все усилия, чтобы ограничить рост температуры до 1,5°С.
Почему 1,5℃? Установлено, что для того, чтобы избежать массовой потери экосистем на Земле (что нанесет необратимое воздействие на природную среду, общество и экономику), мы должны сдерживать глобальное потепление на доиндустриальном уровне, а это - 1,5°C. Это требует уменьшения выбросов парниковых газов вдвое к 2030-му году и достижения нулевых выбросов к 2050 году.
Ведущие компании мира уже доказывают, что бизнес-модель, которая соответствует 1,5 °C - возможна! Именно такие компании будут иметь лучшие шансы для процветания. Зато те компании, которые не могут быстро подготовиться к глобальной трансформации, увидят, что их показатели страдают, поскольку инвесторы и международные партнеры теряют уверенность в компаниях, не способных адаптировать свои бизнес-модели.
Что может сделать бизнес
Для того, чтобы ускорить действия по достижению целей Парижского соглашения, с 1 по 12 ноября 2021 в Глазго пройдет Конференция ООН по изменению климата (COP26). Подписание обязательств по 1,5℃ или членство в Коалиции по устойчивости воды является обязательным условием для компаний, которые хотят выступить на конференции в качестве спикеров.
Почему вода? Ведь именно через воду человечество почувствует ужасные последствия климатического кризиса. По данным ООН, уже сегодня два миллиарда людей живет в районах без доступа к питьевой воде. Если срочно не принять меры, в 2050 году такая ситуация будет касаться более половины человечества на планете.
Цель обеих кампаний заключается в том, чтобы набрать скорости для перехода к декарбонизированной экономике накануне Конференции в Глазго. Поэтому настало время для бизнесов и инвесторов показать свою готовность объединяться ради Парижских целей и создания более инклюзивной и устойчивой экономики. А это в свою очередь должно стимулировать правительства усилить вклад в Парижское соглашение.
Глобальный договор ООН является партнером обеих кампаний, и мы настоятельно рекомендуем нашим участникам присоединиться к ним. Потому что эти кампании помогут бизнесам стать лидерами в вопросе изменения климата, а это не только доброе дело, это умное и экономически выгодное дело. Бизнес-лидеры должны воспринимать вызовы как новые возможности. А зеленые инновации - это широкое поле для творчества и креатива. Поэтому стоит уже сейчас изучить опыт передовых стран мира и национальную климатическую политику Украины и быть открытыми к изменениям.
Читайте также: ESG-стратегия компании IBM. Как профессиональный опыт имплементировать в устойчивое развитие
Что можно измерить, тем можно управлять
Именно таким подходом пользуются инвесторы: "What gets measured, gets managed". Поэтому Глобальный договор ООН призывает компании измерять свое развитие, в частности экологическое, ESG-критериями. Для этого существует несколько специальных платформ, поэтому можно выбрать для себя наиболее удобную и отслеживать экологическую устойчивость своего бизнеса. В течение 2020 года мы наблюдали, как целенаправленные мировые компании с лучшими ESG-характеристиками - экологическими, социальными и управленческими - превосходят своих конкурентов. Для украинских компаний, которые уже давно измеряют свой экологический показатель, такая деятельность стала сегодня еще более актуальной. Ведь теперь они идут в ногу с мировыми тенденциями.
В конце апреля по инициативе Джо Байдена прошел Саммит Земли, на котором виртуально присутствовали лидеры 40 стран мира. Во время саммита Байден заявил о намерении к 2030 году сократить выбросы СО2 в США на 50% по сравнению с 2005 годом. Кроме того, Президент США пообещал до 2024 года удвоить сумму инвестиций на экологическую трансформацию развивающихся стран. Это подтверждает тот факт, что в экологического кризиса нет конкретной сферы или континента - это глобальная катастрофа, предотвратить которую мы должны вместе.
Экологическое измерение ESG ориентировано на улучшение экологических показателей компании, которые включают не только соблюдение экологических норм, но и глубокое понимание дела - управление климатическими рисками. Поэтому те компании, которые занимаются постоянным развитием своего бизнеса, должны занять ключевую позицию в положительных изменениях климата. И сделать это как можно быстрее. Ибо природа не предлагает в неограниченном количестве ни одного из своих даров, и в глобальном масштабе выгоды от предотвращения экологического кризиса превышают расходы на преодоление ее последствий.
Говоря о преимуществах от экологической устойчивости для бизнесов, хочется привести цитату из нынешнего письма генерального директора BlackRock Ларри Финка к СЕО бизнес-компаний: "В списках приоритетов наших клиентов ни одна проблема не стоит выше климатических изменений. Они спрашивают нас об этом почти каждый день ... Мы знаем, что климатический риск - это инвестиционный риск. Но мы также считаем, что климатические изменения оказывают исторические возможности для инвестиций".
Читайте другие тексты спецпроекта "Устойчивое развитие" ЗДЕСЬ.