RU  UA  EN

вторник, 30 апреля
  • НБУ:USD 39.30
  • НБУ:EUR 41.95
НБУ:USD  39.30
Бизнес

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Устойчивое развитие: зачем это миру и как монетизируется компаниями

Мировой бизнес начинает жить по правилам устойчивого развития. Как это работает?

Мировой бизнес начинает жить по правилам устойчивого развития. Как это работает? Фото: pixabay.com

"Апостроф" начинает спецпроект на тему устойчивого развития компаний и соблюдение ESG-принципов. Наша цель — донести, что открытая коммуникация об устойчивом развитии, рассказы о своих успехах и неудачах в этом направлении, советы и откровенный диалог компаний пойдут исключительно на пользу украинскому бизнесу, что только становится на путь устойчивого развития. Мы хотим создать виртуальное комьюнити, где можно делиться своим опытом и извлекать пользу из опыта других.

А также в пределах спецпроекта мы отберем и расскажем о вдохновляющих кейсах украинского социального бизнеса, который сверхважными социальными или экологическими инициативами влияет на развитие страны в целом.

Что такое ESG

Несколько десятков лет в мире продолжается непрерывный диалог о том, как должен вести себя бизнес, чтобы не вредить людям и планете. В диалоге принимают участие представители бизнеса, правительств разных стран, международные организации. В результате возник принцип ESG.

По факту это общие правила для компаний и корпораций, которые хотят развиваться в современном мире.

Принцип базируется на трех аспектах:

Environmental (E) – экология, защита окружающей среды;

Social (S) – социальная сфера, права работников;

Corporate Governance (G) – менеджмент, управление.

Читайте также: Климатический кризис и бизнес-сектор: кто кого остановит

Принципы

Условным "местом рождения" ESG принято считать Саммит ООН 2015 года. Именно тогда приняли документ, где закрепили 17 основных принципов. Перечисляем их для лучшего понимания того, что же в мировой интерпретации является постоянным развитием:

Фото: globalgoals.org

"Эти цели и задачи в следующие 15 лет будут стимулировать деятельность в сферах, которые критически важны для человечества и планеты", – резюмировали в документе ООН.

Сразу о мифах

Устойчивое развитие сейчас можно сравнить с введением диджитал технологий несколько лет назад. Мир еще разбирается, как это должно работать, ищет стартапы и инновации, разрабатывает интерпретации тех или иных процессов, исследует проблемы и дополняет стратегию. Следовательно, уже сформировались несколько распространенных мифов, которые создают ложное представление у руководителей компаний об устойчивом развитии.

  • ESG - это только трата денег

Устойчивое развитие компаний – процесс двусторонний. Бизнес вкладывается в устойчивое развитие, которое затем приносит инвестиции бизнесу. Так называемые социальные инвестиции (о них мы поговорим позже). А если говорить глобально и с перспективой на будущее, то соблюдение принципов устойчивого развития может стать чуть ли не единственным пропуском в мир успешного бизнеса.

  • Идея устойчивого развития со временем угаснет.

А вот это вряд ли. Учитывая объемы финансовых активов, которые уже вложены крупными компаниями, они просто не допустят того, чтобы это просто исчезло. На кону их инвестиции и успех. Потому что можно много говорить о правильности идеологии устойчивого развития, но, очевидно, что одной из основных причин для компаний тратить деньги на соблюдение принципов ESG является успешное и долговременное присутствие на рынке.

  • Можно придерживаться только одного из принципов ESG.

Ошибочно считать, что если компания открыла бесплатные курсы для своих работников, или даже для молодых людей города, то она автоматически зачисляется в "клуб" компаний, придерживающихся принципов устойчивого развития. В этом процессе важен комплексный подход.

Фото: pixabay.com

Корпоративная социальная ответственность

В последнее время стало модно компаниям развивать социальные инициативы. Некоторые вкладывают в это маркетинговый смысл или PR-кампанию, некоторые считают, что социальные проекты для города позволят наладить хорошие связи с местными властями. Кто-то таким образом пытается "загладить" вину перед местным населением за негативное экологическое воздействие своих производственных мощностей. Но в действительности корпоративная социальная ответственность — это о культуре цивилизованных отношений бизнеса и общества, что выливается в полезные общественные проекты для одних и возможность строить мощный бизнес для других. А также о культуре отношений внутри компании.

Читайте также: Социальное предприни­мательство: отвечаем на вопросы и разрушаем мифы

КСО включает:

  • стабильные и лояльные условия труда;
  • мероприятия по охране труда и здоровья;
  • гендерный состав работников;
  • цивилизованные отношения с поставщиками, потребителями и партнерами.

И ошибочно считать, что КСО, о которой часто говорят украинские компании, особенно в период карантина, является аналогом устойчивого развития. На самом деле она является лишь его социальной составляющей.

К примеру, компания заботится о своих работниках, обеспечивает их выплатами даже в отсутствие работы из-за карантина, дает бесплатное медицинское обеспечение, организует обучение, но при этом годами сливает отходы производства в местные реки. Ни о какой ответственности принципам ESG в этом случае говорить не приходится.

Также не стоит путать КСО с благотворительностью. Даже если она регулярна. Корпоративная социальная ответственность (при полном нежелании дискредитировать благотворительность) требует гораздо больше усилий и ресурсов. Компании формируют цели КСО-стратегии, проводят тренинги и просветительские сессии для работников, нанимают КСО-менеджеров. Иногда их функции выполняют PR-менеджеры, однако все идет к тому, что КСО будет становиться отдельной институцией каждой крупной компании.

Отчеты

Открытость – один из принципов устойчивого развития. Поэтому компании регулярно составляют и публикуют отчеты, в которых демонстрируют свою активность в работе с принципами ESG. Отчеты не только дают общее представление об устойчивом развитии компании, а также влияют на размер ее оценки. Компании, которые наследуют принципам устойчивого развития, стоят больше других.

Эксперты советуют бизнесу включать в свои отчеты все процессы, касающиеся устойчивого развития, начиная со стратегии.

Планы и цели стоит делить на долгосрочные и краткосрочные, чтобы инвестор понимал, когда он может ожидать результат от компании в достижении ESG-целей.

Также важно указывать, кто руководит процессом устойчивого развития в компании. Хороший колокольчик для инвестора – привлечение к этому процессу руководства компании и наличие отдельного ответственного работника.

Основная часть отчета - это реальные действия и достижения компании за определенный период. Также важна оценка результата: достаточен ли он для вложенного объема ресурсов.

"Наиболее выигрышный вид будет иметь отчет, в котором результат выражен в денежном эквиваленте. Конечно, не вся ценность подвергается денежной оценке. Например, польза системы предотвращения несчастных случаев на производстве для работников. В таком случае требуется детальное описание, что доказывает систематичность работы компании за ESG-направлениям", – советуют в Европейской бизнес-ассоциации (EBA).

Также, по совету EBA, часть отчета об устойчивом развитии стоит посвятить вопросам этичности и борьбе с коррупцией. Например, показать статистику работы горячих линий по вопросам этики и механизм реагирования на обращения. Эта информация свидетельствует о том, что ведется целенаправленная работа по противодействию нарушениям.

Фото: pixabay.com

Рейтинги

Много международных агентств составляют ESG рейтинги компаний. Но общепринятых и прописанных критериев того, как должны складываться такие рейтинги, нет. Некоторые агентства вообще не раскрывают методологию, некоторые раскрывают частично.

Инвесторы обычно доверяют крупным агентствам с прозрачной методикой оценивания. Ведущими являются Sustainalytics и MSCI. Для рейтингов используют буквенную шкалу, от ААА до ССС. Но могут использовать и числовую шкалу.

Согласно исследованию, большие агентства охватывают от 3900 до 12000 компаний, которые они оценивают.

Например, в Sustainalytics 16 представительств в разных странах мира и более 650 сотрудников, в том числе более 200 аналитиков с различными мультидисциплинарными знаниями в более 40 отраслевых группах.

В Украине первый профессиональный рейтинг в области устойчивого развития Sustainable Ukraine разработала компания Premier Business Consulting & Communications в 2019 году.

Рейтинг предусматривает шкалу от ААА до D и оценивает:

  • качество корпоративного управления в области устойчивого развития;
  • корпоративную устойчивость;
  • прозрачность деятельности и ее общественную подотчетность;
  • умение определять и управлять своими нефинансовыми рисками и возможностями;
  • уровень положительного / отрицательного влияния на украинское общество и экологию. Рейтинг SustainableUkraine предусматривает шкалу от ААА до D.

Социальные инвестиции

Теперь поговорим о "плюшках" для бизнеса. Самая большая из них – это социальные инвестиции. Такое понятие появилось еще в начале прошлого века. Тогда в США набирал обороты Pioneer Fund. Это инвестиционный фонд, который в период сухого закона полностью исключил инвестиции в компании, которые занимались производством или продажей алкоголя.

Таким образом, фонд еще до появления такого явления как устойчивое развитие инвестировал только в те компании, которые соответствуют его принципам. В этом и заключается суть социального инвестирования, однако вместо личных принципов сейчас работают принципы ESG.

Для социального инвестирования существует три пути:

  • не давать деньги тем, кто не придерживается принципов ESG;
  • искать для инвестиций только тех, кто придерживаетсяэтих принципов;
  • сочетать оба варианта.

Сейчас в Европе известны случаи, когда инвесторы отказываются давать деньги компаниям, которые не имеют экологической стратегии. Вместе с тем есть фонды, которые инвестируют исключительно в компании, которые придерживаются гендерного равенства.

Фонд Big Society Capital, работающий в Великобритании, стал первым в мире оптовым финансовым институтом, который инвестирует в банки, фонды и финансовые компании, работающие с социальными предприятиями.

Согласно статистике Global Sustainable Investment Alliance, в 2018 году 30 триллионов долларов инвестировались с соблюдением принципов ESG-инвестирования. Например, это на треть больше годового бюджета США и вдвое больше бюджета Китая. При этом Европа пока преобладает над США в количестве социальных инвестиций, но те отвечают стремительным ростом в течение последних двух лет.

Фото: pixabay.com

В исследовании Edelman Trust Barometer,, проведенного в прошлом году, говорится, что 71% потребителей готовы отказаться от бренда, который не решает других проблем, кроме собственного обогащения. И есть обоснованные основания полагать, что количество таких потребителей будет расти.

Одним из ярких примеров компаний, которые уже "пострадали" от несоблюдения правил ESG, является Volkswagen с резонансным "дизельным скандалом". В 2015 году компанию уличили в том, что она значительно снижала показатели выбросов вредных веществ в атмосферу, продавая автомобили с дизельными двигателями. Это продолжалось с 2008 по 2015 год. За это время компания успела продать более 5 млн машин.

"Дизельный скандал" не только вызвал уменьшение спроса на автомобили немецкого производителя в некоторых странах, но и отразился на всем рынке дизельных автомобилей. Некоторые страны заявили, что в период с 2025 по 2040 год намерены запретить продажу дизельных автомобилей.

От "дизельгейта" значительно выиграл рынок электрокаров, поскольку производители именно таких автомобилей продолжают получать преференции от правительства в частности европейских стран.

Эта ситуация отчасти объясняет, почему инвесторам выгодно инвестировать в компании, придерживающиеся ESG. Экологические и гендерные скандалы, а также скандалы с нарушением прав людей не пойдут на пользу бизнесу и не приведут к росту прибыли. Также ESG – это гарантия привлечения квалифицированных кадров, от которых зависит большая часть успеха. А поддержка социальных инициатив гарантирует заинтересованность местных властей и общества в существовании бизнеса. Таким образом компании с устойчивым развитием является надежным партнером для инвестора.

Очевидно, что столь сложный процесс как социальное инвестирование не может обойти проблемы. Особенно в начале своего пути.

Современный исследователь в области финансовых инвестиций Педро Матас в своей книге отмечает, что последовательная программа внедрения ESG-принципов еще не определена, а концепция ESG-инвестирования еще формируется.

Самая главная дилемма устойчивого развития в псевдоответственности. Матас называет это "зеленым пиаром" или "пиаром во всех цветах радуги". Компании могут преувеличивать уровень своей социальной, экологической или управленческой ответственности, чтобы привлекать инвестиции. Отсутствие авторитетного контролирующего органа или учреждения не может гарантировать доброчестность всех субъектов в процессе устойчивого развития.

Малый и средний бизнес

Один из мифов устойчивого развития касается того, что принципы ESG – это "игрушка" исключительно крупных компаний, а для среднего и малого бизнеса это не актуально. Сейчас действительно принципы устойчивого развития более имплементируют крупные компании, но это не значит, что малый и средний бизнес должны оставаться в стороне.

От руководителей небольших компаний часто можно услышать: "наша задача в современных условиях – выжить". Из-за финансовых трудностей в условиях пандемии малый и средний бизнес зачастую даже не рассматривает возможности имплементировать принципы устойчивого развития.

Председатель правления Центра "Развитие КСО" Марина Сапрыкина отметила, что устойчивое развитие для малого и среднего бизнеса – это больше о подходе, чем о деньгах.

"Мы просим малый бизнес пересмотреть всю свою бизнес-модель: ресурсы, партнеры, клиенты. Подумать о том, как им стать более экологически и социально ответственными. Руководители небольших компаний говорят, что им это полезно и это работает", – говорит Марина Сапрыкина.

Фото: pixabay.com

Имплементацию принципов устойчивого развития в малом и среднем бизнесе она продемонстрировала на примере кафе.

"Когда мы открываем кафе, нам нужно продумать, какое оборудование выбрать. Если мы придерживаемся принципов устойчивого развития, мы выберем энергосберегающее оборудование. Во-первых, оно помогает уменьшить расходы. Во-вторых, оно является полезным для окружающей среды. Затем выбираем производителя кофе. Он не должен эксплуатировать человеческий труд и должен платить достойную зарплату. Далее, привлекаем клиентов, выстраиваем программы лояльности и корпоративную культуру, ориентированную на клиента. И напоследок продумываем, как правильно утилизировать отходы", – пояснила Марина Сапрыкина.

У малого и среднего бизнеса есть несколько весомых причин задуматься о своем устойчивом развитии.

Во-первых, часто они сотрудничают с крупными компаниями, в частности являются поставщиками услуг или продукции. Такие крупные компании, особенно международные, могут требовать от меньших компаний пройти сертификацию на предмет устойчивого развития. В будущем эта практика будет распространяться, и полноценно работать на рынке сможет лишь тот, у кого есть стратегия устойчивого развития.

Во-вторых, мотивация наемных работников. Во время миллениалов лучших кадров будет отбирать себе прогрессивная компания, у которой есть большая общая цель и высокий уровень корпоративной культуры.

В-третьих, привлечение потребителей, среди которых могут быть все те же миллениалы, которые будут обращать внимание на принципы и современность подхода бизнеса, услугами которого они пользуются.

Кейсы

В мире немало кейсов устойчивого развития компаний, которые подходят к этому вопросу комплексно.

Немецкий химический концерн BASF имеет развитую стратегию устойчивого развития.

Компания придерживается принципов циркулярной экономики, или экономики замкнутого цикла. Для этого увеличивает объемы использования переработанного и восстановленного сырья. До 2030 концерн имеет цель удвоить продажи с помощью разработок в сфере экономики замкнутого цикла и достичь уровня 17 млрд евро. Уже в 2025 году BASF планирует перерабатывать 250 000 тонн сырья, что предусматривает повторное использование, и сырья на основе отходов вместо ископаемого сырья.

В BASF есть программа по управлению выбросами углерода. Концерн имеет стратегию значительного уменьшения выбросов к 2050 году. В частности разрабатывают и внедряют новые процессы производства химических веществ, которые не предусматривают выбросов СО2.

В стратегии концерна также указан полный переход к возобновляемым источникам энергии.

Кроме многочисленных социальных проектов в Германии, концерн BASF также реализует такие проекты и в Украине. В Харьковской области реставрировали исторический Шаровский дворец. Также несколько лет концерн развивает образовательный проект BASF Kids 'Lab. Для детей бесплатно проводит прикладные уроки по химии.

Компания Avon основное внимание уделяет двум направлениям: проводит кампании против домашнего насилия и помогает в противодействии рака груди.

Больницам по всему миру, в том числе и украинским медицинским учреждениям, Avon передает специальное медицинское оборудование для исследования молочных желез у женщин.

Для женщин, пострадавших от домашнего насилия, компания ежегодно передает свою продукцию. Через специальные фонды ее распределяют в приюты, где такие женщины находят защиту. В прошлом году в Avon разработали благотворительную открытку с планом безопасности в случае возникновения ситуации домашнего насилия и распространили ее среди представителей компании Avon.

Социальный проект для женщин реализует и другой производитель косметики L'Oréal. Компания ежегодно награждает лучших женщин-ученых премией "Для женщин в науке". В течение 22 лет премия поддержала и отметила более 3400 женщин-ученых из 116 стран.

А компания Mary Kay развивает женское предпринимательство, разрабатывая соответствующие программы поддержки.

Фото: pixabay.com

Mastercard в свою очередь развивает экологическое направление постоянства. Компания запустила инициативу Mastercard Priceless Planet Coalition, что имеет цель бороться с климатическими изменениями. Они привлекают к инициативе партнеров и вместе с ними планируют "сделать мир лучше", а именно: высадить 100 млн деревьев за следующие 5 лет.

Кроме того, в социальном направлении Mastercard разработал проект Girls for Tech. Он помогает девочкам от 8 до 16 лет получать образование в технических специальностях.

Таким образом, украинскому бизнесу есть кому подражать. О перспективных шагах в сферу социальной, экологической и корпоративной ответственности стоит думать уже сейчас, чтобы успеть присоединиться к общемировой тенденции устойчивого развития в бизнесе, что позволит выстраивать прибыльный и надежный бизнес на много лет.

Читайте другие тексты спецпроекта "Устойчивое развитие" ЗДЕСЬ.

Новини партнерів