RU  UA  EN

четверг, 21 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Бизнес

Украинский рынок молочной продукции надеется на экспорт

Потеря российского рынка молочной продукции может привести к профициту сырья на внутреннем рынке

Потеря российского рынка молочной продукции может привести к профициту сырья на внутреннем рынке Украинские молочные компании надеются переориентировать производство на внешние рынки Фото: PHL

Отечественные производители молочной продукции испытывают финансовые трудности из-за снижения внутреннего потребления продукции и закрытого на экспорт рынка России, заявляют в Союзе молочных предприятий. Нивелировать негативные влияния молокопереработчики рассчитывают за счет увеличения в этом году экспорта сливочного масла и сухого молока на 20%. Однако, эксперты отмечают, что с учетом снижения мировых цен на эти виды товаров компаниям не удастся полностью перекрыть потерю рынка РФ. В результате, летом может сложиться ситуация, когда у переработчиков не хватит оборотных средств на закупку в достаточном объеме сырья, опасаются участники рынка. По их словам, это может привести к снижению закупочных цен, в первую очередь у населения, и как результат – к сокращению поголовья скота.

Молочная отрасль в этом году, вероятно, сменит структуру производства и продажи товара – в первую очередь будет выпускать молочную продукцию на экспорт, а не на внутренний рынок. Такие прогнозы вчера озвучил журналистам председатель совета директоров Союза молочных предприятий Вадим Чагаровский. «У большей части молокопроизводителей сейчас достаточно тяжелое финансовое состояние, наблюдается нехватка оборотных средств. На фоне ухудшения кризисной ситуации и снижения покупательской способности населения, экспорт с учетом нынешнего курса валют поможет улучшить финансовое состояние компаний»,– поясняет господин Чагаровский.

До последнего времени основным рынком сбыта украинской молочной продукции являлась Россия. Однако в прошлом году РФ ввела запрет на ее ввоз. Вначале под эмбарго попали сыры, так что в прошлом году было экспортировано 19,5 тыс. т (на $120,1 млн) против 59 тыс. т (на $362,3 млн) 2013 года. В результате, производители смогли переориентироваться на экспорт сухого молока, сливочного масла и сырной продукции. «В прошлом году украинские компании экспортировали рекордный объем сливочного масла за последние десять лет. Помимо этого, выросли объемы и сухого молока, а также технического казеина»,– рассказал господин Чагаровский. По данным ИК Dragon Capital, в 2014 году из Украины было вывезено на внешние рынки 11,3 тыс. т масла (+189%) на $47,3 млн, а сухого молока (цельномолочного и обезжиренного) – 54,9 тыс. т (+63,4%) на $164,2 млн. В основном в Россию и Казахстан (70% от экспорта).

Однако в конце июля 2014 года запрет распространился на всю молочную продукцию украинского производства. «Это отрицательно сказалось на отрасли. В результате, увеличились запасы товара на складах, и на сегодняшний день в целом по рынку их объем составляет 12-15 тыс. т, что на 3%, а также 7-10% больше, чем в 2013 году в зависимости от вида продукции»,– заявил вчера экономист департамента технического сотрудничества продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (Food and Agricultural Organization) Андрей Ярмак.

На экспорт будет идти в основном сухое молоко и сливочное масло, а сыр – основной продукт, который в свое время обеспечивал финансовую стабильность молочных предприятий – экспортироваться не будет, уточнил господин Чагаровский. «Экспорт сыров ограничен качеством Украинской молочной продукции и ее сертификаций – для стран ЕС и США. В тоже время в странах Азии потребление сыров и молочной продукции, к которой привыкли мы, ограничено по причине распространенной непереносимости лактозы у взрослого населения»,– поясняет такой шаг производителей аналитик ИК Dragon Capital Наталья Шпигоцкая. Господин Ярмак отмечает, что в этом году молокопереработчики смогут нарастить экспорт сухого молока на 15% и сливочного масла на 20% за счет новых рынков. По данным Союза молочных предприятий, компаниям удалось уже найти новые рынки – страны Азии и Африки. «Конечно, маржинальность сухого молока и масла в четыре раза ниже, чем сыра, производимого в Россию. Однако такой шаг позволит дифференцировать риски тем компаниям, для которых соседняя страна была основным рынком сбыта»,– говорит господин Ярмак.

Полностью перекрыть потерю российского рынка за один год вряд ли удастся, говорит госпожа Шпигоцкая. «Биржевые продукты – масло и сухое молоко украинского производства – ниже по качеству, чем у других стран-экспортеров. Значительно расширить рынки украинские производители смогут после того, как качество продукции подтвердят в ЕС. Так как на это ориентируются в тех же странах Азии и Китае»,– поясняет господин Ярмак. По данным Минагрополитики, результаты проверок украинских молочных предприятий ожидаются в июне-июле этого года.

Помимо этого, конъюнктура мирового рынка сейчас не самая благоприятная для экспорта. По данным ИК Dragon Capital, цены на сухое обезжиренное и цельномолочное молоко с начала 2014 года снизились практически в два раза и на конец декабря находились на уровне $2,36 тыс./т и $2,58 тыс./т соответственно. Стоимость сливочного масла на мировых рынках снизилась на 68%, до $3,35 тыс./т. «Цены начали падать в начале прошлого года. В частности, на это повлиял запрет РФ на импорт молочной продукции из стран ЕС»,– говорит госпожа Щпигоцкая. Господин Ярмак добавляет, что в тех же странах Евросоюза была снята квота на производство молока, что усугубило ситуацию с перепроизводством. «Однако девальвация национальной валюты делает украинский продукт по цене более привлекательным»,– говорит председатель правления «Дубномолоко» (ТМ «Комо») Олег Волошин.

Таким образом, летом может возникнуть ситуация, когда переработчики не смогут закупить сырье в необходимом объеме, говорит господин Ярмак. «Может быть нарушен баланс. Ведь часть молока экспортировалась в составе молочной продукции. Рынок России закрыт, производство сырья по прогнозам будет на уровне 2014 года. Учитывая также проблемы с оборотными средствами, есть вероятность возникновения профицита молока на рынке»,– говорит господин Волошин. Президент Ассоциации производителей молока Андрей Дикун отмечает, что переработчики в первую очередь откажутся от закупки сырья у населения, которое по качеству ниже, чем у фермеров. «В результате, закупочные цены от населения будут снижаться, что приведет к тому, что владельцы коров начнут резать скот. Что в долгосрочной перспективе может привести к дефициту сырья на рынке. Ведь объемы экспорта все-таки будут увеличиваться, а восстановить поголовье не так то просто»,– говорит господин Волошин.