14 октября на инновационной карте страны появился новый лидер - MHP accelerator. Программа развития агростартапов была создана крупнейшим украинским агрохолдингом Мироновский хлебопродукт и технологическим кластером Radar Tech. Жюри проекта выберет 10 участников, которые смогут пройти 3-месячный курс обучения у экспертов агро-, бизнес-, стартап-отрасли. Эти команды получат доступ к ресурсам и экспертизе агрохолдинга, а также смогут реализовать пилотные проекты на базе МХП и провести их коммерческий запуск в партнёрстве с агрохолдингом. Все финансирование при этом взял на себя Мироновский хлебопродукт.
Событие это знаковое, причем не только для IT или агросферы. Крайне редко крупнейшие компании из реального сектора экономики поддерживают инновационные проекты, тем более на постоянной основе. Как написал на своей странице в социальной сети Facebook глава компании Юрий Косюк, "Мироновский Хлебопродукт" всегда открыт для новых идей и предложений, даже если они на первый взгляд кажутся алогичными и заоблачными. Полусырая идея - это уже много. Главное, чтобы была голова, которая думает, и руки, которые делают. Наша задача - стать площадкой для продвижения хороших идей, предоставить ресурс и поделиться нашими знаниями и опытом. МХП - это лаборатория стартапов".
Если примеру МХП последуют другие компании, то у Украины действительно появится реальный шанс стать той стартап-нацией, о которой так много говорит правительство. Талантливых ребят со свежими инновационными идеями у нас много, но заинтересованность такими проектами проявляют часто компании либо со слабой экспертизой в данной области, либо не планирующие вкладывать деньги в финансово-затратные стартапы. МХП же удалось найти формат, который позволил объединить таланты, свежие идеи и бизнес без ущерба для всех участников. Именно по такому принципу в свое время пошло государство Израиль, с которого мы теперь берем пример. Финансирование инноваций позволило стране даже в условиях войны стать лидером в этой сфере и процветающей страной.
Надо сказать, что МХП уже давно сделал ставку именно на инновации. Например, использование альтернативных энергетических ресурсов - биогаза. Более того, компания занимает лидирующие позиции в стране по его производству. Первая биогазовая станция появилась еще в декабре 2012 г. В 2013 году была запущена в эксплуатацию биогазовая станция, мощность которой составила 5 МВт/час (что в эквиваленте - электроснабжение 15 тыс. квартир и тепловое обеспечение 1,5 тыс квартир). В конце 2014 г. биогазовая станция доведена до своей полной мощности. Это первая в Европе станция такой мощности и уровня технологий, работающая на курином помете и отходах комплекса по переработке цыплят-бройлеров.
Сегодня за этой технологией – будущее. Поскольку она позволяет решить еще одну проблему современности – экологическую. Технология позволяет перерабатывать в газ не только отходы "куриного" производства, но и обычный мусор, который скапливается сегодня на огромных мусорных полигонах вокруг крупных городов. Особенно актуальна эта проблема для Украины. У нас, с одной стороны, есть огромный недостаток в электроэнергии, а с другой – большое количество мусорных полигонов, с которыми власти не знают, что делать. Достаточно вспомнить недавнюю историю с так называемым "львовским мусором". МХП готов поделиться своим опытом в "зеленой" энергетике и вопросе утилизации отходов.
Тем не менее, в последнее время на МХП началась полномасштабная атака в отечественных СМИ, "пролоббированная" (по всей видимости) компаниями, которые являются крупнейшими получателями экспортного НДС. Компании вменяют то, что она получила треть всех дотаций, выделенных для животноводов и птицеводов. При этом не учитывается тот факт, что действующий механизм выдачи этих дотаций агросектору разработан правительством и является наиболее прозрачным и понятным. Компания получает дотацию в размере части той суммы, которую она заплатила в бюджет. То есть – больше производишь, продаешь, платишь в бюджет страны – соответственно, и больший размер дотаций получаешь. Агроиндустриальный холдинг принял такие правила игры и в дальнейшем собирается неуклонно следовать регуляторным актам.
На сегодня МХП занимает более 55% украинского рынка промышленного производства курятины. А это огромные вложения в производство, транспорт и логистику, в инновации и так далее. Сегодня 100% курятины производится и перерабатывается на предприятиях МХП. Наиболее известный бренд – "Наша ряба" (а также "Легко" и Qualiko), мясной бренд "Бащинский".
Если же говорить о росте цен на внутреннем рынке, то тут причины объективные. Девальвация гривны, рост цен на корма, витамины, оборудование и запчасти. Рост цен на мясо наблюдается во всем мире, хотя в Украине они являются наиболее низкими в регионе.
Покупая продукцию МХП, украинцы могут быть уверены, что потребляют качественный товар, соответствующий всем мировым стандартам. О качестве продукции говорит тот факт, что компания успешно конкурирует на мировых рынках. МХП экспортирует свою продукцию в 17 стран ЕС (Нидерланды, Ирландия, Бельгия, Польша, Италия, Греция и другие), а также Африки и Ближнего Востока. В 2015 г. МХП получил разрешение на экспорт своей продукции в Саудовскую Аравию. При этом, для выхода на рынки мусульманских стран была внедрена технология производства халяльной продукции.
Недавно компания обнародовала финансовые показатели за 3-й квартал 2017 года, которые выглядят весьма оптимистично. За июль-сентябрь 2017 года МХП получил $47 млн чистой прибыли против $9 млн чистого убытка за аналогичный период 2016 года. Выручка за этот период выросла на 9% - до $370 млн, валовая прибыль – на 16%, до $92 млн, EBITDA - на 5%, до $105 млн.
За январь-сентябрь 2017 года агроиндустриальный холдинг МХП увеличил чистую прибыль в 2,5 раза – до $257 млн. Экспортная выручка за третий квартал 2017 года оценивается в $212 млн, что составляет 57% от общей выручки за этот период. Операционная прибыль выросла на 24% - до $92 млн, EBITDA-маржа сократилась до 28% с 29% за аналогичный период 2016 года. Неденежные убытки от курсовой разницы за июль-сентябрь оцениваются в $17 млн (третий квартал 2016 года - $50 млн).
Компания планирует дальнейшее расширение мощностей. Строительство второй очереди Винницкого комплекса движется в соответствии с планом и бюджетом. Во втором квартале 2018 г. будут запущены первые площадки выращивания, что позволит увеличить объем производства курятины порядка на 35 тыс. тонн в 2018 году. А общая мощность второй очереди, которая будет введена в эксплуатацию на протяжении последующих трех лет, составит 260 тыс. тонн куриного мяса.
МХП входит в тройку крупнейших работодателей страны. Сегодня в компании работает около 27 тыс. человек. Только Винницкая птицефабрика за год увеличила количество персонала более, чем вдвое. Поэтому сегодня для Украины менее всего нужно, чтобы компания находилась под прицелом нечистоплотных политиков и недобросовестных конкурентов. В большинстве развитых стран мира флагманов экономики всегда активно поддерживают, ведь именно от таких компаний часто зависит жизнеспособность всей отрасли, а в ряде случаев – и экономики страны.