Украина в 2021 году, во многом благодаря погоде, соберет один из лучших за свою историю урожаев зерновых. Значительная его часть пойдет на экспорт, что принесет государственной казне миллиарды долларов. Однако, если бы это зерно было направлено на переработку, то полученную в результате нее продукцию можно был бы продать за границу в несколько раз дороже. "Апостроф" разбирался, почему Украина остается ресурсно-сырьевой экономикой, и что нужно сделать, чтобы изменить эту модель.
Урожай зерновых и зернобобовых в Украине в 2021 году, как ожидается, превысит 70 миллионов тонн. Такой прогноз сделал "Институт аграрной экономики".
Напомним, в 2020 году в нашей стране был не самый лучший урожай – всего 65 миллионов тонн, тогда как в 2019 году аграрии собрали рекордный за всю историю независимой Украины урожай – 75 миллионов тонн.
Таким образом, нынешний год может стать вторым по объемам производства зерна после 2019-го.
Несмотря на холодную весну, ожидаются хорошие показатели по озимой пшенице - на уровне 28,5 миллиона тонн. Урожай яровой пшеницы также должен оказаться лучше прошлогоднего.
В 2019-2020 маркетинговом году (с начала июля по конец июня) на экспорт ушло более 20 миллионов тонн пшеницы (в текущем маркетинговом году экспорт может оказаться немного меньше).
По подсчетам специалистов, продажа за границу 20 миллионов тонн пшеницы может принести порядка 4 миллиардов долларов.
Безусловно, выгоднее выращенную аграрную продукцию перерабатывать в продукты питания с более высокой добавленной стоимостью – в случае с пшеницей, например, в макаронные изделия - и уже эти товары продавать на экспорт.
Чаще же выходит наоборот – мы продаем пшеницу за рубеж, а оттуда, например, из Польши, импортируем те же макароны, которые качественнее, а иногда при этом и дешевле отечественных.
Но, опять-таки, по подсчетам специалистов, даже если упомянутые 20 миллионов тонн пшеницы направить не на переработку, а на корм курам, а потом этих кур продать за границу, то заработок составит 15 миллиардов долларов. То есть на 11 миллиардов долларов больше, чем от экспорта зерна.
При этом эти деньги пошли бы на создание рабочих мест, на зарплаты, налоги.
Кстати, о налогах - с этих 15 миллиардов долларов их было бы уплачено на 4,5 миллиарда – то есть больше, чем, весь доход от экспорта 20 миллионов тонн пшеницы.
Возмещение без добавленной стоимости
В связи с вышеизложенным возникает логичный вопрос: если продукцию животноводства и промышленно переработанные товары с финансовой точки зрения экспортировать выгоднее, чем зерно, то почему происходит прямо противоположное?
Ответ на этот вопрос достаточно прост - в нынешней модели украинской экономики это крайне сложно.
"В Украине сложилась традиция делать быстрые деньги. Мы привыкли быстро получать прибыль, быстро что-то куда-то экспортировать, затем снова быстро получать ресурс и снова его экспортировать. То есть мы вынуждены констатировать, что у нас ресурсно-сырьевая экономика, и это накладывает отпечаток на развитие всего бизнеса", - сказал в комментарии "Апострофу" эксперт Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Егор Киян.
В результате, по его словам, промышленность, сложное производство, все то, что требует привлечения инвестиций, использования технологий, развивается достаточно слабо.
Тем более, что правительство (и это касается не только нынешнего Кабмина, но и предшествующих) этому всячески способствует.
Ключевым элементом в этой модели занимает налог на добавленную стоимость (НДС), а, точнее, его возмещение экспортерам. Ставка НДС в Украине составляет 20%, но в нынешнем году для аграриев она была снижена до 14%, что, тем не менее, все равно достаточно много.
"По определенным категориям товаров, например, в аграрном секторе, прибыль создается не на экспорте как таковом, потому что очень часто продукция экспортируется по ее себестоимости или вообще с демпингом, а именно от возмещенного НДС", - говорит Егор Киян.
Экономист, финансовый аналитик Алексей Кущ согласен. По его словам, очень часто экспортеры, когда приходят в банк брать кредит, в качестве источника погашения этого кредита указывают возмещение НДС. "То есть государство обеспечивает рентабельность экспортеров и, фактически, формирует их прибыль", - сказал он в комментарии изданию.
При этом в сырье как раз нет добавленной стоимости - она появляется в результате более сложного животноводческого и обрабатывающего производства.
"Поэтому, если мы говорим о налоге на добавленную стоимость, государство должно возмещать именно добавленную стоимость", - отметил Кущ.
Есть также вопрос мотивации, добавляет эксперт. Если предложить фермеру производить более сложную агропродукцию - ягоды, фрукты, овощи, а также молочную и животноводческую продукцию, он скажет: "А зачем мне этим заниматься абсолютно без каких-либо государственных дотаций, если можно экспортировать зерно и еще получать возмещение НДС?"
О квотах и пошлинах
Поэтому пока эта порочная модель будет и далее функционировать, ничего не изменится.
"Невозможно поменять экономику, если экономические стимулы работают в противоположном направлении, - говорит Алексей Кущ. - И здесь не нужно искать какой-то злокозненности агротрейдеров – они работают в тех условиях, которые для них создали".
При этом нынешняя модель, помимо прочего, негативно сказывается на всех сферах экономики.
"У нас происходит разрушение производственной цепочки, у нас идет экспорт, но непонятно, сколько мы сможем проработать по такой схеме", - отметил Егор Киян.
А это значит, что действующую экономическую модель нужно менять.
В частности, можно регулировать экспорт. Хотя это - достаточно дискуссионный вопрос, так как наверняка такая мера не понравится экспортерам.
Одним из способов регулирования является квотирование экспорта.
Кстати, сейчас нечто подобное действует в виде ежегодного меморандума об ограничении экспорта зерновых, который правительство подписывает с трейдерами. Однако этот меморандум, скорее, направлен на то, чтобы из Украины не вывезли все зерно, то есть это - вопрос продовольственной безопасности.
"К тому же, если говорить о квотах, их будут получать те, кто приближен к власти, поэтому целесообразнее установить экспортные пошлины и регулировать их, как это делается в других странах", - отметил Егор Киян.
Самое интересное, что у Украины подобный опыт тоже есть, и касается он подсолнечника.
"Были созданы правильные налоговые стимулы – пошлины на экспорт семян, и сейчас мы – крупнейшие экспортеры подсолнечного масла в мире", - говорит Алексей Кущ.
То же самое можно было бы сделать и на рынке зерновых.
Секрет подсолнечного масла
Но переработка не появляется на пустом месте - ее нужно стимулировать.
"Для того, чтобы она возникла, нужен очень мощный инвестиционно-кредитный рычаг. Поэтому государство должно создать источник формирования этого финансового рычага. В частности, нужно вводить пошлину на экспорт сырья и за счет средств от этой пошлины сформировать национальный резервный фонд, и его потом использовать для льготного кредитования и субсидирования перерабатывающих отраслей, - рассказывает Алексей Кущ. - Если бы предприниматели имели возможность взять кредит на строительство перерабатывающего завода под 1%, а государство компенсировало бы им затраты на подключение к инфраструктуре, то через четыре-пять лет многие трейдеры, которые сейчас экспортируют сырье, стали бы крупнейшими переработчиками и экспортерами уже переработанной продукции".
По словам эксперта, у Украины потенциально есть возможности в три-четыре раза увеличить экспорт аграрной продукции до 100 миллиардов долларов: "Ничего, на самом деле, в этом сложного нет. Но это должна быть продукция переработки, а не сырья".
Рецепт, как это сделать, известен, и нужно только, чтобы власть им воспользовалась. Потому что, как сказал собеседник "Апострофа", приближенный к властным кругам, попросивший не называть его имя, если оставить все как есть, это будет равносильно "преступлению против будущего Украины".