РУС. | УКР.

пятница, 20 октября
  • Лайм
НБУ:USD
  • НБУ:USD
  • НБУ:EUR
26.50
Бизнес
Мнение

Спасение «Нафтогаза» как пример антиреформ

Отсутствие прогресса по комплексному реформированию «Нафтогаза» усиливает нестабильность на энергетическом рынке Украины Фото: Владислав Содель

Вместо реструктуризации «Нафтогаза» в соответствии с условиями Третьего энергетического пакета ЕС, который предусматривает лишение его монополии на добычу, транспортировку и поставку газа, внедрение новых подходов к повышению рентабельности и оптимизации структуры менеджмента компании, правительство продолжает увеличивать финансовые вливания в компанию и ее долги. Только в рамках госбюджета на 2015 год предусмотрено дополнительную эмиссию ее акций на сумму 29,7 млрд грн.

Несмотря на заявления правительства о необходимости повышения экономической эффективности НАК «Нафтогаз Украины» и международные обязательства по реформированию энергетической отрасли, государство продолжает решать газовую проблему усилением фискального давления на предприятия отрасли, сокращением отопительного сезона и чрезмерным повышением тарифов для населения.

Во время отчета о 100 днях деятельности правительства в энергетическом секторе министр Владимир Демчишин акцентировал внимание на экономии потребления газа как средстве сокращения выплат и выразил надежду на то, что условия так называемого «летнего» пакета между Еврокомиссией, Украиной и РФ будут согласованы, что позволит решить проблему цены и транзита. Однако после трехсторонних консультаций 20 марта в Брюсселе конкретных договоренностей стороны так и не достигли. Это указывает на ситуативный подход к урегулированию стратегических вопросов развития отрасли и энергетической безопасности.

Вместо реструктуризации «Нафтогаза» в соответствии с условиями Третьего энергетического пакета ЕС, то есть лишения его монополии на добычу, транспортировку и поставку газа, повышения рентабельности и оптимизации структуры менеджмента компании, правительство продолжает увеличивать финансовые вливания в компанию и ее долги. Только в рамках госбюджета на 2015 год предусмотрено дополнительную эмиссию ее акций на сумму 29,7 млрд грн.

Можно ожидать, что основным источником компенсации государственных расходов станут поступления от увеличения ставок налогов для газодобывающих компаний и повышение тарифов для населения. В условиях экономической нестабильности и ограниченных возможностей привлечь заемные средства на внутреннем рынке такой подход является почти беспроигрышным, ведь как первые, так и вторые являются дисциплинированными плательщиками в госбюджет. Логику такого решения можно объяснить и стремлением к уменьшению доходов рентабельных компаний в пользу благосостояния государства и доведения уровня тарифов до обоснованного.

Однако небольшие компании лишаются возможности модернизировать производство и увеличивать добычу газа, а их иностранные инвесторы вынуждены рассматривать варианты выхода с украинского рынка. Так, вследствие увеличения ставки ренты за пользование недрами для добычи газа такие компании, как «Полтавская нефтегазодобывающая компания», «Карпатыгаз», «Гео Альянс», «Куб-Газ» и «Бурисма» уже сегодня стоят перед угрозой существенного сокращения объемов добычи. Вследствие этого инвестиционная среда становится более нестабильной, а Украина теряет деловую репутацию.

Ситуация с тарифами еще более сложная. В последнее время карман населения не только не наполняется из-за снижения реальных заработных плат, замораживания зарплат и пенсий и роста уровня безработицы, но также опустошается на фоне обесценивания гривны, инфляции, введения дополнительных налогов и, наконец, повышения тарифов. Только в 2014 году рост цен на газ и тепловую энергию для конечных потребителей составил 56 и 40% соответственно.

В рамках обязательств перед МВФ с 1 апреля 2015 года Украина должна повысить розничную цену на газ для домохозяйств в среднем на 285% – до 3600 грн/тыс. кубометров и 7187 грн/тыс. кубометров для 1 и 2 категории потребления соответственно – и розничную цену на тепловую энергию для домохозяйств в среднем на 67% – 625 грн/ гКал. Способность населения оплачивать такие тарифы при зарплате 2-4 тыс. грн весьма сомнительна. Это означает, что повышается вероятность накопления долгов за коммунальные услуги, что ведет за собой еще большее недофинансирование «Нафтогаза». Субсидии населению в таком случае могут тоже рассматриваться как косвенное финансирование компании, однако вопрос о том, хватит ли их для покрытия дефицита компании и из каких источников можно профинансировать эти субсидии, остается открытым. На сегодня суммарная просроченная задолженность предприятий ТКЭ, ТЭЦ и прямых промышленных потребителей перед «Нафтогазом» составляет 20,9 млрд грн.

Несмотря на критическую ситуацию с реформой «Нафтогаза», Украина пообещала МВФ прекратить государственное субсидирование компании только до 2017 года и сократить объединенный дефицит сектора общегосударственного управления и «Нафтогаза» с 10,3% ВВП в 2014 году до 7,4% ВВП в 2015 году и до 2,6% ВВП к 2018 году. Учитывая эти сроки, не стоит ожидать быстрого реформирования компании.

В обновленной Повестке дня ассоциации Украина–ЕС, одобренной 16 марта 2015 года Советом ассоциации Украина–ЕС, украинская сторона также подтвердила намерение придерживаться своих обязательств и перед ЕС в части реструктуризации «Нафтогаза», в частности, принять законы о новом регуляторе на рынке газа, электроэнергии и реструктуризации государственных компаний с учетом положений Третьего энергетического пакета.

Сегодня отсутствие прогресса по комплексному реформированию «Нафтогаза» усиливает нестабильность на энергетическом рынке Украины и приводит лишь к потерям бизнеса и населения. Дальнейшее затягивание с решением ключевых проблем компании грозит еще большими убытками для газодобывающего комплекса и, как следствие, потерей позиций в сфере энергетической безопасности, опустошением госбюджета и снижением социальных выплат.

Новости партнеров

Загрузка...

Читайте также