RU  UA  EN

понедельник, 21 октября
  • НБУ:USD 40.90
  • НБУ:EUR 44.40
НБУ:USD  40.90
Бизнес

Мини-электростанции во все города: как Украине обезопасить энерго­инфраструктуру от вражеских обстрелов

Результаты кампании по созданию распределенной генерации пока довольно скромные

Результаты кампании по созданию распределенной генерации пока довольно скромные Газопоршневая установка, предназначенная для использования в Украине Фото: архив

Украинско-российская война наглядно продемонстрировала, что крупные инфраструктурные объекты крайне уязвимы к ракетно-дроновым обстрелам. Особенно показательным в этом плане стал нынешний год, когда врагу за довольно короткое время удалось уничтожить значительную часть объектов тепловой и гидроэнергетики, а также создать серьезную угрозу для наших атомных электростанций. В свете этого возрастает роль малой распределенной генерации, суть которой состоит в рассредоточении небольших энергетических объектов по всей стране, что значительно усложняет врагу задачу по уничтожению нашей энергоинфраструктуры. "Апостроф" разбирался, как развивается распределенная генерация в Украине, и сможет ли она спасти страну во время предстоящей зимы.

Колоссальные разрушения отечественной энергетической инфраструктуры вражескими ракетными обстрелами заставили власть и общество по-новому взглянуть на проблемы энергообеспечения страны, особенно в зимнее время.

Напомним, только в результате обстрелов весной этого года Украина лишилась 9 гигаватт мощностей энергогенерации. Правда, лишилась не безвозвратно, и значительная часть этого объема уже восстановлена, однако дефицит в энергосистеме страны сохраняется, и он будет увеличиваться по мере усиления холодов.

Соображения национальной безопасности не позволяют конкретно называть энергообъекты, на которых завершились ремонтно-восстановительные работы, и которые снова в полном или, хотя бы, частичном объеме вырабатывают электрическую и/или тепловую энергию (увы, в этом материале будет не так много конкретики как хотелось бы, именно по соображениями нацбезопасности). Однако очевидно, что крупный объект в любом случае станет заметной целю для врага, который он, враг, будет стремиться разрушить снова и снова. Что, правда, будет уже сложнее сделать из-за улучшения уровня физической защиты такого объекта, а также совершенствования работы украинской ПВО.

Тем не менее, риск новых разрушений критической инфраструктуры вынуждает искать, если не полную замену существующим энергообъектам, то, как минимум, солидное к ним дополнение.

Вероятно, один из наиболее эффективных способов добиться этого – максимально рассредоточить объекты электро- и теплогенерации. Речь идет о так называемой малой распределенной генерации, то есть о множестве небольших электростанций мощностью от 1 до 50 гигаватт (для сравнения, разрушенная ракетным ударом 22 марта 2024 года Харьковская ТЭЦ-5 имела мощность 540 мегаватт, а мощность теплоэлектростанций может превышать несколько гигаватт), которые располагаются непосредственно в населенных пунктах. Их преимущество состоит в том, что, во-первых, они имеют малые габариты (в некоторых случаях они ненамного больше гаража для автомобиля), а потому, фактически незаметны для врага, во-вторых, находятся – и генерируют энергию – непосредственно там, где она и потребляется, что существенно упрощает задачу перераспределения энергопотоков в системе.

Лучше меньше, да больше

Что собой представляют объекты малой распределенной генерации? Это, в первую очередь, газопоршневые и газотурбинные установки, которые работают на газе, причем не только природном, но и сжиженном, биогазе и тому подобное. Первые, как правило, имеют мощность 1-5 мегаватт, реже до 10 мегаватт, мощность вторых может составлять несколько десятков мегаватт.

Некоторые из них являются когенерационными установками, то есть они генерируют не только электрическую, но и тепловую энергию, что особенно ценно, поскольку в связи с размещением таких мини-станций в непосредственной близости от потребителей нет необходимости прокладывать многокилометровые теплотрассы.

Дискуссии о необходимости развивать распределенную генерацию, активно ведутся, в том числе, с участием представителей властей, как минимум, с 2023 года (при том, что о ней впервые заговорили еще до большой войны). Однако реальных подвижек на этом направлении, по крайней мере, на государственном уровне, долгое время почти не было. Лишь в июле этого года правительство приняло ряд решений, направленных на упрощение условий и процедур строительства и подключения к сетям децентрализованных генерирующих установок.

Это позволяет заниматься установкой объектов малой распределенной генерации не только на государственном уровне, но также на муниципальном и даже частном.

В интервью "Апострофу" советник премьер-министра Украины Юрий Бойко рассказал, что участников этого процесса можно условно разделить на три группы. Из них первая – это большие государственные госкомпании, такие как НАК "Нафтогаз Украины", "Укрнафта", "Укртранснафта".

"Общий объем дополнительной мощности, который получит система после реализации всех этих проектов, составляет более 1 гигаватта… По моему мнению, до конца этого года этой группой компаний будет введено в эксплуатацию не более трети от запланированного", - сказал Бойко.

Следующая группа – это муниципалитеты, и на этом уровне проекты малой распределенной генерации реализуются почти во всех областных центрах, самые крупные из которых – в Киеве и Харькове, отметил советник главы украинского правительства.

И, наконец, третья группа – это частный бизнес, преимущественно крупный, который хочет снизить свою зависимость от централизованного распределения энергии. Помимо того, что такие предприятия становятся энергонезависимыми, они к тому же за счет своей автономизации в энергопотреблении снижают общую нагрузку на энергетическую систему Украины.

Все готово, но не все

Формально отопительный сезон в Украине уже начался. Так, например, в Киеве отопление уже включают в больницах, школах, детских садах, а в домах киевлян тепло появится, вероятно, ближе к концу октября или в начале ноября. Но, скорее всего, настоящих холодов пока не будет, а потому до их наступления у энергетиков еще есть немного времени.

В связи с этим важно понять, какой на сегодня является готовность отечественного энергетического комплекса к зиме.

Согласно сообщению Министерства развития громад и территорий Украины, по состоянию на середину октября, регионы готовы к зиме на 99%.

Вопросам малой распределенной генерации в правительственных бюллетенях также уделяется большое внимание.

"Энергетики делают все возможное, чтобы в максимально сжатые сроки смонтировать и подключить оборудование к сети. Не все поступающее в страну оборудование энергетики технически успеют подключить к сетям, однако в планах до конца года установить не менее 1 гигаватта", - говорится в сообщении Министерства энергетики от 10 октября.

Оценки советника премьер-министра Юрия Бойко несколько скромнее: по его мнению, до конца 2024 года общий объем дополнительной генерации, которая должна появиться в системе до конца года именно как малая распределенная генерация, составит 500-600 мегаватт.

"Апостроф" направил официальный запрос в Минэнерго, в котором, помимо прочего, расспросило о том, в каких регионах и городах уже реализованы или близки к завершению проекты в сфере распределенной генерации. Ответ на этот запрос оказался довольно-таки скупым, что ведомство объяснило уже упомянутыми выше соображениями национальной безопасности.

"Распространение информации о функционировании объектов топливно-энергетического комплекса, их производственных мощностях, а также планах по восстановлению и строительству объектов ТЭК, локациях размещения такого имущества, его количества, стоимости, наличия квалифицированного персонала и другой информации, которая дает представление о потенциале таких объектов ТЭК, может негативно повлиять на их деятельность, создав дополнительные риски (угрозы), в частности, поощрение агрессора к повреждению конкретного объекта критической инфраструктуры ТЭК, что соответственно создаст угрозу энергетической и национальной безопасности", - говорится в ответе Министерства энергетики на запрос издания.

В ведомстве также выразили надежду на понимание с нашей стороны, и мы, в свою очередь, подтверждаем, что прекрасно понимаем, с чем связана такая секретность, и не собираемся раскрывать врагу координаты и другие детали, связанные с размещением объектов энергетической и другой инфраструктуры нашей страны.

(Не) совершенно секретно

Несмотря на понятную секретность, можно с уверенностью констатировать, что проекты распределенной генерации, с большим или меньшим успехом, реализуются по всей Украине. При этом больше всего информации на сегодня есть по Киеву и Харькову, что неудивительно, поскольку речь идет о двух крупнейших городах страны. К тому же, Харьков из-за вражеских обстрелов остался вообще без собственной генерации, по крайней мере, традиционной.

И, надо сказать, что второй город Украины довольно успешно реализует проекты в сфере децентрализации энергогенерации.

"Для Харькова поступило или подтверждено поступление 127 когенерационных и восьми газопоршневых установок, 60 блочно-модульных котелен, 32 мощных генераторов электроэнергии", - сообщил в своем телеграмм-канале украинский премьер Денис Шмыгаль.

По мнению главы Союза потребителей коммунальных услуг Олега Попенко, в Украине на сегодня, на самом деле, не так много удачных примеров реализации проектов малой распределенной генерации, и Харьков здесь является, скорее, исключением.

"Есть позитивные кейсы, такие как Харьков, который установил все, что им передавалось, все, что они закупили. Также они взяли установку у "Нафтогаза" и подключили ее. И даже сказали, что готовы забрать то, что выделили Полтаве, которой не хватает денег на подключение", - рассказал эксперт "Апострофу".

Впрочем, подробнее о распределенной генерации в Харькове узнать не удалось – городской совет в своем ответе на запрос издания сослался на все ту же секретность в интересах национальной безопасности.

Власти Киева оказались более "откровенными", хотя и они, конечно же, не стали раскрывать военную тайну.

По словам заместителя главы Киевской городской государственной администрации Петра Пантелеева, в мае этого года столица утвердила концепцию "Энергетическое восстановление: путь к распределенной когенерации. Energy recovery: the way to distributed cogeneration".

"Концепция направлена на развитие в столице локальных источников комбинированного производства тепла и электроэнергии, более широкое использование альтернативных источников топлива и так далее. Комплекс мероприятий концепции позволит повысить устойчивость, эффективность и автономность энергообеспечения столицы, что критически необходимо как в условиях войны, так и после ее завершения", – сказал он в комментарии "Апострофу".

Реализацией концепции занимается компания "Киевтеплоэнерго". Планы по распределенной генерации в Киеве очень амбициозные – речь идет о строительстве шести новых ТЭЦ и 11 мини-ТЭЦ на базе районных котельных, что позволит городу быть полностью автономным и самодостаточным. Однако реализация такого проекта затянется на 12-15 лет.

Поэтому на данном этапе проводится установка меньших объектов распределенной генерации, и сейчас идет поставка 15 когенерационных установок.

"Запуск первых когенерационных установок состоится уже в ноябре-декабре этого года. Всего в течение этой зимы планируем включить оборудование более чем на 60 мегаватт. Это минимум, необходимый для прохождения отопительного сезона", – отметил директор "Киевтеплоэнерго" Вячеслав Бинд.

Могло быть и лучше (хуже)

Несмотря на бодрые реляции властей, Олег Попенко довольно скептически оценивает результаты кампании по развитию распределенной генерации на старте осенне-зимнего периода.

"То, что нам сегодня пытаются рассказать о распределенной генерации, как она должна быть построена, как по мне, выглядит очень и очень сомнительно, - говорит эксперт. - У нас есть несколько кейсов, и они, в принципе, все показательные. Первый кейс – USAID (Агентство США по международному развитию) подарило "Энергоатому" установку на 28 мегаватт. Несколько месяцев она сюда ехала, потратили кучу денег, чтобы она приехала, потом ее подключали. И на все это ушло полтора года. Еще один кейс – подаренная нам (также USAID – "Апостроф") 91 установка для 32 городов и двух вузов. На конец лета было подключено около 20-ти, при этом работали пять или шесть из них".

Более медленный, чем хотелось, процесс установки мини-электростанций и их подключения к сетям, фактически, признают и в правительстве.

"В целом потребности жилищно-коммунальных предприятий в когенерационных установках покрыты более, чем на половину", - говорится в уже упомянутом телеграмм-посте премьера Дениса Шмыгаля, дотированном 15 октября.

Тем не менее, говорить о том, что ситуация с распределенной генерацией катастрофическая, было бы большим преувеличением, и пример того же Харькова – тому подтверждение. Поэтому надежда на то, что даже в случае новых массированных вражеских обстрелов мы не останемся совсем без света и тепла, сохраняется.

Очевидно, что распределенная генерация полностью не решит проблему дефицита мощностей в энергосистеме предстоящей зимой, но даже в не самых благоприятных сценариях она существенно облегчит общее положение.

Но главное это то, что распределенная генерация – это не только и не столько про войну. Дело в том, что распределенная генерация, разумеется, с использованием возобновляемых источников, - это устойчивый тренд в странах Европы и Северной Америки. А это значит, что после войны нам не нужно будет ломать голову над тем, куда девать столько энергогенерирующего оборудования – оно продолжит работать и в мирное время. Поэтому распределенная генерация – это, в первую очередь, про развитие и, в конечном счете, процветание нашей страны.

Читайте также

"Это просто абсурд". Как Украина помогает финансировать бюджет войны против себя

Украина, продолжая транзит российских нефти и газа в Венгрию и Словакию, по сути, финансирует войну против самой себя

Нужно готовиться к долгим часам без света - советник премьер-министра

До зимы в Украине необходимо восстановить максимальное количество энергообъектов, создать распределенную генерацию и нарастить импорт

Новини партнерів