RU  UA  EN

пятница, 15 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.40
НБУ:USD  41.00
Бизнес

RAB-регулирование электроэнергии: на сколько вырастут тарифы для украинцев

Фото: pixabay.com

Украина в скором времени может перевести электроэнергетику на стимулирующее регулирование, призванное обеспечить привлечение инвестиций в отрасль. Журналист "Апострофа" Виктор Авдеенко выяснял, как это отразится на тарифах.

Энергопоставляющие компании (облэнерго) Украины, как ожидается, будут переведены на стимулирующее регулирование в 2021 году.

Стимулирующее регулирование, известное также как RAB-регулирование (от английского Regulatory Asset Base - регулируемая база инвестированного капитала) является методом формирования тарифов на основе долгосрочного регулирования. Этот метод направлен на привлечение инвестиций для строительства и модернизации сетей.

На сегодня тарифы на электроэнергию в Украине формируются по методу "затраты+" - облэнерго представляют Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), свои расчеты по затратам, к которым регулятор добавляет определенную сумму для осуществления инвестиций в развитие и поддержание инфраструктуры. Общая сумма и является конечным тарифом на электроэнергию для потребителей. Прибыль для компаний устанавливает регулятор.

RAB-тарифы считаются более прогрессивными. Такое тарифообразование предусматривает не только компенсацию собственно затрат энергопоставляющих компаний, но также инвестиционного капитала и, что еще важнее, обеспечивает доход на инвестиционный капитал.

"Это – гарантирование государством возврата инвестиций в определенном объеме на протяжении определенного времени. Грубо говоря, если компания вкладывает средства в новые активы, например, строит линию электропередач, государство говорит: мы вам будем ежегодно отдавать по 10% (или по другой ставке) от того, что вы вложили, и это будет продолжаться, пока вы свои деньги не отобьете", - рассказал "Апострофу" руководитель специальных проектов научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев.

Делайте ваши ставки

Переход на RAB-регулирование в нашей стране обсуждается с 2012 года, однако каждый раз, когда дело доходит до его непосредственного внедрения, власти дают заднюю.

Очередной шаг в этом направлении был сделан в конце апреля 2020 года, когда НКРЭКУ одобрила проект перехода на стимулирующий тариф для облэнерго.

На сегодня все активы энергосетей предлагается разделить на старую и новую базу. Для старой базы предполагается ставка доходности на уровне 1%, для новой – 15%.

Геннадий Рябцев считает такой подход правильным. "Нам нужны новые объекты", - говорит он. Кроме того, по словам специалиста, компании, которые сегодня управляют старыми объектами, не вкладывали средства в их строительство. "На 99,9% - это советский актив", - подчеркнул он.

Вместе, с тем международные эксперты по энергетике Владислав Иноземцев и Ариэль Коэн в исследовании Securing Capital Investment in Ukraine's Grid: The Road to the Future отмечают, что подход с начислением высокой ставки на новую базу и низкой ставки на старую базу не даст возможности решить главную проблему украинской инфраструктуры сетей – обновление старых электросетей, износ которых оценивается в 80% в среднем по стране. Инвесторы будут заинтересованы строить новые объекты, при этом все существующие активы будут изнашиваться еще больше, что приведет к огромным проблемам с распределением электроэнергии для потребителей.

Александр Визир, глава Общественного Союза "Умные Электросети Украины", который представляет интересы участников рынка распределения электроэнергии, отмечает, что подхода с разделением баз активов нет в других европейских странах. Для успешных европейских моделей нормальная практика – начисление единой ставки доходности на все активы операторов систем распределения.

Поэтому многие, в том числе представители финансово-промышленных групп, в руках которых сосредоточены основные активы облэнерго, выступают за то, чтобы была единая ставка доходности. Кстати, в постановлении НКРЭКУ от 10 января 2018 года так и было, и единая норма доходности тогда была установлена на уровне 12,5%.

Фото: pixabay.com

Однако правительство Владимира Гройсмана тогда выступило против этого, отметив, что "установленные НКРЭКУ одинаковые показатели доходности и на старую, и на новую базу активов - 12,5% - приведут к необоснованному росту тарифов для промышленности, что напрямую отразится на потребителях из-за роста цен на товары и услуги".

После этого регулятор решил ввести две разные ставки регуляторной нормы дохода для энергопоставляющих компаний. Но, возможно, и эта модель неокончательная. Также нет ясности, когда именно введут (и введут ли) стимулирующее регулирование, затронет ли оно все энергопоставляющие компании, будет ли это делаться одномоментно или постепенно.

Все сложно

Отношение к RAB-регулированию на сегодня неоднозначное. С одной стороны, такая модель прижилась во многих странах, в том числе в Европе, с другой, - мировой опыт внедрения RAB-регулирования не является однозначно позитивным, сказал в комментарии "Апострофу" эксперт по вопросам ЖКХ Сергей Дяченко. "В тех странах, где было ведено стимулирующее регулирование, наблюдался резкий рост инвестиций, но и цен тоже", - отметил он.

В свою очередь, координатор жилищно-коммунальных и энергетических программ гражданской сети "Опора" Татьяна Бойко заявила изданию, что поддерживает внедрение в Украине RAB-регулирования. При этом она обратила внимание на то, что такое регулирование необязательно должно ограничиваться электроэнергетикой. "Можно вводить на все, особенно там, где есть транспортировка, поскольку все сети - дырявые, - пояснила эксперт. - Но здесь важна методика, так как RAB-тарифы могут быть разными".

Что касается "дырявости" сетей, то тут не поспоришь - их изношенность составляет, по разным оценкам, порядка 80%, а то и больше. И эту проблему нужно решать.

Одним из способов решения как раз и является стимулирующее регулирование.

Однако затраты на ремонт и модернизацию учитываются и при ныне действующей модели, кроме того, где гарантия, что облэнерго будут направлять средства, получаемые от введенных RAB-тарифов, исключительно на модернизацию? В нормативных актах этот вопрос не прописан. Власти обещают штрафовать нарушителей, но при этом признают, что мониторить все компании просто нереально.

В ожидании роста

Очевидно, что обывателей интересует, как предлагаемые новшества скажутся на конечных тарифах. Пока речь идет об электроэнергии, но, как было сказано выше, RAB-регулирование можно применить и к транспортировке воды, газа, тепловой энергии.

Важно отметить, что большинство европейских стран перешли на стимулирующие тарифы 10-20 лет назад. В момент перехода ставки возврата инвестиций были достаточно высокими и равными WACC. Например, Болгария провела реформу тарифообразования в 2005 году со ставкой доходности 16% на все активы энергокомпаний. В том же году Румыния внедрила стимулирующий тариф со ставкой 12%.

Стоит отметить, что в Европе сейчас ставки RAB-тарифов ниже, чем те, что предлагается ввести в Украине. Это обусловлено пересчетом показателя WACC, улучшением бизнес-климата в стране, и как результат изменение по ставкам депозитов и облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ).

Озвученные ставки 12,5% и 15% (для новой базы) в Украине - выше соответствующих ставок в Украине по депозитам и ОВГЗ, что и понятно, так как инвестору должно быть выгоднее вкладывать средства в инфраструктуру, а не в эти финансовые инструменты.

Фото: pixabay.com

Но это, в свою очередь, будет способствовать увеличению конечного тарифа.

На сколько? Это зависит от многих факторов.

"Понятно, что, когда будут построены мощности, компании захотят получить не только компенсацию за вложенные средства, но и какую-то прибыль. Естественно, это скажется на ценах. Тарифы поднимались в странах Восточной Европы, в Великобритании, других государствах, где этот инструмент был задействован", - говорит Геннадий Рябцев.

По его словам, согласно расчетам, которые делались несколько лет назад, при введении стимула в размере 11%, как для новой базы, так и для старой, рост тарифов оценивался примерно в 8%. "Но за это время многое изменилось", - добавил он.

RAB-регулирование приведет к росту тарифов, соглашается Татьяна Бойко, при этом добавляет, что это будет лишь на начальном этапе.

Сторонники RAB-тарифов отмечают, что увеличение инвестиций в модернизацию сетей будет способствовать сокращению потерь при транспортировке и, как следствие, снижению затрат поставляющих компаний. Поэтому, действительно, в будущем можно ожидать даже некоторого уменьшения тарифов. Другое дело, что, как уже было отмечено выше, компании необязательно станут вкладываться в модернизацию, да и не факт, что им захочется снизить тарифы после того, как их расходы на поддержание сетей сократятся.

Сергей Дяченко, в свою очередь, прогнозирует, что с введением стимулирующего регулирования, "с высокой долей вероятности", рост тарифов для населения составит, максимум, 15-20%.

Хоть так, хоть этак

Артур Огаджанян, партнер департамента корпоративных финансов компании “Делойт” в Украине, отмечает, что реальное влияние стимулирующего тарифообразования – это постепенно обновление электросетей и как следствие этого – снижение тарифа на распределение в долгосрочной перспективе за управления потреблением и снижения потерь электроэнергии, которые потребитель оплачивает в структуре тарифа.

Но, даже если в ближайшее время RAB-регулирование в Украине не будет введено, расходы на распределение электроэнергии будут увеличиваться, так как состояние сетей продолжит ухудшаться.

"Мы оценивали, что примерно на четверть вырастут расходы на распределение с 2020 по 2030 год, даже если перехода на RAB-регулирования не будет", - отметил эксперт программы "Энергетика" аналитического центра "Украинский институт будущего" Андриан Прокип.

"Тарифы могут поднять вне зависимости от того, будет ли введено RAB-регулирование", - считает Геннадий Рябцев.

Читайте также

Мини-электростанции во все города: как Украине обезопасить энерго­инфраструктуру от вражеских обстрелов

Малая распределенная генерация в Украине предстоящей зимой станет важным фактором обеспечения энергобезопасности

"Это просто абсурд". Как Украина помогает финансировать бюджет войны против себя

Украина, продолжая транзит российских нефти и газа в Венгрию и Словакию, по сути, финансирует войну против самой себя

Нужно готовиться к долгим часам без света - советник премьер-министра

До зимы в Украине необходимо восстановить максимальное количество энергообъектов, создать распределенную генерацию и нарастить импорт