RU  UA  EN

среда, 24 апреля
  • НБУ:USD 39.30
  • НБУ:EUR 41.95
НБУ:USD  39.30
Бизнес

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Армию ставят на крыло

АТО стимулирует развитие рынка беспилотных летательных аппаратов

АТО стимулирует развитие рынка беспилотных летательных аппаратов Фото: livejournal.com

Необходимость ведения боевых действий в зоне АТО на высоком технологическом уровне сформировала спрос на беспилотные летательные аппараты. Несмотря на то, что основные разработки ведутся на уровне энтузиастов, волонтеров и профильных вузов, к ним уже проявляют интерес отечественные инвесторы. Эксперты отмечают, что в перспективе подобные инициативы создадут в Украине серьезный сегмент рынка, участники которого смогут на равных конкурировать с мировыми производителями.

Острая необходимость эффективного ведения боевых действий в зоне антитеррористической операции (АТО) с использованием передовых технологий создает повышенный спрос на беспилотные летательные аппараты (БПЛА) различного назначения. Несмотря на их высокую стоимость (например, стоимость американского беспилотника Predator, который США используют в Афганистане и Ираке, составляет около $4 млн), советник министра внутренних дел Антон Геращенко называет закупку беспилотников для АТО ключевым приоритетом правительства после снятия эмбарго на продажу Украине высокоточного оружия. «В таких операциях, как АТО, необходимо, чтобы БПЛА были в распоряжении боевых подразделений, начиная с роты – это десятки, а то и сотни аппаратов. Пока же у силовиков есть только единицы такой техники»,– отмечает координатор группы «Информационное Сопротивление» Дмитрий Тымчук. По его словам, сейчас есть два канала поставки БПЛА военным: волонтеры и добровольцы, которые закупают их за свой счет, и специализированные военные учебные институты. «Стоит оговориться, что ударных беспилотников у нас вообще нет, а большая часть БПЛА, оставшихся после СССР, морально и технически устарели»,– говорит господин Тымчук.

Своими силами

Пока закупки беспилотников не производятся централизовано, энтузиасты и волонтеры уже вложили средства в разработку и поставку такой техники. Так, организация «Народный проект» уже профинансировала разработку трех беспилотников: два за счет пожертвований украинцев, и еще один – оплатили члены организации. Один из основателей проекта Давид Арахамия рассказал А', что несколько БПЛА уже были переданы в зону АТО, однако Министерство обороны не может осуществлять полноценные закупки из-за бюрократических нюансов. «Мы начали постепенно решать эти вопросы с профильными ведомствами, поскольку для проведения АТО нужна целая эскадрилья беспилотных аппаратов. По-хорошему, каждой аэромобильной бригаде необходимо как минимум 14 разведывательных БПЛА. И это без учета корректировщиков огня для артиллеристов и ударных БПЛА»,– уточнил господин Арахамия. По его словам, все сотрудники «Народного проекта» работают бесплатно.

«Сейчас мы заключили соглашение с Житомирским военным институтом им. Королева о начале подготовки специалистов по управлению БПЛА»,– продолжает Давид Арахамия. Экспресс-программа обучения будет длиться неделю и позволит военнослужащим максимально эффективно использовать беспилотники, которые они получат. «Наши эксперты написали специальный симулятор, и сейчас решается вопрос набора специалистов в тренинговый центр»,– говорит он. Вместе с тем все еще не решен вопрос источников оплаты за обучение, но основатель «Народного проекта» полагает, что в любом случае тренинговый процесс должно оплачивать государство. «Теоретически, сейчас все идет к организации дальнейшего серийного производства БПЛА в Украине»,– уверен господин Арахамия.

Полшага до серии

Серийное производство беспилотников отличается меньшей трудоемкостью, чем традиционная авиапромышленность, считает декан факультета авиационных и космических систем (ФАКС) Национального технического университета «Киевский политехнический институт» Александр Збруцкий. «Однако для этого потребуется серьезная конструкторская документация, а также лицензия и разрешение на производство, которые не так просто получить»,– говорит он. Господин Збруцкий также рассказал А', что на базе его факультета уже созданы ряд БПЛА, производство которых сейчас продвигается до серийного. «У нас есть основания сейчас говорить о начале мелкосерийного производства разработанных нами гражданских беспилотников. Если у инвестора будет интерес к модификации их под специальные требования, мы можем осуществить ее уже в течении полугода, и еще столько же времени займет разработка документации»,– уточнил он. Господин Збруцкий отмечает, что в создании украинского производства могут быть заинтересованы исключительно отечественные инвесторы. «В первую очередь – это сельскохозяйственные и картографические компании, Государственная служба по чрезвычайным ситуациям. Также мы вели переговоры с представителями силовых структур»,– рассказал А' декан ФАКС.

«В Украине сейчас есть ресурсы для производства беспилотников»,– отмечает один из основателей hardware–инкубатора Carrot (занимается разработкой технических устройств) Александр Нестеренко. В разговоре с корреспондентом А' он отметил, что ему известны четыре компании, которые участвуют в разработке беспилотников. «Я считаю, что уместно организовать в Украине разработку программного обеспечения для БПЛА, их крупноузловую наладку и сборку, а основные комплектующие, которые практически все стандартизированы, заказывать, например, у китайских производителей»,– заявляет господин Нестеренко.

По словам Александра Збруцкого, большинство стран экс-СССР в авиапромышленности используют зарубежную электронику, и с этой особенностью производства столкнутся украинские разработчики беспилотников. А это зачастую создает значительные неудобства. Так, Давид Арахамия отмечает, что испытательные полеты беспилотного вертолета разработки «Народного проекта» пройдут только в конце августа. Причиной является как раз задержка поставок комплектующих из Китая. «Государство должно создать максимально простую и прозрачную процедуру ввоза иностранных комплектующих для оборонных проектов. Такие поставки должны проходить без процедуры растаможивания и не облагаться НДС, как это было сделано с касками и бронежилетами»,– говорит господин Арахамия. Эксперт уверен, что это поможет значительно ускорить процедуру сборки БПЛА, а также снизить их себестоимость.

«Если говорить о военных беспилотниках, то существует два основных отличия их производства от гражданских: усиленная защита систем управления от внешнего вмешательства и специальное оборудование, используемое для разведывательных миссий»,– отмечает Дмитрий Тымчук. По его словам, в случае разработки и производства военного БПЛА в Украине, основная проблема будет заключаться не в том, чтобы разработать планер и снабдить его двигателем, трудности будут связаны с электронной начинкой летательных аппаратов. «Нам по факту нужно начинать с научно-исследовательских работ в этой сфере. А проведение этих работ в оборонной промышленности у нас всегда было проблемой номер один»,– поясняет господин Тымчук. Закупка же электроники для военных беспилотников за рубежом связана с огромными трудностями, поскольку эта техника является продукцией двойного назначения.

Фото: livejournal.com

Вопрос конкуренции

Александр Збруцкий оценивает стоимость организации производства БПЛА в размере от $100 тыс., в зависимости от сложности проектов. Себестоимость же самих летательных аппаратов может быть значительно ниже. Давид Арахамия рассказал А', что самый дешевый беспилотник (небольшой самолет, использующий переносную катапульту) обойдется в 70-80 тыс. грн. Проект беспилотного вертолета, грузоподъемность которого 16 кг, будет стоить уже 100 тыс. грн. Самым же дорогим БПЛА «Народного проекта» является разведывательный мультикоптер (летательный аппарат с несколькими винтами) стоимостью $40 тыс. «Его цену мы могли бы уменьшить ориентировочно на $10 тыс. в случае упрощения таможенных процедур»,– отмечает господин Арахамия. Для сравнения, американский аналог подобного беспилотника обошелся бы украинским силовикам в $170 тыс., а израильский – в $200 тыс. «Впрочем, справедливым будет сказать, что названные суммы – это только себестоимость беспилотников. В случае, если мы начнем их полноценную продажу, их цена может увеличиться вдвое»,– говорит основатель «Народного проекта».

«С технической стороны, украинские разработки по многим критериям не уступают зарубежным аналогам, а в некоторых аспектах даже превосходят их»,– отметил Александр Збруцкий. По его словам, отечественные проекты отстают по другим параметрам, например в инфраструктуре, дизайне, удобстве сохранения и использования. «Однако, если наша продукция будет поставляться на мировой рынок, Украине так или иначе придется удовлетворять спрос и переходить на другие стандарты, улучшая ее характеристики»,– отмечает декан ФАКС. Если знать эти нормативы и использовать аналогичные методики в разработке – отставание может быть с легкостью преодолено.

Управляющий партнер инвестиционной компании Standart NV Карен Чифталарян отмечает, что пока невозможно говорить о степени заинтересованности инвесторов в поддержке создания БПЛА в Украине. «Оглядываясь на зарубежные примеры, могу сказать, что они обычно предпочитают бизнес, связанный с гражданскими моделями БПЛА, а не с военными»,– говорит он. Это связано с тем, что военные образцы подобной техники закупаются только по госзаказу и, если другие вопросы обеспечения уже решены. «Беспилотники – это hi-tech продукт, наша армия не решила еще множество других актуальных вопросов»,– заявляет управляющий партнер Standart NV.

Под большим вопросом находится рыночная конкурентоспособность украинских БПЛА на мировом рынке. «Я говорю сейчас не о технических аспектах продукции, а о спросе на нее в условиях высокой конкуренции. Так, например, крупные страны, такие как Великобритания и США, не будут заинтересованы в нашей продукции»,– отмечает господин Чифталарян. Он добавляет, что для серьезного продвижения украинских беспилотников в мире, потребуются или инвестиции в размере сотен миллионов долларов, или же наличие ноу-хау в самих БПЛА. Это позволило бы предоставить эксклюзивное предложение покупателю. «Конечно, есть вероятность и привлечения западных инвесторов в проекты, но тут мы опять сталкиваемся с той же проблемой: БПЛА – это не Tesla Motors и не Facebook. Их – тысячи, и нужно будет доказать конкурентоспособность продукции»,– отмечает Карен Чифталарян.