Для Украины обеспечение ее армии современным вооружением является в буквальном смысле вопросом жизни и смерти. К сожалению, весь потенциал украинской оборонки не используется из-за неповоротливости государственной бюрократической махины. Изменить ситуацию может более активное привлечение к выполнению оборонных заказов частных предприятий.
О том, что государство - неэффективный собственник и уж тем более неэффективный управленец, не говорил разве что ленивый. Касается это и оборонки. Хотя неправильно будет огульно критиковать всех и вся, есть и объективные причины – неповоротливость всей этой государственно-бюрократической махины, доставшейся нынешним руководителям в наследство. Менять ее нелегко, но уже просто необходимо. Как нужно менять и взаимоотношения с частным бизнесом, который зачастую показывает лучшие результаты, чем госкомпании.
Все представители иностранных компаний, которые выступали на Форуме обороны и безопасности в Киеве в феврале 2016 года, говорили в один голос: мы не понимаем, как работать с государством, нет прозрачных правил, а значит не будет больших инвестиций.
А ведь именно частные разработчики и производители военной продукции дали толчок в развитии технологий на Западе. И именно частные менеджеры показали эффективное управление гигантами оборонки во всем мире. Это эволюционный путь, который прошли развитые страны. Большинство оружейных компаний в США и ЕС – частные.
Номер один в рейтинге крупнейших оборонных компаний мира по версии американского еженедельника Defense News по итогам 2014 года стала американская Lockheed Martin с выручкой $40,13 млрд, на втором месте - Boeing с выручкой $29 млрд, третье досталось британской BAE Systems с выручкой в $25,45 млрд. В то время как украинский "Укроборонпром" оказался на 92 месте с выручкой в $500 млн.
Большинство компаний в рейтинге - американские. И там оборонная отрасль представлена частными компаниями. В то время как в Украине традиционно в этой сфере чиновники шарахаются от бизнеса, считая, что только госпредприятиям можно доверить оборонный заказ. Только сейчас хоть понемногу, но приходит понимание, что важны характеристики оружия и техники, а не то, кем они произведены.
У государства не хватает средств на разработку новых ВВТ. Потому перспективные проекты, такие как, например, беспилотник Spectator (разработан студентами Киевского политехнического института, - "Апостроф"), ведутся за средства частных инвесторов. Этих людей, скорее, можно назвать энтузиастами, чем бизнесменами. Ведь система ценообразования на выполнение работ для нужд Минобороны для отечественных компаний жестко лимитирована, тогда как для закупок за рубежом цена договора плавающая, что создает немало коррупционных рисков.
Закупочная цена ВВТ для армии формируется до сих пор согласно приказу, утвержденному бывшим министром обороны Павлом Лебедевым, и имеет массу ограничений. Одно из наиболее критикуемых - это отсутствие возможности включать в контракт роялти (авторское вознаграждение) для разработчика. С такой ситуацией столкнулись многие, кто работал над беспилотниками. То есть, согласно украинскому законодательству, форма таких выплат есть, но старыми приказами Минобороны она не предусмотрена и, соответственно, не применяется!
О каком стимулировании новых проектов в таких условиях может идти речь, если разработчику фактически никто не заплатит?! А ведь не у каждого из разработчиков есть возможность производить продукцию, чтобы получить прибыль. Зато у них есть то, что ценится за рубежом выше всего, - люди, способные создавать новые образцы вооружений.
Кроме того, украинский производитель должен подтвердить цену комплектующих и при этом ни в коем случае не превысить минимальную рентабельность изделия. А вот в случае закупок за рубежом эти строгие правила не действуют! Для иностранных поставщиков в контракте устанавливается договорная цена, которую никто детально не проверяет. Какие коррупционные риски это несет, думаю, объяснять не нужно.
Такое деление производителей на "первый" и "второй" сорта не только не создаёт условий для развития отечественного ОПК, но и демотивирует тех разработчиков, которые уже показали результаты. Ведь их энтузиазма надолго не хватит, а техника не делается из папье-маше, на нее нужны реальные средства.
На сегодняшний день проблема номер один, которую нужно решить, - это разработка адекватного механизма формирования цены для украинских разработчиков. Чтобы цена формировалась на основе здравого смысла и прозрачных механизмов, а не выдуманных кем-то инструкций, которые заведомо делают украинские разработки не конкурентоспособными на украинском же рынке! Нужно уйти от этого абсурда и если не помогать, то хотя бы не мешать развиваться украинским технологиям.
Вторая важнейшая проблема – это внутреннее понимание руководителей силовых структур и вооруженных сил того, что украинские образцы по соотношению цена/качество намного интересней зарубежных аналогов, что ярко видно на примере новых украинских беспилотников. Первые шаги в решении этой проблемы сделаны, а дальнейшее объединение отечественных разработчиков и производителей беспилотных систем поможет решить массу проблем по их выпуску и доказать чиновникам, что украинское – это недорого и надежно.