Власти Украины не перестают думать о том, как увеличить поступления в бюджет, а поэтому придумывают все новые инициативы в сфере налогообложения бизнеса и простых граждан. "Костью в горле" для них являются физические лица-предприниматели, известные как ФЛП, которые имеют льготы при уплате налогов, чем нередко пользуются работодатели. В последнее время предлагается запретить ФЛП работать с юридическими лицами, чтобы купировать возможности для оптимизации налогообложения. "Апостроф" разбирался, к каким последствиям приведет эта инициатива.
Лазейка для IT-шников
Нынешняя властная команда намерена продолжить политику закручивания налоговых "гаек". Объектом ее пристального внимания снова станут физические лица-предприниматели (известные как ФЛП). По словам главы парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниила Гетманцева, в ближайшее время в Верховную Раду поступит законопроект, цель которого – ограничить возможность оптимизации налогов с привлечением ФЛП.
По задумке законодателей, документ должен перекрыть одну из известных схем минимизации налогов, когда предприятия не оформляют своих постоянных работников как положено, с уплатой всех установленных налогов, а заключают с ними договоры как с физическими лицами-предпринимателями. Благодаря этому работодателю не нужно платить за работника единый социальный взнос (ЕСВ) на уровне 22% от его зарплаты, а сам работник вместо налога на доходы физических лиц (НДФЛ), составляющий 18%, и 1,5% военного сбора уплачивает только единый налог в 5%, и ЕСВ с "минималки", которая сегодня составляет 6500 гривен, то есть - 1430 гривен.
Чтобы избежать этого, законопроект предусматривает ограничение возможности для ФЛП работать с юридическими лицами. Это должно привести к тому, что предприятия будут вынуждены оформлять людей, которые выполняют для них работу, как постоянных сотрудников. Но удастся ли достичь этой цели? Ведь опыт показывает, что зачастую правительственные инициативы срабатывают совсем не так, как планируют их авторы.
"Подозрения по поводу того, что статусом ФЛП могут воспользоваться некоторые предприниматели и производители для минимизации налоговой нагрузки, были еще тогда, когда вводилась упрощенная система, - говорит эксперт аналитического центра CASE Украина Владимир Дубровский. - И позже эти подозрения подтвердились. Сегодня действительно многие выполняют постоянную работу, будучи официально оформлены, как ФЛП".
По словам эксперта, такая схема влечет за собой определенные потери для бюджета – около 10 миллиардов гривен в год.
К тому же она не соответствует принципу социальной справедливости.
"Люди, которые работают как ФЛП, получают очень разные доходы, - объясняет директор Института социально-экономической трансформации, внештатный консультант комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Илья Несходовский. - Одни зарабатывают 120-150 тысяч гривен в год, другие - до 7 миллионов. А социальный взнос они уплачивают одинаковый, на уровне минимального - около 19 тысяч гривен в год. Конечно, такой подход несправедлив".
Налог вырастет, а бюджет – нет
Значительной популярностью работа в качестве ФЛП пользуется среди представителей творческих профессий. Наиболее известная и мощная отрасль, где распространена подобная практика, – это IT. Также широко используется такое трудоустройство в продакшене (производстве кино- и телепродукции) и R&D (отрасли, занимающейся разного рода исследованиями и созданием новых продуктов, например медицинского или фармакологического назначения).
При этом, по большому счету, ФЛП, работающие с юридическими лицами, - это не только IT-шники, но и консультанты, юристы, риэлторы, да и вообще любые фрилансеры.
"Аналогичные тенденции наблюдаются не только в Украине, – говорит Владимир Дубровский. – В этих отраслях традиционное понятие занятости в значительной степени размыто. Как правило, такие работники не подчиняются непосредственному руководству компаний, не имеют определенного рабочего места, не получают социальных гарантий (оплачиваемых отпусков, больничных и т.д.). Поэтому провести четкую границу между такими работниками и предпринимателями очень трудно".
Сегодня отрасли, широко использующие работу ФЛП, стремительно развиваются, создавая большое количество хорошо оплачиваемых рабочих мест и внося значительный вклад в экономический рост. Например, только в течение 2021 года количество IT-специалистов в Украине выросло с 244 тысяч до 285 тысяч человек (на 17%). А валютная выручка от продаж услуг отрасли за границу увеличилась с 5 миллиардов до 6,8 миллиардов долларов (на 36%).
Но на этом положительное влияние высокотехнологичных отраслей не заканчивается. Срабатывает эффект мультипликатора. Квалифицированные специалисты, занятые в этих отраслях, хорошо зарабатывают и, тратя деньги, стимулируют развитие торговли, строительства, общественного питания и т.д. Таким образом, данные отрасли являются сейчас мощным локомотивом роста украинской экономики.
"Однако по другому показателю - способности удерживать таланты - Украина находится где-то во второй сотне рейтинга, уступая большинству стран мира, - говорит Владимир Дубровский. - Поэтому, если страна не сможет предложить этим людям какие-то преимущества, которые могут убедить их остаться, они уедут, забрав с собой какие-либо надежды на экономический рост".
На сегодняшний день возможность платить более низкие налоги является главным стимулом, который обусловливает возможность развития IT-сектора и других современных отраслей на территории Украины. В то время, как негативных факторов, которые выталкивают успешных людей из Украины, более чем достаточно: плохой бизнес-климат, процветающая коррупция, низкие социальные стандарты, неразвитая медицина и т.д.
"Именно поэтому, несмотря на существующую возможность работать со ставкой налога всего 5%, мы не наблюдаем большого потока желающих переехать жить в наш "налоговый оазис", - объясняет Дубровский. - Даже при наличии такой "льготы", баланс миграции в Украине отрицательный. И, если убрать возможность уменьшать налоговые выплаты, квалифицированные работники быстро поймут, что с такими же ставками налога они могут работать в Германии или любой другой европейской стране, где получат более комфортные условия жизни, лучший правопорядок, надежное правосудие, социальные гарантии, качественную медицину и т.д.".
А, поскольку программисту в принципе все равно, где сидеть за своим компьютером, то уже скоро темпы выезда специалистов за границу ускорятся многократно. А потому мы можем полностью потерять целые отрасли, которые сегодня являются единственной надеждой Украины на экономический прорыв.
И главное, считает Владимир Дубровский, что, вероятно, никакого увеличения налоговых поступлений в результате подобных инициатив мы не увидим: "Те люди, которые сегодня платят налог 5%, в результате, скорее всего, вообще перестанут это делать. Они или полностью перейдут в тень, или уедут за границу".
Также не секрет, что схемы по налоговой оптимизации используются не только в IT-отрасли. Довольно часто простые офисные работники, которые трудятся в режиме 9-18, оказываются "частными предпринимателями", то есть теми же ФЛП. И, если упомянутый законопроект будет принят, работодателям будет существенно сложнее нанимать работников таким образом. Но не стоит ожидать, что сразу всех работников оформят "в белую" - часть из них вообще перейдет на "нелегальное положение", а остальные будут работать по "серым" схемам, которых на сегодняшний день существует немало. Поэтому результат для власти будет аналогичным – никакого увеличения доходов бюджета не произойдет.
Разделяй и властвуй
Обычно при внедрении подобных регуляторных инициатив власти традиционно наталкиваются на сопротивление предпринимателей. Однако в случае с IT-отраслью ей удалось довольно удачно расколоть профессиональное сообщество.
"Сопротивление крупных IT-предприятий было обуздано путем предоставления им достаточно благоприятного режима налогообложения через закон о "Дія-сіті" (специальный правовой режим для IT-бизнеса - "Апостроф"), - считает Владимир Дубровский. - Это позволит властям без особого труда покончить с ФЛП, которые работают в этой сфере. Хотя благополучие тех , кто сегодня имеет льготы, вряд ли будет длительным, поскольку расправившись с мелкими производителями, власти уже спокойно приступят к крупным и повысят налоги для них. Таким образом будет покончено со всеми секторами экономики, кроме промышленности".
Впрочем, сегодня неизвестно, как именно в законопроекте будут прописаны ограничения для ФЛП, - получат ли они полный запрет на сотрудничество с юридическими лицами, или выберут более мягкий вариант?
"В свое время, совместно с представителями отрасли, был разработан законопроект, предусматривающий мягкий вариант решения проблемы, - говорит Дубровский. - Он предусматривает удаление из схемы наиболее очевидных случаев уклонения от налогов и устанавливает критерии, позволяющие определить, является ли лицо отдельным предпринимателем, или постоянным работником, чей статус ФЛП - лишь средство оптимизации налогов. Однако сегодня неизвестно, воспользуются ли законодатели этими наработками, или пойдут на полный запрет сотрудничества ФЛП с юридическими лицами".
Предлагая нововведения, представители украинского правительства традиционно ссылаются на европейский опыт. Мол, в развитых странах не существует схем, при которых предприниматель может платить всего 5% налогов. Но есть нюансы.
"Позиция о том, что нам необходимо выровнять налоговые ставки для предприятий и граждан с европейскими, по моему мнению, ошибочна, говорит Илья Несходовский. - Такая позиция, хотя и звучит правильно, не учитывает того факта, что поднятие налогов приведет только к исчезновению конкурентных преимуществ, которых у Украины совсем немного. И тогда мы можем окончательно проиграть борьбу за образованных и талантливых специалистов".
По мнению эксперта, любые действия, направленные на усиление налогового давления в определенных сферах, должны сопровождаться снижением нагрузки на бизнес на аналогичную сумму в других сферах, чтобы компенсировать его потери.
"Например, в данном случае, если правительство хочет увеличить налогообложение ФЛП, ему нужно снизить нагрузку на заработную плату, – говорит Илья Несходовский. – Это создаст стимул для перехода из схемы с ФЛП к постоянному трудоустройству. А увеличение налогов без послабления будет только ухудшать бизнес-климат и будет вынуждать украинцев еще больше выезжать за границу, работать там и платить налоги".
По словам эксперта, сейчас правительству и парламенту следует думать не о том, как дополнительно обложить налогами бизнес, а как улучшить экономический климат в Украине.
"И, если будут сделаны конкретные шаги, которые облегчат жизнь предпринимателям, тогда правительство может приступить к закрытию каких-то полулегальных схем. Однако правительство за последние два года не предложило предпринимателям почти ничего, что улучшило бы их положение. В то же время, проекты по усилению налогового давления появляются регулярно. К сожалению, в правительстве сегодня мало людей, которые мыслят стратегически. В погоне за 5 гривнами сегодня они готовы потерять гораздо большие суммы в будущем", - резюмировал Несходовский.