В Украине появится аналог американской Кремниевой долины, в которой будут разрабатываться новейшие технологии, в том числе, в оборонной сфере. По крайней мере, такие планы озвучил президент Владимир Зеленский. High-tech хаб должен расположиться в Харькове, где сегодня работает значительное количество IT-компаний, а вузовская и академическая среда является одной из лучших в стране. "Апостроф" выяснял, насколько реалистичны указанные планы и не является ли близость Харькова к российской границе риском для отечественной "оборонки".
Президент Владимир Зеленский считает, что Харьковский регион следует превратить в украинскую Кремниевую долину. Помимо этого, по словам главы государства, Харьков должен стать отечественным центром оборонной промышленности и машиностроения.
"Харьков часто называют студенческой и научной столицей. Наша задача - сделать регион еще и столицей оборонпрома, машиностроения и IT, своеобразной украинской Кремниевой долиной", - написал Владимир Зеленский в своем официальном Telegram-канале.
Возвращение к истокам
На самом деле, ничего неожиданного в предложении президента нет – почти 100 лет назад Харьков стал крупнейшим образовательным, научным и промышленным центром СССР, в чем-то даже прообразом Кремниевой долины, которая позже появилась в США.
На сегодня в городе продолжают работать такие уникальные учреждения как Национальный научный центр "Харьковский физико-технический институт", в котором в 1932 году впервые в СССР было расщеплено атомное ядро, Физико-технический институт низких температур имени Веркина, Научно-технологический комплекс "Институт монокристаллов", Радиоастрономический институт, на территории которого расположен крупнейший в мире радиотелескоп, и многие другие.
Промышленный потенциал представлен Харьковским заводом транспортного машиностроения имени Малышева, заводом "Электротяжмаш", ПАО "Хартрон", где разрабатываются и производятся системы управления для ракетно-космической техники, ОАО "Турбоатом", которое входит в число ведущих турбостроительных компаний мира, Харьковским тракторным заводом (ХТЗ) и рядом других предприятий.
В "лихие 90-е" многие предприятия Харькова закрылись или перепрофилировались на производство ширпотреба. Прекращение сотрудничества с Россией в оборонной промышленности вследствие аннексии Крыма и войны на Донбассе усугубило проблемы промышленных предприятий.
Поэтому такое внимание к Харькову и его научно-промышленному потенциалу не может не радовать. Но насколько реалистичен проект, озвученный президентом?
По словам главы Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимира Фесенко, база для такого проекта есть. "Что-то подобное можно, конечно, сделать и в Киеве или еще каком-то городе, но Харьков в этом плане более привлекателен. Здесь очень сильные IT-фирмы, хорошая образовательная база, академическая структура, которая может этому поспособствовать. Кроме того, есть целый ряд бизнес-структур, которые работают, в том числе на аутсорсинг, и, если они получат определенные льготы, организационное содействие, то смогут быть задействованы. Здесь важен правовой и экономический режим деятельности этих фирм", - сказал эксперт в комментарии "Апострофу".
Вместе с тем, по его словам, пока речь, видимо, идет об общей идее: "Очень важно, чтобы идею конкретизировали, и чтобы она перешла в статус конкретного проекта. И только тогда можно будет оценивать реалистичность этой идеи".
Силикон вместо кремния
Кстати, харьковские власти уже отреагировали на президентский месседж - городской совет 7 сентября принял распоряжение о начале работы над проектом "развитой информационно-технической и технологической местности "Украинская кремниевая долина".
Но будет ли реализован столько амбициозный проект, или нас ожидает очередной пшик? Экономист, финансовый аналитик Алексей Кущ напомнил "Апострофу", что еще в 2010 году тогдашний украинский премьер Николай Азаров заявлял, что под Киевом будет создан технологический центр, наподобие российского "Сколково". Кстати, от себя заметим, что проект "Сколково" стал полным провалом для российских властей.
Кремниевая долина
По словам Куща, эффект "долин" возникает там, где удается обеспечить диффузию инноваций, когда инновации перетекают из науки в образование, из образования в реальный сектор экономики, между разными секторами экономики.
Он напомнил, что в американской Кремниевой долине при наличии мощного научного потенциала не было промышленной точки опоры для его реализации: "Таким образом, инновации были направлены не на удовлетворение запросов существующих предприятий, а на создание новых идей, которые могли бы применяться по всему миру".
В Украине такая модель вряд ли может реализоваться, считает специалист: "Все наши научные институты заточены на конкретные производства, под которые они, собственно, создавались".
Он также отметил, что инновации часто путают с рационализаторскими идеями, связанными с действующим промышленным потенциалом. "Поэтому в Украине, если мы говорим о сохранении науки, нужно прекратить все разговоры о Кремниевой долине, а вместо этого создавать очень приземленные межсекторальные кластеры экономического развития. А в центре межсекторального кластера должно находиться государство, как регулировщик на перекрестке нескольких дорог, где одна дорога – это наука, другая – образование, третья – объединение различных секторов экономики, в том числе, сфера услуг, сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, финансы и т.д.", - рассказал Алексей Кущ.
По его словам, результатом всего этого должна стать синхронизация процессов, и тогда вузы будут выпускать специалистов, которые нужны экономике, ученые будут разрабатывать идеи, позволяющие повысить производительность труда, а промышленность будет производить конкурентоспособную продукцию. "В этом случае, это – реалистичная идея, в этом случае проект может заработать", - резюмировал эксперт.
Оборонный отказ
Отдельно стоит упомянуть оборонную составляющую, о которой говорил президент.
Строительство различных объектов оборонки в Харькове изначально было связано с развитием сильной военной компоненты, так как СССР всегда отличался агрессивной внешней политикой. Помимо целых предприятий, работавших на "оборонку", в городе практически все учреждения технического профиля, так или иначе, выполняли задачи специального назначения. В этом смог убедиться и автор этих строк, когда проходил производственную практику после девятого класса на харьковском заводе "Коммунар", где делались телевизоры "Березка". Школьники получили электронные пропуска, но они почему-то не сработали на одном из верхних этажей, а вышедший к ним охранник вежливо, но настойчиво попросил ребят покинуть этаж и больше сюда не возвращаться.
Завод им. В.О.Малышева
Оборонный потенциал, пусть и в уменьшенном масштабе, остается в Харькове и сегодня. Но нужно ли наращивать этот потенциал, в том числе, за счет перенесения сюда других оборонных предприятий?
По словам главного редактора издания "Апостроф", эксперта по военным вопросам и вопросам безопасности Дениса Поповича, в городе на сегодня, в частности, есть два крупных предприятия танковой промышленности – Конструкторское бюро имени Морозова и завод имени Малышева. "По этим предприятиям есть ряд вопросов, связанных с их тяжелым положением. Там есть убытки даже по сравнению с прошлым и позапрошлым годом, там были факты невыполнения оборонных контрактов. Поэтому, мне кажется, для начала нужно поднимать уже существующие предприятия", - отметил он.
Также, по словам эксперта, необходимо четко понимать, какое именно вооружение нужно армии, и какие предприятия могут его произвести.
"А создание оборонного центра просто как оборонного центра, это – постановка телеги впереди лошади. Мы создаем нечто, куда будет включено что-то, но главный вопрос: для чего? Какие он будет выполнять функции?", - сказал Попович.
Россия близко
Еще один нюанс состоит в том, что Харьков находится достаточно близко от границы с Россией (всего 40 километров). Соответственно, в случае военной агрессии со стороны РФ ключевые оборонные мощности Украины могут достаточно быстро оказаться в руках противника.
Впрочем, как заявил Владимир Фесенко, в случае прямого российского вторжения принципиальной разницы, где будет находиться кластер "оборонки", нет.
Денис Попович согласен, что, если речь идет о потенциальном широкомасштабном вторжении вооруженных сил РФ, под ударом окажутся не только Харьков, но и Киев, и, например, Мариуполь, в котором также есть крупные промышленные предприятия, в том числе Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича и "Азовсталь". "Если они окажутся в руках противника, мы не сможет делать ни танки, ни БМП, ни много такого, что требует работы со сталью", - пояснил он.
Однако здесь важно то, что, если власти собираются сконцентрировать в Харькове всю или почти всю оборонную промышленность страны, то такая концентрация стратегического производства в одном месте представляет собой значительный риск, полагает Денис Попович.
Он напомнил, что в СССР как раз происходило рассредоточение оборонных предприятий: "Все они, так или иначе, между собой перехлестывались. И в Украине они разбросаны в разных местах – все это наследие Советского Союза. А мы это хотим собрать в одном месте. Откровенно говоря, я в этом особого смысла не вижу".
Впрочем, не исключено, что речь идет, прежде всего, о научно-технических разработках, и никто не собирается переводить в Харьков все оборонные заводы.
В этом случае определенная логика все же, вероятно, есть. Кстати, ведь и Кремниевая долина в США также начиналась с центра военных разработок при авиабазе Саннивейл.