Из-за новых регламентов Таможенного союза (ТС) по безопасности железнодорожных перевозок украинским локомотивам закрыт путь в Россию и Белоруссию. Под угрозой оказались поставки товаров в ТС и в страны восточного направления. Эксперты уверены, что правительство своевременно не подготовилось к изменениям стандартов и сейчас вынуждено принимать экстренные меры, поэтому, скорее всего, локомотивы придется сертифицировать по нормам ТС либо на границе менять их на российские или белорусские.
Большая часть украинского подвижного состава не может осуществлять пассажирские и грузовые перевозки в Россию и Белоруссию. 2 августа на территории Таможенного союза вступили в силу новые технические регламенты по безопасности железнодорожного подвижного состава и высокоскоростного транспорта, а также инфраструктуры железнодорожного транспорта. Документ предусматривает перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований, в том числе правила отбора образцов и оценки продукции.
Большинство локомотивов, которые «Укрзализныця» использует для перевозок ‒ чехословацкие ЧС4 и ЧС2, закупленные еще в 1960-х годах. В течение последних 15 лет Украина самостоятельно модернизировала их. До начала августа эта техника могла беспрепятственно въезжать в страны ТС. Сейчас для пересечения границы они должны быть сертифицированы по новым регламентам, которые были приняты еще в 2011 году, но, судя по всему, в украинском правительстве упустили из виду вступление в силу этих правил. В конце июля чиновники Минэкономразвития и «Укрзализныци» заявили А’, что ничего не слышали ни о новых регламентах, ни тем более о каких-то сложностях, которые могут возникнуть в результате их введения. Однако уже через несколько дней в правительстве было проведено совещание касательно проблем, возникающих в связи с новыми правилами ТС. От официальных комментариев в правительстве отказываются. По информации источника А', профильным ведомствам поручено в недельный срок ‒ до 11 августа ‒ проанализировать ситуацию и подсчитать все возможные риски, касающиеся применения новых регламентов Таможенного союза.
Координатор реформ в транспортной отрасли Координационного центра внедрения экономических реформ Александр Кава считает, что Кабмин в последние месяцы сосредоточил свое внимание на решении военного конфликта с Россией, поэтому другие проблемы отошли на второй план. «”Укрзализныця” еще зимой готовилась к введению новых регламентов ТС, но потом, когда начались известные события в стране и поменялось руководство "Укрзализныци”, этому перестали уделять внимание»,‒ отметил господин Кава.
Экс-представитель Украины в Евразийской экономической комиссии Виктор Суслов также подтвердил, что работа со стороны правительства, и в частности, Министерства инфраструктуры, по подготовке к вступлению в силу новых регламентов началась еще в 2013 году, однако так и не была завершена. «Таможенный союз дал три года на подготовку, и мы вели соответствующую работу. Однако этот вопрос на определенном этапе был заблокирован людьми из правительства Николая Азарова, в частности, министром экономического развития Игорем Прасоловым. Они вели некую игру с Евросоюзом и Таможенным союзом для получения преференций»,– уточняет господин Суслов. Правительство Азарова лишь демонстрировало намерения присоединиться к некоторым регламентам ТС, добавляет господин Суслов, но ни одного конкретного решения принято не было.
С момента вступления новых регламентов в силу прошло несколько дней, и проблема пока не обострилась. Однако если решение не будет найдено, считает советник премьер-министра, глава Совета предпринимателей при Кабмине Леонид Козаченко, возникнут серьезные сложности. По его мнению, может сократиться торговля не только с Россией и Белоруссией, но и с другими странами восточного направления. «Сложности возникнут не только при поставках товаров железнодорожным транспортом в Россию, но и при транзитных перевозках в Казахстан, Узбекистан, Туркмению и другие страны. Если экспорт в Россию у нас и так сокращается, то с другими странами торговля идет как и раньше»,‒ говорит он.
На данном этапе, до принятия решения правительством, проблема может быть решена двумя путями, предполагает господина Кава, причем оба решения достаточно затратные. Прежде всего, можно сертифицировать украинские локомотивы в соответствии с нормами ТС, однако это длительная и дорогостоящая процедура. Второй вариант – согласиться на замену локомотивов на российские или белорусские в приграничных зонах и оплачивать при этом локомотивную тягу, то есть, по сути, аренду локомотива. Сложность в этом случае будет заключаться в том, что далеко не на всех приграничных станциях есть инфраструктура, которая позволит осуществлять такую замену. Для переоборудования станций потребуются достаточно большие финансовые вложения, резюмирует Александр Кава.