Сегодня в Киеве открылся Первый международный конгресс по вопросам реформирования системы управления безопасностью дорожного движения. Ключевая цель мероприятия, которое под патронатом правительства организовали Торгово-промышленная палата Украины и НИИ экономических и управленческих проблем безопасности дорожного движения при участии Комитета Верховной рады по вопросам транспорта, - поиск стратегии: как уменьшить смертность на украинских дорогах. Обсуждаются различные аспекты проблемы - от государственной политики в этой сфере до анализа состояния дорожной инфраструктуры и защиты прав жертв ДТП.
В Конгрессе принимают участие премьер-министр страны Владимир Гройсман, председатель парламентского Комитета по вопросам транспорта Ярослав Дубневич, представители дорожной и транспортной отраслей, экспертной среды. Многие из участников, которых мы опросили, убеждены: подобное мероприятие нужно было Украине давно. По сравнению с соседними странами и странами ЕС, у нас очень высокие показатели смертности в результате ДТП. Это значительные человеческие и экономические потери. По результатам исследования "Глобальное бремя болезней", которое было подготовлено Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), ДТП являются первой по распространенности причиной смерти украинцев в возрасте от 15 до 24 лет.
О том, что является главной причиной такой ситуации и что нужно сделать, чтобы украинские дороги перестали быть смертельно опасными, мы побеседовали с одним из участников Конгресса - председателем Комитета Верховной рады по вопросам транспорта Ярославом Дубневичем.
Фактор плохих дорог
- Одно из европейских исследований утверждает: украинцы едва ли не самые безответственные водители, которые пренебрегают ПДД, где только можно. Мол, именно поэтому мы имеем такую ужасную ситуацию на дорогах. Согласны с этим утверждением?
- Это лишь один из аспектов - традиционное пренебрежение законом на дорогах. Но проблема не только в низкой культуре участников движения. Точнее - это уже последствия. А корень в том, что эта проблема много лет не замечалось государством. Между тем, каждый год у нас на дорогах гибнет около пяти тысяч украинцев. За годы Независимости более 1 млн были искалечены. То есть, это та проблема, которая касается каждого. Высокий уровень ДТП на дорогах - это и человеческие трагедии, и потери для государства - как гуманитарные, так и чисто экономические. Всемирный банк рассчитал финансовый ущерб от ДТП в Украине: 5 млрд долларов. Или 4% ВВП. Эта цифра включает разбитые авто, поврежденную дорожную инфраструктуру, расходы на лечение и реабилитацию жертв ДТП, ущерб от их нетрудоспособности. В одном контексте с человеческими потерями это может прозвучать цинично. Но эти цифры также нужно знать, чтобы понимать: срочные меры по безопасности движения - не только острая необходимость. Это еще и вопрос чисто экономический. Политика государства, направленная на снижение уровня ДТП, и соответствующие меры будут стоить для бюджета значительно меньше, чем потери из-за сверхвысокой аварийности.
Между тем, государство, как я уже сказал, игнорировало проблему - положительные сдвиги начались лишь не так давно. Проведение Конгресса на высшем уровне - свидетельство того, что государственная политика изменилась.
- С чего нужно начинать? С дополнительного ограничения скорости, повышения штрафов, повсеместного контроля?
- Все это - как определенные элементы. Но это не является первоочередным. И контроль скорости, и даже высокие штрафы - это вопрос конкретных ситуаций. На проблему следует взглянуть более системно.
Что приводит к авариям? Действительно, прежде всего, человеческий фактор. Превысил скорость - авария. По статистике, именно это и является причиной 38% "смертельных" ДТП. Сел за руль под хмельком - авария. Не сменил резину - опять-таки авария. Не отдохнул перед рейсом, заснул за рулем - авария. Кстати, у нас законодательством предусмотрена установка на коммерческом транспорте (в том числе - на фурах, которые находятся в рейсах дальнего следования) специальных приборов - тахографов, которые в автоматическом режиме регистрируют, в частности, время, когда водитель работает и отдыхает. Государственный контроль за соблюдением режима труда и отдыха водителей должны осуществлять инспекторы Государственной службы безопасности на транспорте (ГСБТ). И - соответственно - наказывать нарушителей. Но! У этих инспекторов банально... нету карт, с помощью которых считывается информация с тахографов.
Еще один фактор, который влияет на количество "смертельных" ДТП, - техническое состояние авто. Неисправные тормоза, сломанные ремни безопасности и тому подобное. Наконец - еще одно: состояние дорог. В первую очередь - ненадлежащее состояние дорожного покрытия, отсутствие отбойников на скоростных магистралях, нечеткая разметка, плохая освещенность пешеходных переходов и знаков и так далее.
Конгресс, который сейчас проходит в Киеве, позволит увидеть и оценить ситуацию со всех точек зрения. Уже сейчас могу сказать: проблем накопилось очень много. Одномоментно их не решить. За полмесяца дороги не отремонтируешь, водителей сознательными и ответственными не сделаешь. Необходим системный подход и со стороны государства, и со стороны экспертной среды, и со стороны участников движения, и общества. Должен констатировать: такой подход уже есть, он сформирован. Пройдено уже несколько этапов - от осознания проблемы до привлечения высших государственных институтов. Конгресс - как раз доказательство моих слов. Кстати, в проекте постановления ВРУ "Об основных направлениях бюджетной политики на 2018-2020 годы" имплементация программы по безопасности движения определена Кабмином как приоритет. То есть, вышли уже на этап конкретных планов, в том числе - по финансированию.
Стратегия спасения
- А сейчас такое направление как безопасность движения не финансируется государством?
- Сейчас система финансирования отсутствует. Как отсутствует и ответственный орган по реализации государственной политики в сфере безопасности движения. Госпрограмма поддержки безопасности движения, которая у нас когда-то была, завершилась в 2012 году. Она уже в то время была устаревшей. Тогда Кабмин одобрил концепцию новой программы, но саму программу так и не принял. С тех пор мы живем вообще без такого стратегически важного документа. Еще один вопрос: а кто у нас вообще контролирует безопасность движения? Когда-то это относилось к обязанностям МВД, однако в процессе реформы полиции эти функции были отменены.
- Вы предлагаете подойти к вопросу основательно, решать его стратегически. То есть, на это понадобится немало времени. В то же время вы утверждаете, что медлить нельзя. Противоречие, не так ли?
- Не так. Во-первых, за последние три года Украина накопила немалый опыт реформ. Умеем работать оперативно. Во-вторых, как я уже сказал, довольно много, несколько этапов, уже пройдено. Мы на финишной стадии.
- Можете уточнить, о каких именно этапах идет речь?
- Начнем с того, что в декабре 2015 года состоялись первые в истории украинского парламента тематические парламентские слушания ("Состояние и перспективы обеспечения в Украине безопасности дорожного движения"). Их рекомендации были одобрены постановлением Верховной рады в апреле 2016 года. Позже, в мае прошлого года, Комитет по вопросам транспорта обратился к премьер-министру с предложениями по созданию Национального агентства по организации и обеспечению безопасности дорожного движения в Украине, созданию системы финансирования соответствующих мероприятий. Предложили разработать Стратегию повышения безопасности движения и обеспечить техническую часть: ввести систему автоматической фиксации нарушений с помощью технических средств - видео- и фотокамер.
Стратегия была разработана - с участием Транспортного комитета и других госструктур в пределах межведомственной группы. Документ получил высокую оценку экспертной среды, в этом году он был утвержден Кабмином. Разработка Госпрограммы также близка к завершению. Сейчас на рассмотрении нашего Комитета находится законопроект о создании Национального агентства по вопросам организации и безопасности дорожного движения. Это тот самый орган, который непосредственно будет воплощать госполитику в этой сфере. Техническое задание по созданию системы автоматической фиксации нарушений тоже на этапе завершения. То есть, стратегические шаги сделаны, сейчас - стадия практической реализации мероприятий.
- Вы сказали, что Кабмин определил безопасность движения среди приоритетов в своих финансовых планах на следующие несколько лет. Этих средств хватит?
- Будет несколько источников финансирования. Скажем, вот один из них: в прошлом году парламент принял пакет законов о создании Дорожного фонда, которые были разработаны и представлены Транспортным комитетом. Они заработают со следующего года. 5% с Дорожного фонда будет выделено на безопасность движения. Планируется также участие инвестиций.
- Какого эффекта ждете от всех названных мероприятий? Когда в Украине будут безопасные дороги?
- Ключевая задача для нас - сократить уровень смертности на дорогах как можно скорее. Планируем, что воплощение в жизнь Стратегии позволит снизить показатель вполовину уже через три года. Евросоюз ставит нам целью сделать дороги без жертв до 2050 года. Думаю, это вполне реально. На дорогах должна быть нулевая смертность.