RU  UA

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Мнение

Как депутаты "подвели" Яценюка

Что мешает начать масштабную распродажу гособъектов

Что мешает начать масштабную распродажу гособъектов Эксперты опасаются, что, продав львиную долю госактивов сейчас, правительство продешевит Фото: Владислав Содель

За четыре месяца, в январе-апреле, Фонд государственного имущества (ФГИ) выполнил годовой план по приватизации немногим более, чем на 0,6%. Это совершенно не соответствует анонсированной премьер-министром Арсением Яценюком масштабной распродаже госпредприятий, которая предусматривала наполнение бюджета на 17 млрд грн. Коалиционное соглашение, подписанное в ноябре прошлого года, предусматривает ряд подготовительных мер перед большой волной приватизации. Однако спустя полгода парламент не продвинулся ни на шаг в выполнении ранее достигнутых между фракциями договоренностей, так и не убрав из списка запрещенных к приватизации целый ряд привлекательных для инвесторов объектов.

17 млрд грн. Именно столько должно поступить в бюджет от продажи государственных активов в 2015 году. По данным Фонда государственного имущества, к началу мая по факту было получено только 113,5 млн грн или 0,66% от плана. Срыв приватизации уже стал нормой за последние несколько лет, в связи с чем Министерство финансов вынуждено выпускать облигации внутреннего государственного займа на недостающую сумму. Например, в прошлом году были выпущены бумаги на сумму в 16,6 млрд грн, чтобы компенсировать недостачу.

Безусловно, кое-что удается продавать. Но громких сделок уже давно не было. Последняя крупная приватизация состоялась в 2011 году, когда ФГИ продал "Укртелеком" за 10,5 млрд грн. Позже за редким исключением удавалось продавать энергокомпании. Другое дело, что не все желающие могли торговаться за активы из-за жестких квалификационных условий. Так произошло в конце 2013 года, когда Фонд госимущества продал контрольный пакет "Волыньоблэнерго". К торгам допустили лишь те компании, которые на протяжении трех лет занимались поставкой и передачей электроэнергии или ее производством. Такие условия автоматически отсеяли от участия в конкурсе ряд претендентов (в том числе и одну из крупнейших украинских инвестиционных компаний), у которых не было опыта и активов в электроэнергетике. Это был не первый и не последний случай. Не раз недопущенные к торгам компании пытались оспаривать приватизацию через суд, аргументируя это неадекватными квалификационными условиями и намекая на то, что конкурсы проводили под конкретных покупателей.

Опасения относительно возможных нарушений в будущем также небезосновательны. Еще свежа в памяти первая продажа "Криворожстали" и последовавшая за ней реприватизация. Сейчас также подымается вопрос о нарушениях при продаже "Укртелекома". Нет гарантий, что последующая большая распродажа не вызовет подобные вопросы. Многие эксперты и политики заговорили о риске того, что, продав львиную долю госактивов сейчас, правительство продешевит. Ведь ни политическая, ни экономическая ситуация в стране не способствуют активности инвесторов. Подобные разговоры начались после того, как Кабмин утвердил список компаний, готовящихся к приватизации. Среди наиболее привлекательных объектов значатся такие компании, как "Центрэнерго", ряд морских портов, угольные шахты и прочее. Но чтобы распродажа началась, свое слово должен сказать парламент. Ведь к приватизации по большому счету ничего не готово. Даже список, утвержденный Кабинетом министров, по своей сути это ни к чему не обязывающий документ. Десятки предприятий из этого перечня еще предстоит убрать из списка запрещенных к приватизации объектов. А это опять-таки прерогатива парламента.

Но в Верховной раде не спешат с какими-либо инициативами. Так, например, в коалиционном соглашении, которое было подписано в ноябре прошлого года, сокращение перечня объектов, не подлежащих приватизации, было одним из пунктов. К слову, коалиционное соглашение предусматривает еще ряд мероприятий перед приватизацией введение института независимых директоров и корпоратизация всех государственных предприятий, кроме казенных. Полгода назад коалиция также договорилась отменить норму относительно обязательной продажи на фондовых биржах пакетов акций в размере 5-10% уставного капитала компании перед приватизацией. Недавно парламент благополучно провалил голосование за отмену, казалось бы, этой технической нормы. Но, вместе с тем, депутаты дали четкий сигнал, что голосовать за приватизационные законы они пока не готовы. Дальше последуют консультации и попытки договориться между членами коалиции, правительством и финансово-промышленными группами. И, вероятнее всего, большую приватизацию пока отложат. Что, возможно, и к лучшему.

Читайте также

Запад бьет санкциями по российской нефти: когда загнется экономика страны-агрессора

Санкции против теневого флота России не нанесут ей большого урона, но падающая экономика подорвет ее силы

Ничего личного, просто бизнес: что нужно для того, чтобы Трамп решил защищать Украину от Путина

Чтобы США во главе с Дональдом Трампом защищали Украину, наша страна должны чем-то заинтересовать американцев

НЭП по-украински: как государство собирается защищать бизнес от самого себя

Власть должна снизить давление на бизнес и провести детенизацию экономики, защита нацпроизводителя не должна навредить конкуренции