RU  UA

суббота, 20 апреля
  • НБУ:USD 39.50
  • НБУ:EUR 42.10
НБУ:USD  39.50

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Мнение

Как депутаты "подвели" Яценюка

Что мешает начать масштабную распродажу гособъектов

Что мешает начать масштабную распродажу гособъектов Эксперты опасаются, что, продав львиную долю госактивов сейчас, правительство продешевит Фото: Владислав Содель

За четыре месяца, в январе-апреле, Фонд государственного имущества (ФГИ) выполнил годовой план по приватизации немногим более, чем на 0,6%. Это совершенно не соответствует анонсированной премьер-министром Арсением Яценюком масштабной распродаже госпредприятий, которая предусматривала наполнение бюджета на 17 млрд грн. Коалиционное соглашение, подписанное в ноябре прошлого года, предусматривает ряд подготовительных мер перед большой волной приватизации. Однако спустя полгода парламент не продвинулся ни на шаг в выполнении ранее достигнутых между фракциями договоренностей, так и не убрав из списка запрещенных к приватизации целый ряд привлекательных для инвесторов объектов.

17 млрд грн. Именно столько должно поступить в бюджет от продажи государственных активов в 2015 году. По данным Фонда государственного имущества, к началу мая по факту было получено только 113,5 млн грн или 0,66% от плана. Срыв приватизации уже стал нормой за последние несколько лет, в связи с чем Министерство финансов вынуждено выпускать облигации внутреннего государственного займа на недостающую сумму. Например, в прошлом году были выпущены бумаги на сумму в 16,6 млрд грн, чтобы компенсировать недостачу.

Безусловно, кое-что удается продавать. Но громких сделок уже давно не было. Последняя крупная приватизация состоялась в 2011 году, когда ФГИ продал "Укртелеком" за 10,5 млрд грн. Позже за редким исключением удавалось продавать энергокомпании. Другое дело, что не все желающие могли торговаться за активы из-за жестких квалификационных условий. Так произошло в конце 2013 года, когда Фонд госимущества продал контрольный пакет "Волыньоблэнерго". К торгам допустили лишь те компании, которые на протяжении трех лет занимались поставкой и передачей электроэнергии или ее производством. Такие условия автоматически отсеяли от участия в конкурсе ряд претендентов (в том числе и одну из крупнейших украинских инвестиционных компаний), у которых не было опыта и активов в электроэнергетике. Это был не первый и не последний случай. Не раз недопущенные к торгам компании пытались оспаривать приватизацию через суд, аргументируя это неадекватными квалификационными условиями и намекая на то, что конкурсы проводили под конкретных покупателей.

Опасения относительно возможных нарушений в будущем также небезосновательны. Еще свежа в памяти первая продажа "Криворожстали" и последовавшая за ней реприватизация. Сейчас также подымается вопрос о нарушениях при продаже "Укртелекома". Нет гарантий, что последующая большая распродажа не вызовет подобные вопросы. Многие эксперты и политики заговорили о риске того, что, продав львиную долю госактивов сейчас, правительство продешевит. Ведь ни политическая, ни экономическая ситуация в стране не способствуют активности инвесторов. Подобные разговоры начались после того, как Кабмин утвердил список компаний, готовящихся к приватизации. Среди наиболее привлекательных объектов значатся такие компании, как "Центрэнерго", ряд морских портов, угольные шахты и прочее. Но чтобы распродажа началась, свое слово должен сказать парламент. Ведь к приватизации по большому счету ничего не готово. Даже список, утвержденный Кабинетом министров, по своей сути это ни к чему не обязывающий документ. Десятки предприятий из этого перечня еще предстоит убрать из списка запрещенных к приватизации объектов. А это опять-таки прерогатива парламента.

Но в Верховной раде не спешат с какими-либо инициативами. Так, например, в коалиционном соглашении, которое было подписано в ноябре прошлого года, сокращение перечня объектов, не подлежащих приватизации, было одним из пунктов. К слову, коалиционное соглашение предусматривает еще ряд мероприятий перед приватизацией введение института независимых директоров и корпоратизация всех государственных предприятий, кроме казенных. Полгода назад коалиция также договорилась отменить норму относительно обязательной продажи на фондовых биржах пакетов акций в размере 5-10% уставного капитала компании перед приватизацией. Недавно парламент благополучно провалил голосование за отмену, казалось бы, этой технической нормы. Но, вместе с тем, депутаты дали четкий сигнал, что голосовать за приватизационные законы они пока не готовы. Дальше последуют консультации и попытки договориться между членами коалиции, правительством и финансово-промышленными группами. И, вероятнее всего, большую приватизацию пока отложат. Что, возможно, и к лучшему.

Читайте также

Гектары за бесценок: сохранят ли украинцы землю от иностранных посягательств

Допуск на рынок земли в Украине юридических лиц привел к большому росту цен на земельные участки, фермеры боятся остаться безземельными

Дефолт как подарок Путину: выживет ли Россия как государство

РФ ожидает кризис, который можно будет сравнивать с экономической катастрофой времен распада СССР

Механизмы для привлечения денег не понравятся украинцам, но без этого мы не победим – экономист Олег Пендзин

Экономист Олег Пендзин рассказывает, где государство может взять средства на новый мобресурс 450-500 тысяч человек

Опрос

Необходима ли Украине 4-ая волна мобилизации?