RU  UA

пятница, 29 марта
  • НБУ:USD 38.90
  • НБУ:EUR 42.05
НБУ:USD  38.90

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Ярослав Дубневич: За Укрзализныцю идут бои без правил

Как далеко зайдет конфликт, и не пострадают от этого простые украинцы - пассажиры УЗ

Как далеко зайдет конфликт, и не пострадают от этого простые украинцы - пассажиры УЗ Глава парламентского Комитета по вопросам транспорта Ярослав Дубневич Фото: УНИАН

Конфликт между министром инфраструктуры Владимиром Омельяном и главой Укрзализныци Войцехом Балчуном, который разразился в прошлую среду на заседании Кабмина, набирает обороты. Омельян заявляет о неэффективности работы польской команды, ее зависимости от политического влияния и о коррупции на предприятии. Балчун, в свою очередь, все обвинения отвергает.

В разговоре с председателем парламентского Комитета по вопросам транспорта Ярославом Дубневичем "Апостроф" выяснял, как далеко зайдет конфликт, и не пострадают ли от этого простые украинцы - пассажиры УЗ.

- Ярослав Васильевич, министр Омельян сообщил вчера, что против вас проводят расследование НАБУ и СБУ. Как вы это прокомментируете?

- Все мы становимся свидетелями сознательного или нет, но манипулирования фактами. Это обидно, потому что сводит процесс к плоскости выяснения отношений, а не профессиональных дискуссий, которые вызвали реальные изменения в инфраструктуре, в том числе - железнодорожной.

- Вас также обвиняют в том, что ваши предприятия остаются главными поставщиками запчастей на УЗ, что вы, пользуясь положением, лоббируете интересы тех предприятий, продавая железной дороге детали в больших объемах на колоссальные суммы. Налицо классическая коррупционная схема...

- Начнем с того, что я перестал заниматься бизнесом с 2012 года. Я выбрал путь в политику, потому что видел, что смогу реализовать положительный рассвет предпринимательского управления. Ведь в нашем государстве есть что менять и развивать. Это был сознательный выбор, которому я отдаю все свое время, в том числе свободное, которое должен был посвящать семье. Поэтому даже если бы и хотел, то на любые бизнес-идеи нет времени. Я уже об этом говорил.

Во-вторых, напомню всем, что Укрзализныця стала едва ли не первым крупным предприятием в стране, которое ввело тендерные закупки через систему «Prozorro». Уже больше года все закупки происходят в этом формате, а до этого - еще год в тестовом режиме.

О том, как открыто проходят торги на УЗ, не раз говорил лично замминистра экономического развития и торговли Максим Нефедов, а также - бывший министр инфраструктуры А.Пивоварский и сам господин Омельян. С помощью этой системы экономия средств в 2015 году в Укрзализнице, по информации самого министерства, составила более 1 млрд грн (презентация соответствующего отчета размещена на сайте министерства).

На официальном веб-портале Минэкономразвития неоднократно появлялись достижения указанной электронной системы и предотвращения коррупционных рисков в Украине. Так о каком коррупционном миллиарде идет речь?

- Министр отмечает тотальную коррупцию в УЗ, ссылается на коррупционную составляющую, которая не дает работать...

- Интересно, что он при этом не раскрывает, в чем именно она проявляется и в каких направлениях: может, в распределении вагонов и передаче их в аренду, или в закупке электроэнергии и топлива, или в системе распределения финансовых ресурсов, условий привлечения кредитов или предоставления скидок по тарифам? Чтобы бороться с коррупцией, недостаточно говорить «давайте бороться с коррупцией», нужны реальные шаги, которые сделают невозможным любые проявления коррупционных действий.

Если уж на то пошло, то я вынужден констатировать: в самом министерстве фактически отсутствует эффективная антикоррупционная программа. Принятый план мероприятий по противодействию коррупции довольно декларативный, он не предусматривает конкретики. Информация раздела «Противодействие коррупции» сводится к результатам проверки работников, претендующих на должности в министерстве и работающих в рамках «очищение власти». Точка.

В связи с этим возникают встречные вопросы: а какие же конкретные меры предпринимались министерством в 2016 году для борьбы с коррупцией? Какие результаты эффективности выполнения плана этих мероприятий? Скажем, сколько коррупционных правонарушений выявлено, сколько человек привлечены к ответственности? Какие коррупционные риски лично министр видит в деятельности министерства, подчиненных предприятий, и каким образом на них реагирует и реагировал в течение 2016 года? К сожалению, министр Омельян ни разу не дал ответов на эти вопросы. К слову, на самой Укрзализныце есть утвержденный план мероприятий по предотвращению коррупционных правонарушений, есть Антикоррупционная программа. Будет ли она работать, время покажет. Говорю осторожно, потому что УЗ в утвержденной Антикоррупционной программе признает, что предыдущий план мероприятий (2015 года) оказался малоэффективным, указывает на формальный характер, отсутствие системы обнаружения и анализа коррупционных рисков.

- А как насчет обвинений относительно вашего политического влияния на работу УЗ?

- Считаю, что тот, кто ее озвучивал, забыл, что сам попал на свою должность по квоте определенной политической партии. В Украине такая система государственного управления. И в настоящее время это целесообразно, поскольку существует система политической конкуренции и противовеса. В парламенте работает правящая коалиция, которая берет на себя политическую ответственность за те или иные решения, назначения и тому подобное. В конечном счете, она назначает правительство. Парламентарии формируют и определяют государственную политику во всех сферах общества согласно ряда законов: Конституции Украины, закона о статусе народного депутата Украины, о комитетах Верховной Рады, коалиционного соглашения. Они обязаны влиять, влияют и будут влиять на реализацию государственной политики. Присматривают и контролируют эффективность деятельности исполнительной власти. Так что и я имею определенное политическое влияние на отрасль - как председатель Комитета. И это законно. Мои функции, кстати, не ограничиваются только наработкой законов. Приходится и исполнительные функции брать на себя - чтобы был достигнут результат. И то, что сейчас происходит, свидетельствует о том, что определенным группам и лицам очень не нравится моя гражданская и политическая позиция, и понимание того, что происходит в транспортной сфере.

- Сейчас, когда общество наблюдает за информационными «боями без правил» вокруг УЗ, становится все более очевидным: конфликт возник не вчера. Не так давно Вы сказали, что это конфликт личностей. Но Омельян убеждает, что идет война старого режима и нового, реформаторского, к которому он, собственно, принадлежит...

- Это действительно противостояние двух мировоззрений, которые встретились в одной плоскости. И оно превратилось, как вы сказали, в «бои без правил». Эти мировоззрения исповедуют представители так называемой новой украинской политической элиты - и устойчивой европейской управленческой школы. Поясню его суть.

Действия первых направленные на максимальную публичную демонстрацию своих поступков или хотя бы намерений таких поступков где угодно: в социальных сетях, на международных встречах, на официальных приемах, перед камерой на ток-шоу. Чем больше и эмоциональнее - тем лучше. При этом результат фактически выполненной работы может быть мизерным или его может не быть вообще. Более того, не обязательно быть специалистом. Их миссия в другом - кричать.

Примеров таких «политиков новой формации» за последние три года можно привести немало. Очевидно, что история их быстро вычеркнет. Но пока это произойдет, они могут сильно замутить воду.

Европейские же управленцы поднимают вокруг себя значительно меньше шума. Потому что это им не нужно. Период декоративного политиканства они уже пережили. Их интересует одно - максимально эффективный результат. Если результата не видно, такие управленцы стремятся найти причину. Не находят - теряют вкус к проекту и могут хлопнуть дверью. Украинский политикум, который привлекал европейских менеджеров, за последние годы уже имеет такие примеры. Войцех Балчун, польский топ-менеджер ведущих международных транспортных компаний, - яркий пример такого европейца-управленца.

- Но он по совместительству - музыкант в рок-группе ... Немного не вписывается ...

- Напомню, он - участник конкурса на должность председателя ОАО УЗ, в котором победил. И не из-за его музыкальных способностей, поверьте. У него большой багаж профессионального опыта. У кого есть сомнения по этому поводу, направляйте свои вопросы к руководству Мининфраструктуры, Минфина, Минэкономразвития и других министерств, которые входили в Номинационный комитет, который его избрал среди других кандидатов. Я, кстати, в свое время, эти вопросы задавал в официальной переписке: обеспечат ли сформированные министерством требования к кандидату его профессионализм и результативность? Балчуну, по большому счету, все равно, что думают о его музыкальной деятельности в чиновничьих коридорах. Для него главное - сдвинуть с места неповоротливую структуру, доставшуюся ему в управление. Мало-помалу это удается. Не столь живо, как того бы хотелось, но кое-что есть. Особенно в пассажирской службе «УЗ», в ее реформировании.

- Это та самая служба, за которую отвечает господин Михальчук - последний, кто остался в структуре «УЗ» из старой команды? Говорят, ему это удалось лишь благодаря особым отношениям персонально с вами.

- Еще один миф. Михальчука я знаю с 2008-2011 годов, как и многих железнодорожников. Когда я был представителем Укрзализныци в Верховной Раде, а Михальчук - заместителем Генерального директора. В этот период мы сотрудничали с ним - как и с другими многими руководителями УЗ. Сейчас общаюсь с ним как с членом Правления ОАО УЗ. Регулярно встречаемся на заседаниях нашего транспортного Комитета при обсуждении многочисленных вопросов. И я не вижу в этом ничего плохого. Кроме того, отмечу: как глава пассажирской службы Михальчук проявил себя эффективным руководителем, способным на решительные шаги, на внедрение изменений и реформ.

- Буквально на днях министр Омельян подробно рассказывал, как из-за блокады в парламенте не принимается закон о железнодорожном транспорте. В то же время этот документ, по словам министра, поддержал и ждет его весь бизнес и отрасль. Тогда почему вы его тормозите?

- Прекрасная тема! Особенно, с учетом того, что данный законопроект в таком виде вызвал возмущение в бизнес и юридической среде. Опять - манипуляции. Наш Комитет сейчас перерабатывает документ, готовит к слушаниям.

- А что с ним не так?

- Два слова об истории. Министерство инфраструктуры, о чем должно быть известно и министру, работало над разработкой этого проекта закона более трех лет. Первая редакция преимущественновоспроизводила закон о железнодорожном транспорте Российской Федерации. Однако подписание Соглашения об ассоциации с ЕС внесло свои коррективы в подготовку закона, которые требовали имплементировать в нем законодательство ЕС. С этой целью европейские эксперты программы Twinning два года оказывали техническую помощь Мининфраструктуры в написании закона, на что было потрачено более 2 млрд. Евро. А в результате трехлетней работы Министерства увидел свет законопроект № 4593. И что? Готовьтесь считать на пальцах. Итак, это документ, который:

1) не обеспечен соответствующими финансовыми расчетами, которые являются безусловно необходимыми, если речь идет о принципиальной реформе рынка железнодорожных перевозок и создании новых центральных органов исполнительной власти, увеличении регуляторных функций на рынке перевозок. Иначе говоря, ни копейки на его реализацию министерством не заложено;

2) в целом носит декларативный характер, не включает ни одной нормы прямого действия при отсутствии подзаконных нормативных актов может заработать;

3) перегружен чрезмерным количеством терминов, не наполненных конкретным юридическим содержанием. Что делает невозможным их единое понимание всеми участниками рынка и применения;

4) исключает из сферы государственного регулирования более 900 км государственных подъездных путей;

5) искажает понятие равноправного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта и в связи с этим создает неравные конкурентные условия предоставления этих услуг различными операторами;

6) безосновательно увеличивает количество регуляторных органов в сфере железнодорожного транспорта, которые нуждаются в финансировании из государственного бюджета, при этом без достаточного обоснования функция по реализации государственной политики в сфере железнодорожного транспорта переводится из министерства на вновь созданный орган;

7) не содержит норм относительно имплементации задекларированных Директив ЕС 2008/57 / ЕС, 2007/59 / ЕС. Что, в свою очередь, делает невозможным создание и функционирование системы безопасности на железнодорожном транспорте, и, в дальнейшем - доступ частных перевозчиков к рынку;

8) не решает проблемы перевозки льготных категорий граждан; не предусматривает права и обязанности пассажиров железнодорожного транспорта, согласно Регламенту 1371/2007 ЕС должны быть отражены в проекте;

9) требует существенной доработки в части правового регулирования правоотношений, возникающих при строительстве, модернизации, приобретении объектов инфраструктуры, в том числе путей.

Здесь еще долго можно продолжать, но такие несовершенства нивелируют саму идею прогрессивной реформы железной дороги, потому что, по заключению специалистов, законопроект в том виде, который подало министерство не решает объявленных целей, блокирует привлечения инвестиций и приход частных операторов.

И тот факт, что уважаемый министр из нескольких уже телеканалов сообщил, что этот закон - панацея, и его ждут все и везде, у меня вызывает, мягко говоря, недоумение.

- А что о законопроекте №4593 думают в министерстве и ведомстве? Есть такие, кто его раскритиковал?

- Более чем достаточно. Просто перечислю. Итак: Главное научно-экспертное управление Верховной Рады Украины, Комитет по вопросам бюджета, Министерство юстиции Украины, Министерство социальной политики Украины, Антимонопольный комитет Украины, Институт законодательства Верховной Рады Украины, Государственное учреждение «Институт экономики и прогнозирования» НАН Украины. Кроме того, неоднократно о необходимости доработки законопроекта №4593 высказывались представители бизнес-ассоциаций. В частности, Американская торговая палата просила отозвать проект закона «О железнодорожном транспорте», о чем было достоверно известно и министру. Представители бизнеса отмечали, что должны быть доработаны вопросы разграничения транспорта общего и индивидуального пользования, система тарифообразования, инвестирование на железнодорожном транспорта.

Учитывая многочисленные недостатки законопроекта, замечания и предложения, поступившие 2 ноября, Комитет по вопросам транспорта принял решение рекомендовать Верховной Раде Украины вернуть этот законопроект на доработку.

При этом, само Министерство не спешит получить законопроект на доработку. Предложения Комитета включить в повестку дня ВР Украины рассмотрение вопроса о возвращении на доработку закона «О железнодорожном транспорте» блокируются Министерством через фракцию «Народный фронт». В результате, в повестку дня включаются «положительные» для министерства проекты, а те, которые требуют доработки, - «зависают в воздухе».

К слову, понимая явную несовершенство законопроекта с целью его доработки Мининфраструктуры обращалось к Комитету с просьбой создать рабочую группу. Жаль, но складывается впечатление, что созданная рабочая группа стала для министерства не рабочим органом, а ширмой для снятия с себя обязательств и ответственности за доработку законопроекта. Так, по крайней мере, считают многочисленные эксперты.

Версия для печати
Нашли ошибку - выделите и нажмите Ctrl+Enter
Раздел: Экономика

Читайте также

Дефолт как подарок Путину: выживет ли Россия как государство

РФ ожидает кризис, который можно будет сравнивать с экономической катастрофой времен распада СССР

Механизмы для привлечения денег не понравятся украинцам, но без этого мы не победим – экономист Олег Пендзин

Экономист Олег Пендзин рассказывает, где государство может взять средства на новый мобресурс 450-500 тысяч человек

Искусственный интеллект против российских углеводородов: за кем будущее

Успех компании Nvidia в очередной раз показал, что будущее за высокими технологиями, а сырьевые экономики как Россия остаются в прошлом