Украинские авиапроизводители в который раз требуют внимания к себе со стороны власти и заявляют об угрозе окончательной потери высокотехнологичной отрасли. Соответствующие заявления прозвучали во время Всеукраинского съезда авиастроителей, состоявшегося 27 июня в Харькове. Представители отрасли, в частности, в очередной раз выразили недовольство тем, как концерн "Укроборонпром" руководит госпредприятиями отрасли.
"Лоббисты" украинского авиапрома
По большому счету, сегодня продолжается некое "перетягивание каната" между собственно производителями и Государственным концерном "Укроборонпром" (УОП) - кто эффективнее, кто может привести инвесторов на проблемные предприятия, кто может обеспечить заказ на строительство самолетов ...
Например, нынешние руководители УОП гордо бьют себя в грудь, рассказывая о заключенном контракте с Перу, для Нацгвардии которого сейчас строит самолет "Антонов". В то время как "авиапромовцы" упрекают концерн в неэффективной работе и неспособности найти действительно перспективных инвесторов. Конечно же, в отличие от них самих, готовых, как раз, подобные задачи выполнить.
"В ближайшие пять лет, при благоприятном сценарии, рассчитываем выпустить минимум 5-8 машин, в идеале - 10. Мой приоритет - Ан-178, так как именно рамповыми самолетами всегда славился Антонов. А после него будем запускать 158-ую машину", - смело обещал в 2018 году, получив должность президента ГП "Антонов", Александр Донец. Понимая при этом, что пять лет может в кресле и не удержаться. Что в результате и произошло: недавно УОП освободил его от должности. Традиционно для руководителей авиагиганта, Донец попытался удержаться в кресле, опираясь на коллектив. А съезд авиастроителей стал элементом противостояния.
Его "коллега по цеху", руководитель ПАО "ФЭД" Виктор Попов, озвучил на этот раз подсчеты руководителей авиапредприятий - в развитие отечественного самолетостроения следует вложить два миллиарда гривен государственных средств, которые отобьются за счет инвесторов.
Если почитать интервью представителей авиаотрасли, то все они знают, как этих инвесторов привлечь, и вообще, как вывести украинское авиастроение из кризиса. Это они - лоббисты украинского авиапрома. Они встречаются с иностранными инвесторами, организуют мероприятия.
"Недавно я разговаривал со своим коллегой из Израиля,у него возник вопрос: "Почему вы не строите самолеты? Денег нет? Мы вам дадим. Но соблюдайте правила - вы нам даете машины, а мы их продаем", - рассказывал Виктор Попов в одном из интервью. А в другом хвастался, что именно он собрал на конференцию "Укравиапрома" 90 руководителей предприятий, профсоюзных лидеров и других участников. Сейчас он расписал радужные перспективы возобновления сотрудничества с Канадой - на съезде сообщалось о том, что, будто бы, целая "рабочая группа" из Канады собирается посетить Харьковский авиазавод и обсудить вопросы заказа самолетов Ан-74.
И сомнительные схемы
Все это звучит хорошо, но если узнаешь о деталях деятельности подобных "лоббистов украинского авиапрома", то возникают сомнения в их намерениях.
В частности, как ранее писал "Интерфакс-Украина", прежний руководитель ГП "Антонов" Донец был уволен после проверки.
"По результатам проверки были выявлены многочисленные факты, свидетельствующие о неэффективном управлении государственным предприятием; нецелевое использование объектов государственной собственности; злоупотребления и нарушения со стороны руководства, которые могли привести к значительным убыткам государству и нанести существенный вред репутации крупнейшего авиационного предприятия Украины", - цитирует "Интерфакс-Украина" сообщение "Укроборонпрома".
Советник директора УОП Руслан Корж рассказал, что проверку проводила комиссия из сотрудников УОП и народного депутата на основании информации, полученной от Службы безопасности Украины.
"Комиссия почти месяц работала на предприятии. Результаты проверки мы передали в правоохранительные органы и НАПК, поскольку в выявленных фактах есть признаки уголовных преступлений и нарушения антикоррупционного законодательства", - сообщил Корж.
В отрасли активно обсуждают эту тему - многим известно о создании в 2018 году фирмы-посредника SALIS Logistic, которая, якобы, помогает обеспечить заказы на грузовые перевозки "Авиалиний Антонова". "Мотивы создания Александром Донцом SALIS Logistic достаточно сомнительны, поскольку ГП "Антонов" так и не получило 51% акций этого предприятия и имеет минимальное влияние на его деятельность. ГП "АНТОНОВ" потеряло на этой сделке около $10 млн ", - писал недавно уже бывший вице-президент ГП "Антонов" Юлий Киселев.
Другой "лоббист", Виктор Попов в 1999 году будучи заместителем директора Харьковского машиностроительного завода ФЭД, стал председателем правления ЗАО "Корпорация ФЭД". Эта коммерческая структура была создана в 1998 году и непонятным образом подменила государственную научно-производственную корпорацию ФЭД, в которую входили ГП "ХМЗ ФЭД" и другие предприятия.
Вот как описывали эту ситуацию журналисты издания "Бизнес.Медиа".
"ЗАО "Корпорация ФЭД" появилась в 90-х, но в нынешнюю форму преобразовалось уже в 2000-м году. Основными акционерами ЗАО стали тогдашний директор государственного завода "ФЭД" Александр Жданов и все его заместители. Председателем правления стал Виктор Попов, много лет проработавший на Харьковском Машиностроительном заводе "ФЭД" на разных должностях, в том числе – заместителя директора завода по снабжению и коммерции. Виктор Попов и сейчас возглавляет частный "ФЭД" и входит в рабочую группу по возрождению украинского авиапрома при Минэкономики.
2000-е годы ознаменовались перетеканием дохода от продажи продукции авиационного назначения с государственных предприятий "ФЭД" и ХАКБ на частный "ФЭД". Купленную у государственного завода продукцию он продавал дороже. И при этом обзаводился конструкторской и технологической документацией продукции ГП "ФЭД" и ХАКБ, что позволило предлагать позже "модернизированные" версии.
Постепенно частной компании удалось завоевать репутацию предприятия, которое ведет новые разработки и является более привлекательным для клиентов, чем государственный "ФЭД". Руководитель "Укроборонпрома" Айварас Абромавичус недавно заявил, что государственный ФЭД сильно отстал "и технологически, и кадрово".
Демпинг на внешних рынках повлиял на отношения госкомпании с заказчиками. Сейчас, по-сути, государственный завод становится сырьевым придатком частного. Для того, чтобы иметь лучшие позиции, чем у ГП, АО не обязательно даже переманивать лучшие кадры: можно заказать государственным конструкторским бюро разработку документации на разработку новых изделий, и передать ее уже как собственность АО для производства на другие госпредприятия по лицензионным договорам. Позиционируя себя на внешних рынках как главное предприятие, АО получило возможность рассчитывать на всю добавленную стоимость продукции ГП.
АО "ФЭД" создал предприятие в КНР (для разработки на базе "старых" изделий "новых" образцов авиа-изделий для внутреннего рынка КНР) и Словакии (для дальнейшего "взаимодействия в аэрокосмическом секторе экономики ЕС с ведущими предприятиями"). "Это наводит на мысль о выводе капитала за границу и использовании технологий иностранными производителями.
На конкуренцию госпредприятия, входящего в состав "Укроборонпрома" с частником, руководство концерна как будто даже особо не обращает внимания. Хотя государственный завод теряет доходы из-за такой конкуренции."
А вот как журналисты "БизнесМедиа" рассказывали о преимуществе, которое получил негосударственный "ФЭД" перед государственным в условиях антироссийских санкций.
"Официально поставлять России технику и компоненты оборонного и двойного назначения не могут в Украине ни предприятия государственной формы собственности, ни частные компании. Впрочем, частники на практике этого запрета придерживаются не всегда. Компания АО "ФЭД", например, участвует в тендерах в тесном сотрудничестве с коммерческими организациями РФ. И, согласно документам, которые находятся в распоряжении редакции, продолжает поставлять РФ комплектующие, которые могут использоваться для оснащения военной техники. В 2015 году компания продала российским покупателям приводы генератора ГП-22, которые используются для питания бортовой электросети на стратегическом самолете-ракетоносце Ту-160", - пишет издание.
Кстати, именно фото с авиавыставки МАКС-2015 в Подмосковье, похоже, стали причиной увольнения с должности директора ГП "410 завод гражданской авиации", сына Попова, Алексея: тот позировал на камеру в форме российского летчика.
"Сын председателя правления АО "ФЭД" Виктора Попова, Алексей, недавно был назначен главой ГП "410 завод гражданской авиации". Правда, на должности пробыл всего несколько дней: вскоре после назначения была обнародована фотография, на которой Алексей Попов облачился в форму российского летчика на авиавыставке МАКС-2015 в Подмосковье. Младшего Попова быстро сняли "по согласованию сторон". Проведённый конкурс со всевозможными проверками в итоге оказался "фейком". Закрыть на это глаза государство не смогло, особенно с учетом публичной огласки", - описывал ситуацию "Бизнес.Медиа".
Имея такой прекрасный опыт "эффективного управления", легко можно рассказывать о неэффективном государственном руководстве, которое не обеспечивает надлежащее финансирование предприятиям отрасли. Хотя, чаще всего, в авиапроме "меряются цифрами", приводя в пример Евросоюз, США или Китай, которые обеспечили мощное финансирование собственным разработчикам и производителям авиатехники. Цифры, которые звучат, к сожалению, однозначно не под силу Украине, которая не является мощным геополитическим игроком, который мог бы диктовать условия другим и "подсаживать" их на свои контракты в качестве благодарности за другие направления, или благодаря своему рынку, на который можно пустить иностранных игроков.
Интересно, что сам Попов ранее былболее лояльным к власти. В 2010 году, после избрания в Харьковский облсовет, он вступил во фракцию Партии регионов (потом был внефракционным и входил в депутатскую группу "Единство Харьковщины"). Тогда он хвалил правительство и парламент за то, что было принято несколько законодательных актов по поддержке самолетостроительной промышленности и за преференции в Налоговом кодексе. Он уверял, что это "очень сильно расширяет наши возможности" и "развязывает руки".
Вроде бы и понимают в авиаотрасли, что нельзя надеяться только на "баранки" от государства - даже зная, что в будущем отрасль может генерировать большие прибыли, каждое правительство или парламент при этом понимает, что вытянуть огромные средства из госбюджета нужно здесь и сейчас, а это всегда для наших реалий сложно. Тем более, что, откровенно говоря, у нас не принято загадывать наперед - когда что-то даст результат уже при руководстве государством других людей. Кроме того, на самом деле нет гарантий и со стороны руководителей предприятий авиаотрасли, что все действительно так и будет - что получив значительные средства от государства, они смогут "отбить" их в указанные сроки.
"В поисках выхода из непростой ситуации, сложившейся сегодня в авиастроении страны, мы сформулировали достаточно смелое предложение. В чем его "фишка"? В том, чтобы привлекать к выпуску самолета сразу несколько фирм-партнеров, которые производят продукцию для авиации. В этом случае мы не ждем денег от государства, не берем кредитов, а осуществляем выпуск самолета на условиях распределения рисков. Каждое предприятие вкладывает собственные деньги в поставку своих изделий. Все заинтересованы в том, чтобы самолет взлетел как можно скорее, значит, всех волнует качество, эффективный оборот средств и все другие составляющие процесса производства", - предлагал Попов в 2017 году. Однако, дальше слов никто не пошел. И вряд пойдет, потому что - зачем рисковать?