RU  UA

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55

Луганский связной: кто поможет восстановить Украину

Впереди огромная работа

Впереди огромная работа Фото: сайт Кабинета министров Украины

Украина представила международным донорам план послевоенного восстановления страны. Пока что в этом плане мало конкретики, но это не помешало нашим западным партнерам выразить ему свою принципиальную поддержку. "Апостроф" разбирался, что необходимо сделать в рамках этого плана в первую очередь, где найти деньги на его реализацию, и как нам не упустить шанс создать мощную и успешную Украину.

Кто возьмет "шефство"

Конференция по вопросам восстановления Украины, которая прошла в начале июля в швейцарском Лугано, собрала представителей 40 стран и 18 международных организаций.

На конференции украинское правительство представило масштабный план, который включает в себя реализацию 850 проектов в рамках 18 национальных программ на общую сумму 750 миллиардов долларов.

Участники встречи выслушали предложения Украины и выразили готовность помочь. А, чтобы нам было легче продержаться до начала масштабного восстановления, объявили о предоставлении в ближайшее время 1,85 миллиарда долларов - 600 миллионов финансовой поддержки, по 500 миллионов на развитие аграрного сектора и подготовку к предстоящему отопительному сезону и 250 миллионов для развития проектов цифровой трансформации.

"Проведение такого масштабного мероприятия является положительным моментом для Украины, - сказал в разговоре с "Апострофом" министр инфраструктуры в 2016-2019 годах Владимир Омелян. - Оно привлекает внимание ведущих стран к ситуации в стране и свидетельствует об их готовности взять коллективную ответственность за послевоенное восстановление. Причем для них речь идет не только о простом восстановлении зданий и дорог, а о превращении Украины в современное государство, мощное в экономическом отношении и военном, способное и в дальнейшем защищать восточную границу Европы".

По его мнению, в последнее время к мировым лидерам пришло понимание, что существование между россией и ЕС своеобразной "серой зоны" из бывших советских республик не является гарантией безопасности. Поэтому принято стратегическое решение о максимальном содействии интеграции Украины в европейские структуры и укреплении ее государственности.

"Сегодня есть определенная конкуренция относительно того, кто станет главным проводником, "наставником" Украины на этом пути, - говорит Омелян. - С одной стороны, на эту роль претендуют Соединенные Штаты как самый мощный геополитический игрок, имеющий опыт подобных трансформаций во многих странах. С другой стороны, все более активную позицию в этом направлении занимает Европейский Союз, в первую очередь благодаря президенту Европейской комиссии Урсуле фон дер Ляйен. Она - один из немногих политиков-визионеров в ЕС, которая увидела в нынешней ситуации перспективу не только для Украины (которой она по-настоящему сочувствует и стремится помочь), но и для самого Евросоюза".

Урсула фон дер Ляйен

Активная помощь при послевоенном восстановлении сделает Украину на десятилетие вперед надежным союзником той стороны, которая такую помощь предоставит. Кроме того, этот вопрос имеет и вполне конкретное экономическое измерение, поскольку сформирует долгосрочные связи.

"Если предприятия какой-то страны получат, например, заказы на восстановление украинских дорог по собственным технологиям, то это сформирует для них большой рынок по продаже техники и материалов для ремонта и содержания этих дорог на много лет вперед. Поэтому, конечно же, за такие подряды будет вестись достаточно жесткая борьба," - объясняет Владимир Омелян.

Где взять деньги

Безусловно, презентация в Лугано не является окончательным планом, под который можно выделять средства. Он не содержит подробного списка объектов, которые планируется восстановить или создать заново.

"Это документ самого высокого уровня, который не предусматривает подробной детализации и определяет лишь главные направления работы, - заявил в комментарии изданию координатор экспертных групп Экономической экспертной платформы Олег Гетман. - У правительства и экспертов впереди еще очень много работы для того, чтобы полностью детализировать этот план".

По мнению Владимира Омеляна, подробная разработка документов в рамках общего плана потребует довольно много времени, которого после войны Украине будет сильно не хватать. Поэтому работу над ними следует начинать уже сегодня, делая упор на реализации масштабных проектов, необходимых для украинского будущего.

"В правительственном плане, к сожалению, мало видения того, какой мы хотим видеть Украину через несколько десятилетий, - говорит эксперт. - Он слишком сосредоточен на простом восстановлении разрушенного. Например, он содержит планы восстановления 5 тысяч километров разрушенных железнодорожных путей. Но реализация этого проекта лишь вернет Украине транспортную систему, спроектированную советскими чиновниками в 60-х годах прошлого века, когда контакты с Европой были минимальными, и поэтому инфраструктура на западном пограничье развивалась минимально, а сейчас западное направление является главным для Украины, и, соответственно, правительственные планы должны предусматривать строительство новых путей европейского стандарта, а также нескольких автобанов, которые обеспечат скоростное и бесперебойное сообщение с Европой".

Таким образом, если к имеющимся в программе проектам восстановления будут добавлены новые перспективные направления развития, окончательная сумма, необходимая для реализации планов, может значительно возрасти. Это, безусловно, порождает вопрос, из каких источников можно будет взять эти деньги.

"Основным ресурсом финансирования восстановления Украины должны стать не средства налогоплательщиков Европы и Америки, а конфискованные по всему миру российские активы, - считает Владимир Омелян. - Этих денег может оказаться вполне достаточно. По разным оценкам, на сегодняшний день в мире уже заморожены российские активы на 500-800 миллиардов долларов. И, по мнению экспертов, эта сумма может возрасти до 1,5-2 триллионов".

На сегодняшний день юристы во многих странах работают над созданием законодательных механизмов, которые позволят конфисковать эти активы и направить их на восстановление Украины. Причем речь идет не только о государственных активах россии, но и о деньгах олигархов, тесно связанных с кремлевской властью. Первой такой механизм разработала и внедрила Канада, и в скором времени этот порядок станет образцом для аналогичных законов в других странах.

"Если удастся организовать масштабные конфискации российских активов по всему миру, то агрессору придется самостоятельно оплатить ущерб от этой войны, – говорит Владимир Омелян. – А часть средств можно будет также направить странам-донорам в качестве компенсации за те расходы, которые они сегодня несут для поддержки Украины. Такое предложение прозвучало в Лугано со стороны украинского правительства. И это был очень сильный ход с нашей стороны".

Как не упустить шанс

Впрочем, опыт украинских реалий свидетельствует о том, что выделение средств вовсе не означает успешное воплощение проекта. Обществу, экспертам и западным партнерам придется приложить немалые усилия для того, чтобы предоставленные деньги были использованы должным образом, с минимальным использованием коррупционных схем.

По словам Олега Гетмана, американцы и европейцы вполне осознают эту задачу.

"Ситуации, при которой украинским властям просто дадут деньги, не поинтересовавшись эффективностью их использования, точно не будет, - считает эксперт. - Согласившись на определенный план восстановления страны, партнеры будут поощрять его успешное выполнение. И отдельные транши финансирования будут связаны с реализацией определенных пунктов программы".

При этом риск того, что украинская власть пойдет по пути имитации реформ, а после получения финансирования будет их сворачивать, эксперт оценивает как невысокий: "В последний раз откровенно срывал программы сотрудничества с ЕС и МВФ Янукович. В последнее время Украина выполняет свои обязательства перед партнерами достаточно добросовестно – на 80-90%. То есть откровенных "кидков" пока не наблюдалось".

По мнению эксперта, для реализации планов восстановления будет создан международный орган, в который, с одной стороны, войдут представители украинского правительства и, возможно, экспертной среды. С другой стороны, там будут присутствовать представители государств-доноров, МВФ, ЕС и т.д. Этот фонд будет оценивать проекты, подготовленные украинским правительством, и выделять финансирование на их выполнение.

Кстати, разработка реформ уже ведется. Например, в настоящее время в экспертных группах нарабатываются решения по налоговой либерализации, дерегуляции и другим вопросам, которые необходимы для оживления экономики (эти реформы являются частью представленного правительством плана восстановления). Ожидается, что законопроекты будут готовы в ближайшие недели и внесены на рассмотрение Верховной Рады в сентябре.

Здание Верховной Рады Украины Фото: Wikipedia

По мнению Владимира Омеляна, основным фактором успешного обновления Украины станет качественная и быстрая подготовка необходимых проектов.

"Безусловно, партнеры создадут некий наблюдательный совет, который будет выделять финансирование. Но с этим советом нужно качественно работать. Если с украинской стороны будут представлены хорошо подготовленные документы с качественными реформами и масштабными проектами развития, то наблюдательному совету останется только утвердить их и дать старт работе. Если же проекты будут составлены на низком уровне, в интересах определенных групп лиц, то наблюдательному совету придется привлекать международных экспертов для их доработки и контроля за выполнением работ. Все это займет минимум год времени. И приведет к тому, что будут реализовываться какие-то точечные проекты восстановления, но не масштабные преобразования страны", – рассказывает экс-министр.

Поэтому еще до окончания войны Украине необходимо провести качественную подготовительную работу, согласовать все законы и подробные проекты строительства. Чтобы уже на следующий день после победы был дан старт масштабным работам, которые через несколько лет приведут к радикальным изменениям в стране.

"Мир уже видел ряд историй, когда для восстановления некоторых стран после войн или стихийных бедствий другие страны предлагали масштабное финансирование и помощь, однако из-за неквалифицированного сотрудничества со стороны пострадавших эти планы терпели поражение, - говорит Владимир Омелян. - Они или выливались в помощь доноров самим себе (деньги на восстановление шли своим же фирмам, которые часто неэффективно их использовали), или заканчивались кратным сокращением средств, которые предлагалось выделить первоначально".

Однако, по его мнению, в нашем случае такой сценарий маловероятен, поскольку глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен в Лугано четко заявила, что Евросоюз готов "взять Украину за руку" и помочь в модернизации.

Впрочем, надеяться, что европейцы проделают всю работу за нас и сами приведут Украину к успешной европейской жизни, вряд ли стоит. Запад нам, конечно же, поможет деньгами и советом, но львиную долю работы по модернизации страны придется выполнить украинскому правительству, бизнесу и, самое главное, гражданскому обществу.

"Если мы не справимся с этой задачей, то окажемся в ситуации Советского Союза после Второй мировой войны - страны-победителя, которая полностью разрушена, и у которой нет ни средств, ни воли восстанавливаться, - говорит Владимир Омелян. - Поэтому уже сейчас необходимо прилагать максимум усилий для того, чтобы не упустить свой исторический шанс на создание богатой и мощной Украины".

Новини партнерів

Читайте также

Запад бьет санкциями по российской нефти: когда загнется экономика страны-агрессора

Санкции против теневого флота России не нанесут ей большого урона, но падающая экономика подорвет ее силы

Ничего личного, просто бизнес: что нужно для того, чтобы Трамп решил защищать Украину от Путина

Чтобы США во главе с Дональдом Трампом защищали Украину, наша страна должны чем-то заинтересовать американцев

НЭП по-украински: как государство собирается защищать бизнес от самого себя

Власть должна снизить давление на бизнес и провести детенизацию экономики, защита нацпроизводителя не должна навредить конкуренции