В Украине отменят налоговые льготы для бизнеса, введенные почти год назад вскоре после начала российского вторжения. Возврат к довоенным правилам обусловлен дальнейшим сотрудничеством с МВФ, который может предоставить нашей стране финансовую помощь уже в ближайшее время.
При этом налоговые поступления в "военный" 2022 год оказались даже выше, чем годом ранее, несмотря на колоссальное падение экономики.
О работе налоговой и таможенной служб, коррупции в обоих ведомствах, результатах налоговой амнистии и многом другом в интервью "Апострофу" рассказал глава комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики ДАНИИЛ ГЕТМАНЦЕВ.
Амнистия – первая и последняя
– Налоговая амнистия, которая началась в Украине еще 1 сентября 2021 года, после ее продления на шесть месяцев закончилась 28 февраля 2023 года. Какие результаты она дала?
– На протяжении процесса легализации капитала амнистировано около 9 миллиардов гривен. Бюджет получил 0,6 миллиарда гривен налогов. Всего в ней приняли участие около тысячи граждан.
Безусловно, это не те цифры, на которые мы рассчитывали. Результат, конечно же, мог быть и лучше, но события этому помешали. Положительная динамика, которую мы наблюдали в начале процесса, была прервана войной. А война это, безусловно, не лучшее время для легализации доходов.
К тому же после российского вторжения НБУ ввел валютные ограничения, которые дополнительно затормозили процесс, поскольку люди, которые бы положили значительные средства в валюте на банковский счет, не смогли бы их потом свободно снять.
Вместо этого появился альтернативный способ легализации средств - введенный весной 2%-й налог. Люди получили возможность зарегистрироваться ФОПами и прогнать через себя любые средства, уплатив с них 2% вместо предусмотренных амнистией 5%. И мы увидели, что достаточно значительное количество граждан именно так и поступили, чтобы вывести "на свет" свои средства.
- Так что, можно по результату назвать амнистию успешной?
- Конечно, 9 миллиардов - это не те средства, ради которых она организовывалась. Поэтому вряд ли ее можно назвать удачной.
- Что делать со средствами, которые так и не были амнистированы? Объявлять после войны новую амнистию?
– Я убежден, что нам больше не удастся провести такую акцию.
Украина взяла курс на присоединение к Евросоюзу, и мы должны соответствовать правилам, которые действуют в организации. А ЕС относится скептически к самой идее налоговой амнистии, поскольку она порождает несправедливость по отношению к добросовестным плательщикам. Они платили все налоги в полном объеме, а те, кто нарушил законы, получают возможность за небольшие деньги получить прощение долгов. И, если амнистия проводится регулярно, она стимулирует граждан к уклонению от налогообложения. С этими доводами можно согласиться.
- Зачем мы все же ее проводили?
- Для этого были уникальные основания, поскольку на протяжении 30 лет накопилось очень большие состояния, с которых не уплачены налоги. Все украинцы так или иначе сталкивались с уклонением от налогообложения. И люди должны были получить шанс на их легализацию. Это очень важно, что они могли подвести черту под старыми практиками по уклонению и начать новую финансовую жизнь с чистого листа. Однако, думаю, что это - первая и последняя в Украине налоговая амнистия. По крайней мере, в десятилетней перспективе.
Кстати, очень интересно, что спрос на участие в амнистии оживился в последние недели ее проведения. В конце февраля прирост амнистированных активов – плюс полтора миллиарда. Возможно, люди рассчитывали на то, что амнистию продлят, возможно, все же разобрались в ее несомненных преимуществах. Но безусловно жаль тех, кому не хватило полутора лет, чтобы принять участие. Это был уникальный шанс.
- К людям, которые амнистировали свои средства, у государства теперь нет претензий. А что ждет тех, кто решил оставить все как есть?
- Вводя амнистию, мы одновременно давали поручение Кабинету министров подготовить законопроект о косвенных методах налогового контроля, которые позволят выявлять несоответствие расходов человека его задекларированным доходам. Однако до сих пор такого документа нет, и мало шансов, что он в ближайшее время появится. Точно мы не будем принимать такой закон в военное время.
Но после победы, и уж точно после вступления Украины в ЕС, такой закон неизбежно появится. Наши люди, которые выехали сейчас в Европу, могли уже убедиться, что там, если ты открываешь счет хотя бы на 1 евро, или приобретешь что-нибудь более или менее ценное, ты должен подтвердить происхождение этих денег. Так будет и у нас.
– Недавно исполнился год со времени введения налогового режима "Дія.Сіті" для IT-индустрии. Какие результаты показала эта инициатива?
- Об успешности проекта пока рано говорить. За год к "Дія.Сіті" присоединились 444 резидента. Из них только 195 стали плательщиками налога на выведенный капитал. Это при том, что количество реальных активных хозяйствующих субъектов в этой сфере до российского вторжения оценивалось в 5 тысяч, а сейчас - 2-2,4 тысячи.
Поэтому окончательные выводы о привлекательности такого средства стимулирования делать рано. Единственный вывод, который можно сделать, что миф о налоге на выведенный капитал как пути к экономическому процветанию и сверхпопулярном инструменте среди бизнеса, значительно преувеличен.
При этом IT – практически единственная отрасль экономики, которая уже во время полномасштабной войны показала рост, причем существенный. В частности, экспортная выручка выросла на 400 миллионов долларов, а объемы производства - на 14%. И выглядит так, что этот рост в относительно в меньшей степени обусловлен внедрением "Дія.Сіті". В то же время, "Дія.Сіті" - это уникальная возможность выйти в "белую", сохранив почти такой же уровень налоговой нагрузки, какой был на ФОПах. Хотелось бы, чтобы люди не сожалели об этом упущенном шансе, как сейчас сожалеют те, кто не воспользовался амнистией.
На самом деле мы делаем много классных вещей, но, чтобы они заработали, иногда необходима более проактивная позиция и бизнеса, и общества.
- Следует ли ожидать подобных льготных режимов налогообложения для других отраслей экономики?
- Подобных льготных режимов – нет. Но у нас уже существует достаточно инструментов стимулирования инвестиций – от "инвестнянь" до индустриальных парков. Иногда кажется, что экономический блок КМУ сам путается в их многообразии, не в состоянии заставить полноценно заработать ни один из них.
Потому инструментов достаточно. Недостаточно денег, чтобы расширить стимулирующие инструменты – "5/7/9%", "еРабота", ипотечное кредитование и т.д. – настолько, насколько нам бы хотелось. Но в ограниченных объемах, несмотря на войну, мы все же помогаем, и это правильно.
Теперь о направлениях развития. Я остаюсь сторонником идеи, что рост экономики в Украине обеспечит стимулирование переработки, независимо от того, в каких отраслях она происходит, - в тяжелой промышленности, легкой, сельском хозяйстве и т.д. Нам важно максимально вписаться в европейские производственные цепочки. Не нужно стараться непременно стать "номером 1" в какой-либо отрасли. Зачем? Лучше найти свое место в производственных цепочках огромного рынка ЕС и при этом увеличить и собственный ВВП, и, соответственно, благосостояние.
Есть такая шутка, что раньше Украина экспортировала автомобили, а теперь – катушки зажигания. Да, но до войны она поставляла эти катушки на 1,2 миллиарда евро в год! И это детали для ведущих европейских марок. И, чем больше таких "катушек", "замков", кресел и других запчастей мы будем производить, тем больше будут расти экономика и благосостояние в Украине.
Сейчас подготовлен законопроект о предоставлении отсрочки по уплате НДС при ввозе оборудования. Полагаю, именно такие меры позволят нам стимулировать развитие промышленности. Кроме этого, у нас есть перспективы в развитии оборонно-промышленного комплекса (соответствующий стимулирующий законопроект внесен мной в Верховную Раду), а также IT (о "Дія.Сіті" мы уже говорили).
100 миллиардов – цена коррупции
– В 2022 году налоговые поступления в украинский бюджет превышали аналогичные показатели 2021 года. При этом объемы ВВП из-за войны упали. Как выходит, что при огромном уменьшении производства сбор налогов растет? Это результат увеличения налогового давления со стороны государства?
– Единственное, поправлю – это касается налогов и платежей, которые администрируются Налоговой службой.
Это абсолютное исключение, можно сказать, чудо в экономической истории мира. Мы отменили или снизили ряд налогов, отменили штрафы и налоговые проверки. У нас снизился ВВП на 30–35%. Поступления от налога на прибыль сократились на 42,5 миллиарда (гривен). Это шоковые обстоятельства для любого государства. Однако поступления от НДС у нас в прошлом году выросли.
И причина этого единственная – отказ от системных коррупционных схем, таких как скрутки НДС. Дополнительные 80 миллиардов гривен налоговых поступлений в общий фонд бюджета и 100 миллиардов в сводный бюджет – это цена коррупции в налоговой. Все эти деньги раньше оказывались в карманах воров.
- Кратко объясните, в чем состоит суть скруток?
- Скрутка – это фиктивная бестоварная операция, совершаемая с целью уклонения от НДС. Их достаточно много разновидностей. Например, схема с импортом. Предприятие закупает товар за границей, завозит его в Украину и продает здесь за наличность на рынке. А документы на этот товар продают другому предприятию, которое уменьшает на налоговый кредит за "приобретенный" товар свои налоговые обязательства по НДС.
Разоблачают ее через изучение производственной цепочки. То есть, если предприятие покупает, например, ботинки, а продает мебель, включая стоимость ботинок в ее цену, то очевидно, что это - схема, поскольку из ботинок мебель не делают.
Налоговая видит несоответствие кодов товаров и просит производителя разъяснить, каким образом условные "ботинки" используются в производстве мебели. Если объяснения удовлетворительны – хорошо. В противном случае налоговые обязательства нужно скорректировать, исключив из отчетности товар, которого на самом деле нет.
Система электронного администрирования НДС достаточно эффективна и позволяет выявить все эти схемы. Очевидно, что системные схемы могли работать только при содействии сотрудников налоговой, которые должны были закрыть глаза на схему за определенное вознаграждение, которое затем распределялось среди правоохранителей, которые прикрывали преступления. Так было до декабря 2021 года.
– Как же удалось уменьшить объемы скруток?
– В декабре 2021 года в налоговую зашла новая команда, начались массовые увольнения. До 10 тысяч компаний, которые продуцировали схемный НДС, были отнесены к рисковым, и системные скрутки были прекращены. Это и дало прирост поступлений от НДС, несмотря на падение экономики.
Руководство всей налоговой было перезагружено. И в центре, и на местах. Сейчас при первом выявленном случае взятки в налоговой службе увольняется не только виновник, но и руководитель областного управления. Сейчас все они находятся в статусе исполняющих обязанности, и решения по ним принимаются очень легко и быстро. С начала войны уже уволены 28 руководителей областных налоговых.
– Это больше, чем все. У нас нет столько областей (по Конституции в Украине 27 регионов – 24 области, а также Автономная республика Крым и два города со специальным статусом Киев и Севастополь – "Апостроф").
– В некоторых областях руководство поменялось по 2-3 раза. В некоторых областях руководители сохранились благодаря тому, что не зафиксированы случаи коррупции.
Если такую практику ответственности за подчиненных распространить на все государственные органы, коррупция прекратится через 3 месяца. Когда руководитель департамента, центрального органа исполнительной власти и, в первую очередь, министр будет автоматически уходить, если доказано злоупотребление подчиненных, мы в конце концов избавимся от этого жуткого стыда за чиновников, которые в войну продолжают воровать. А многочисленные обыски и громкие разоблачения перестанут напоминать дешевые шоу.
Конечно, все это не подменяет, а дополняет институциональные меры по борьбе с коррупцией на уровне НАБУ, САП, НАПК, ВАКС.
- Еще одна болезненная тема – подакцизные товары. Огромные деньги теряет бюджет из-за их незаконного обращения. Как с этим бороться?
– Я убежден, что побороть злоупотребления с подакцизными товарами можно исключительно административными методами. Идеи некоторых чиновников о том, что нам поможет перевод всех расчетов за эти товары в безналичную форму, - бред. Вообще, для общества лучше, когда финансами занимаются специалисты, а не мечтатели.
Единственное, что можно сделать, – добиться качественной работы правоохранителей. Увольнять, сажать, снова увольнять и снова сажать... И так далее. Это как мышца, которую постоянно нужно качать.
И эта политика, если ее настойчиво проводить, дает результаты. Это показывает наш недавний опыт. В 2021 году мы немного расслабились, и нелегальный рынок табака стал разрастаться, доходы мошенников - расти. А в марте-апреле 2022 года администрирование акцизов вообще не осуществлялось. В результате доля нелегального рынка табака выросла до небывалого ранее уровня – 22%.
После этого мы постепенно начали "закручивать гайки", отрабатывая каждого производителя нелегального табака. Начали закрываться нелегальные фабрики по производству сигарет, изыматься оборудование. Отзываются лицензии, увольняются чиновники, причастные к нелегальным схемам...
И это стало приносить результат. Ведь производство табака без уплаты акциза является супердоходным бизнесом только до тех пор, пока у тебя не начинают конфисковывать оборудование, которое стоит миллионы долларов. Тогда его цена ложится на себестоимость продукта, и схема становится уже не столь привлекательной.
В результате этих действий доля нелегального рынка стала сначала постепенно, а затем быстрее снижаться. Сейчас она уже составляет 17,8%, а к концу этого года мы планируем довести ее до 5%.
Во второй половине 2022 года поступления от акциза уже превышали показатели за 2021 год. Это говорит о том, что процесс идет в верном направлении. Но, безусловно, нужно работать лучше – и налоговой, и правоохранителям.
И, что важно для последних, – это приговоры. Приговоры и "фунтам", которые номинально стояли за грязными схемами, и организаторам этих схем. Фамилии всем же известны. Известно, кто организовал преступную схему в Желтых Водах (в ноябре 2022 года на фабрике ООО "Юнайтед Тобако" в Желтых Водах Днепропетровской области было демонтировано оборудование из-за подозрений в производстве контрафактных сигарет – "Апостроф")? Или кто организовывал крупные конвертационные центры, которые работали до 2022 года? Почему нет приговоров по ним? Почему эти люди не думают о том, какую профессию выбрать на зоне, а пытаются возобновить свой преступный бизнес? Мы что, с ними торгуемся? Кто торгуется? Почему вырезанное в Желтых Водах оборудование до сих пор не вывезено?
Одними увольнениями на таможне не обойдется
– Тем временем, в отличие от налоговой, Таможенная служба не показывает высоких результатов.
– Ситуация там крайне сложная, и мы видим резкое падение доходов бюджета. Таможенные платежи в 2022 году по сравнению с 2021 годом по общему фонду упали на 26,5% или на 108,5 миллиарда гривен. Годовой план недовыполнен на 43%. Вместе с тем, недовыполнение плана в налоговой, несмотря на значительное падение экономики, составило всего 0,6%.
Эти цифры показывают, сколько в денежном исчислении нам стоит коррупция на таможне.
- Очевидно, желая положить этому конец, правительство взялось за увольнение всего высшего руководства Гостаможслужбы. Однако дело не удалось довести до конца. Правительство так и не смогло лишить должности заместителя главы Гостаможслужбы Руслана Черкасского. Вы и ваш заместитель Ярослав Железняк неоднократно через свои телеграмм-каналы призывали его все-таки написать заявление. Однако пока выглядит так, что он побеждает: сидя на больничном, ждет, пока шум утихнет, и он сможет вернуться на свое рабочее место.
– Поведение Черкасского вполне прогнозируемое. Оно базируется на богатом опыте, накопленном украинскими чиновниками за 30 лет: когда возникает турбулентность, ее надо пересидеть где-нибудь в тихом месте на больничном. К тому же, похоже, ему кто-то дает гарантию неприкосновенности.
– Кто бы это мог быть?
– Могу только утверждать, что это точно не президент, не премьер-министр и не министр финансов. Все они искренне желают полной перезагрузки таможни.
В руководстве государства есть понимание того, что коррупция – не менее страшный враг, чем внешний агрессор. Если нам не удастся его победить, исчезнет смысл существования государства. А наш фронт и наш тыл потеряют мотив для защиты Украины. Мы просто потеряем государство. Мы это понимаем. И гидра понимает. Поэтому и происходит сейчас столь ожесточенный бой.
Я убежден, что мы сможем довести дело с Черкасским до логического завершения. И одним увольнением там дело не обойдется.
Так же, как не обойдется и увольнением только высшего руководства службы. Необходимо перезагружать всю таможню в целом – и региональные таможни, и даже отдельные таможенные посты.
– С другой стороны, если таможня на протяжении десятилетий с такой регулярностью генерирует коррупцию, это означает, что самими кадровыми изменениями ситуацию не переломить. Необходимы принципиальные изменения в ее работе.
– Конечно, нужно менять таможенные процедуры. К примеру, сколько можно говорить о создании совместных пунктов пропуска? Поляки давно согласны, но с нашей стороны что-то постоянно мешает. Нужно наконец-то решиться на этот шаг.
Также необходимо ввести сканеры на постах, современные технологии контроля. И запретить доступ на таможню других правоохранительных структур. Потому что она уже давно стала кормушкой коррупционеров не только с самой таможни, но и из СБУ, полиции и так далее.
Однако все же первый шаг – это кадровая перезагрузка. Мы должны провести открытые конкурсы с участием международных экспертов и наконец назначить руководителя, который бы имел видение реформирования структуры и команду исполнителей. Дать ему карт-бланш на кадровые и другие решения, построить жесткую иерархию и дисциплину, опять-таки, ввести принцип ответственности руководителя за подчиненных и впоследствии оценивать его работу по достигнутым результатам.
– Для проведения таких конкурсов существует законодательная база?
– Я поручил своему заместителю Ярославу Железняку в составе рабочей группы подготовить соответствующие законопроекты. В отношении налоговой, кстати, тоже. Полагаю, их разработка и принятие не займут много времени. Через месяц-полтора все будет готово. И можно будет объявлять конкурсы.
– По интернету поползли слухи о возможном подчинении таможни Министерству цифровой трансформации. Насколько они соответствуют действительности?
– (Смеется) Я бы не советовал министру Михаилу Федорову с этим связываться. Все же каждый должен заниматься тем, на что учился.
Читайте также: Коррупционеры на таможне ежемесячно воровали до 10 миллиардов гривен – спикер ГБР
– Еще один орган, к которому в последнее время много вопросов, – Бюро экономической безопасности (БЭБ). Даже звучали предложения о его ликвидации.
- Вместо защиты экономической безопасности БЭБ превратился в рассадник коррупции. Вот один из случаев, который рассматривался на парламентской ВСК (временной следственной комиссии).
Контрабандисты нелегально пытались завезти на таможенную территорию партию мобильных телефонов. Автомобиль под камерами и при содействии таможенников пересек границу, товар был изъят полицией, все задокументировано. Дело передано БЭБ. Что нужно, чтобы передать дело в суд? Две-три недели на оформление документов. Все ж понятно!
Но нет. Дело полгода в суд не передается. Тем временем, происходит "усушка" телефонов. Проводятся пересчеты устройств, и с каждой новой "инвентаризацией" их количество по документам неуклонно уменьшается, пока вся партия не исчезает бесследно, - якобы передана какому-то из подразделений ТРО.
Другой пример. В 2019 году еще тогда налоговая милиция обнаруживает, что целостный имущественный комплекс предприятия якобы был продан с аукциона одним из банков по заниженной стоимости. Налоговая проводит проверку и выявляет недоплату налога в бюджет. Возбуждается уголовное дело. Имущество арестовывается. Дело передается новосозданному БЭБ четыре с половиной года. Четыре с половиной года!
Имущество до сих пор под арестом, предприятие почти не работает, идет следствие. Результата нет до сих пор и не будет еще 5 лет. Если вы усматриваете состав преступления, передавайте в суд, если нет, – освободите из-под арестов и дайте работать. Но нет! Они просто блокируют бизнес и регулярно посылают к собственнику гонцов, о чем тот не на камеру сообщает нам. И все это во время войны!
Мы понимаем, что этот орган другим быть не может. Ведь при его создании туда практически в полном составе перешла налоговая милиция со всеми своими привычками, принципами и идеологией, если то, что у них в голове, можно так назвать.
– Когда она туда переходила, все об этом знали. Несложно было предположить, что иначе они работать не будут.
– Конечно, это было понятно уже тогда. И я об этом говорил, в том числе публично, в интервью прессе. Однако тогда к этим предостережениям не прислушались. Классный закон о БЭБ был полностью извращен его исполнением.
Поэтому сейчас планируется полная перезагрузка БЭБ по той же схеме, что и таможня. Мы точно доведем реформу до конца.
– Почти одновременно с началом активного разбора на временной следственной комиссии деятельности таможни, БЭБ и других органов в интернете и на телеграмм-каналах появилось достаточно много критических публикаций о работе самой ВСК, ее участниках и вас лично. Как вы думаете, это просто совпадение во времени или эти события как-то связаны?
- Обратите внимание, какой бы вопрос мы сегодня не затронули, - скрутки в налоговой, акциз, таможня, БЭБ, "игорка" и т.п. - в каждом есть организованные преступные группы, которые нам противостоят. Это "бизнесы", которые существовали десятилетиями. Это кланы правоохранителей, для которых эти "бизнесы" десятилетиями были "кормовой базой".
Выполняя задания президента по детенизации и антикоррупции, и я, и мои коллеги представляем смертельную опасность и для кланов, и для мошенников. Это очевидно. И очевидно, что бандиты, в том числе бандиты в погонах, которые кое-где даже расширили свою преступную деятельность в войну, не сдадутся без боя. Будут и попытки дискредитировать, и фейковые сливы, и бессмысленные обвинения.
Я не первый год работаю и уже научился распознавать заказные медийные кампании. Сейчас идет одна из них. Достаточно дорогая, что бесспорно мне льстит, но, с другой стороны, совершенно глупая. Ощущается недостаток интеллекта у мошенников. Поскольку, одно дело - воровать у своего народа миллионы, обманывая и злоупотребляя служебным положением, а другое - что-то придумать, создать, даже неправдивое, но хотя бы похожее на правду. Поэтому вся эта ерунда не прилипает (смеется). Но, по-моему, свидетельствует о том, что мы двигаемся в правильном направлении. И нужно усиливать давление и ускоряться. Времени у страны мало!
Налоги будут как в Европе
– Государственный бюджет сегодня имеет огромный дефицит. И свести его без иностранной помощи невозможно. Насколько мы зависим от партнеров и каких поступлений ждем в нынешнем году?
– В 2022 году мы имели 2,7 триллиона расходов из госбюджета. И они были профинансированы за счет налогов на 35%, неналоговых поступлений – на 13%, внутреннего финансирования (эмиссии НБУ) – 13%, грантов – 18%, внешних займов – 21%. Таким образом, почти 40% государственного бюджета были профинансированы за счет грантов и кредитов из-за рубежа. В общей сложности это был 31 миллиард долларов.
В нынешнем году бюджет предусматривает получение 38 миллиардов. Еврокомиссия уже подтвердила 18 миллиардов евро кредита, а США – 10 миллиардов долларов в качестве гранта. Также мы рассчитываем на программу с МВФ. У нас уже есть заявление от G7, подтверждающее готовность выделения 39 миллиардов долларов в этом году.
– Однако в нынешнем году деньги уже выделяются не безусловно, а под проведение реформ.
– Действительно, деньги от Еврокомиссии и МВФ выделяются под определенные обязательства. Понятно, что они не хотят давать деньги для того, чтобы они были неэффективно использованы или украдены. Однако все-таки больше всего эти изменения нужны не нашим партнерам, а нам самим.
Например, мы обязались проводить антикоррупционную реформу, работать над установлением в Украине верховенства права. Это ведь не Еврокомиссии нужно?
Также одним из условий является фискальная достаточность бюджета. Поэтому мы с 1 июля восстанавливаем довоенную налоговую систему. Соответствующий законопроект уже одобрен к рассмотрению в парламентском зале.
– В Офисе президента разрабатывается проект налоговой реформы под условным названием "10-10-10". Этот законопроект обсуждался с вами и комитетом ВР?
– Честно, устал обсуждать эту интервью-реформу Ростислава Шурмы. По этому поводу еще в июле 2022 года состоялось совещание в Офисе президента. И участники пришли к выводу, что эта идея недостаточно обоснована. После этого я узнаю о дальнейшей разработке этой идеи только из СМИ и социальных сетей.
Для того, чтобы можно было такую масштабную реформу предметно обсуждать, нужен готовый законопроект, а к нему объяснительная записка с расчетами того, какие результаты ожидают получить авторы, какие компенсаторы понадобятся на первом этапе для покрытия дефицита бюджета. Этот налог на экспорт сырья сколько принесет? Сколько принесет налог на снятие наличности? Кто является плательщиком? Что является объектом налогообложения? Механизм администрирования этих чудо-налогов какой? С какой такой стати отменять ЕСВ, и какой от этого эффект? В какой стране Европы нет ЕСВ? Почему ставку НДС следует снизить именно до 10%? Цифра хорошо смотрится? Или у нас слишком высокая ставка? Выше чем где – в Греции, в Венгрии, в Польше?
Однако пока мы таких документов не видим и уже более полугода обсуждаем лишь цитаты из публикаций в прессе и активность в соцсетях. Серьезность намерений чиновника просто проверить: его действиями. Если Гетманцев говорит о необходимости определенного концепта, он подает законопроект и активно продвигает его принятие. Это в конце концов приводит или к поддержанию акта, или к его отклонению. Это нормально. Это работа.
А, если чиновник щедро рассыпает в интервью лозунги иногда, мягко говоря, сомнительных, иногда взаимоисключающих идей и называет почему-то это реформой, - это дешевый политический пиар, направленный на какие-то краткосрочные политические цели.
Поэтому хватит уже уделять этому внимание. Перед нами действительно очень серьезные вызовы. И нам сейчас правда не до политических игр.
- Тем не менее, уже пора думать, какой будет налоговая система Украины после войны. Как вы ее видите?
- Здесь у нас есть четкие указатели. Наше общество приняло решение о том, что Украина должна стать членом ЕС. Соответственно, мы и должны создать налоговую систему такую как в ЕС. Безусловно, будем стараться ввести минимальные ставки и соответствующие переходные периоды. Но нагрузка оборонных расходов для государственного бюджета достаточно высока. И мы должны их профинансировать, если хотим жить.
Однако, что касается налоговой системы, – она должна быть простой и удобной. Это достигается благодаря диджитализации, которую мы проводим сейчас. До конца этого года основные сервисы будут работать в смартфоне. "Е-аудит, "е-акциз", расширенный электронный кабинет плательщика, новый контакт-центр и многое другое – это новая реальность, которая переведет в смартфон практически все контакты плательщика с налоговой. Это реальная реформа, а не пиар, и над ней мы работаем.
А роль налоговых ставок для успешного экономического развития нашей страны не стоит переоценивать. По опросам среди инвесторов, размер налогов стоит на седьмом месте среди условий, которые принимаются во внимание при принятии решений по размещению бизнеса в той или иной стране.
Украинский бизнес перемещается в Польшу не за низкими налогами. Там они выше. А таких явлений, как 5%-й единый налог, там вообще не существует. Однако бизнес идет туда (я имею в виду еще мирное время). Почему?
– Почему?
- Верховенство права, защита собственности, качественная инфраструктура. Государство-сервис. Простой сервис, который не обременяет бизнес коррупционным налогом.
Поэтому в первую очередь мы должны внедрять стандарты ЕС, которые обеспечивают успех европейской экономики, - эффективную судебную и правоохранительную систему, избавление от коррупции. Главное – мы должны добиться верховенства права. Потому что именно оно является главным "экспортным товаром" Евросоюза.
Конечно, можно внедрить и налоговые изменения, установив ставки налогов на уровне самых низких в Евросоюзе значений. Это даст Украине определенное конкурентное преимущество. Но сама структура налоговой системы даже не обсуждается – она должна быть такой как в ЕС.
- Вы секретарь Совета восстановления Украины от последствий войны. Вам удалось разработать самый масштабный план развития страны чуть ли не за два месяца, но до сих пор план дорабатывается Кабмином. Скажите, почему так долго, и когда будет утвержден план?
- Я не вхожу в Кабинет министров, а премьер-министр является одним из сопредседателей Совета, и мне точно не подчиняется (смеется). В то же время, я абсолютно согласен, что процесс доработки слишком затянулся, и у этой ошибки есть свои фамилии. Это руководство Офиса реформ при КМУ и ответственные лица в секретариате КМУ.
Насколько мне известно, из-за бездействия этих лиц работа просто не идет. Она сорвана! Считаю, что выполнять столько времени поручение премьера недопустимо, КМУ должен сделать кадровые выводы и в конце концов представить доработанный план. Соответствующее письмо на прошлой неделе я направил премьеру.