Экономика Украины в 2024 году, как ожидается, продолжит умеренно расти. Страна может успешно завершить текущий отопительный сезон и подготовиться к следующему. Тем не менее, есть более тревожные прогнозы, и далеко не все они связаны с военной агрессией со стороны России.
Согласно правительственному прогнозу, который заложен в бюджет на 2024 год - показатель роста ВВП украинской экономики на уровне 4,6%. Причем изначально прогнозировалось, что экономика в наступившем году вырастет на 5%. Однако в окончательной редакции бюджета показатель скорректировали.
Читайте: Украинцы, делитесь вашими доходами: что предполагает национальная стратегия-2030
Если исходить из макроэкономических показателей бюджета-2024, цены в нынешнем году вырастут на 9,7% (как и в случае с ВВП, показатель инфляции между первым и вторым чтением был скорректирован, но в лучшую сторону - уменьшен на 1,1%).
Что касается курса доллара, то к концу 2024 года он может составить 42,1 гривны (этот показатель в бюджете также был скорректирован - с 44,2 гривны).
Финансовый дефицит
Макропоказатели являются расчетными величинами, а потому могут отличаться от реальных, причем иногда существенно. Так, в бюджете на 2023 год инфляция была рассчитана на уровне 28%, но по официальным данным, цены по итогам прошлого года вряд ли превысят 5%.
Но в 2024 году инфляция может вырасти сильнее, чем ожидается, считает аналитик компании "Центр биржевых технологий" Максим Орыщак. Это может произойти, если не был учтен эффект низкой базы сравнения.
"То есть при сравнении год к году неожиданно низкая инфляция во второй половине 2023 года может повысить уровень инфляции во второй половине 2024 года", - сказал эксперт в комментарии "Апострофу".
Если инфляция ускорится до 11-12%, экономика вырастет лишь на 2,5-3%, а заработные платы в реальном выражении также увеличатся слабее прогнозов - не на 6,9%, а на 4,5-5% или даже меньше.
"Но все эти расчеты справедливы лишь в случае предоставления международной финансовой помощи в полном или близком к нему объеме", - предупреждает Орыщак.
Речь о том, что наши зарубежные партнеры, в первую очередь, США и Европейский Союз, могут существенно снизить объемы своей финансовой помощи для нашей страны. При этом, общая потребность во внешнем финансировании в 2024 году составит 37,3 миллиардов долларов. И это, по словам министра финансов Сергея Марченко, уже скорректированная цифра, поскольку в бюджете этого года заложен показатель 41 миллиард долларов.
Однако на сегодня нет абсолютно никакой уверенности в том, что обещанные средства будут выделены. Американский Конгресс, возможно, рассмотрит вопрос о предоставлении Украине помощи в январе, а выделение средств ЕС для нашей страны блокирует Венгрия (хотя другие государства-члены союза ищут способы обойти вето Будапешта). Но если в начале 2024 года вопрос с финпомощью не будет решен, украинское правительство перейдет к реализации так называемого плана "Б".
По словам советника президента Украины Олега Устенко, на начальном этапе речь может идти об увеличении заимствований на внутреннем рынке. Но по мнению экспертов, этим инструменты пополнения бюджета не исчерпываются.
"Вероятно правительству придется рассмотреть вопрос о повышении налогов, в частности, НДС. Могут быть повышены и акцизы на некоторые виды товаров. Также могут вводиться специальные налоги для определенных категорий предприятий", - сказал "Апострофу" руководитель аналитического направления сети "АНТС" Илья Несходовский.
При этом, если дефицит финансовой помощи союзников окажется слишком большим - к примеру, 20 миллиардов долларов - не исключено, что придется провести масштабную денежную эмиссию. И по мнению эксперта аналитического центра "Об’єднана Україна" Алексея Куща, Нацбанк мог бы напечатать порядка 400 миллиардов гривен (около 10 миллиардов долларов по средневзвешенному курсу в этом году, – "Апостроф"), что существенно помогло бы в решении проблемы финансирования бюджета. Но у денежной эмиссии есть и обратная сторона – ускорение инфляции и девальвации национальной валюты.
Если эмиссии не удастся избежать, то Алексей Кущ прогнозирует ускорение инфляции с 10% до примерно 20%, а ослабление гривны – в пределах 15-25%. Соответственно нетрудно подсчитать, что при этом сценарии курс доллара вырастет до 43-47 гривен. Впрочем, при более благоприятных для нас обстоятельствах курс будет не столь высоким, хоть и вряд ли ниже 40 гривен.
Кроме того, отсутствие западной помощи будет также иметь социальные последствия - могут возникнуть задержки с выплатой пенсий, а также зарплат бюджетникам. Первый вице-премьер - министр экономики Украины Юлия Свириденко при этом заявила, что в начале 2024 года благодаря плану "Б" выплатам пенсий и зарплат ничего не угрожает. Но если финансирования не будет и дальше, то такой риск появится в долгосрочной перспективе.
Энергетика в долгах
Финансы – не единственная сфера, в которой наблюдается определенный дефицит. По словам директора энергетических программ Центра Разумкова Владимира Омельченко, из-за разрушений, которые в прошлом году враг нанес отечественной энергетической инфраструктуре, страна вошла в нынешнюю зиму без запасов генерирующих мощностей. И когда потребление достигнет максимума, вероятность плановых отключений электроэнергии резко возрастет.
"Сейчас на складах находится около 700 тысяч тонн угля, - говорит Владимир Омельченко. – Этого маловато для полного покрытия потребностей, особенно если будут сильные морозы. Однако несколько блоков на тепловых станциях могут использовать газ, что снижает потребность в угле. В то же время, газа в хранилищах - около 13 миллиардов кубометров. На умеренную зиму этого вполне хватит. А в случае сильных морозов, возможно, придется докупить 500-700 миллионов кубов".
Весной энергетикам предстоит начать подготовку к новому отопительному сезону, и здесь могут возникнуть проблемы.
"Для Украины очень важно построить новые генерирующие мощности взамен разрушенных, но это невозможно из-за того, что в системе накоплены огромные долги, а инвесторы такие системы обходят стороной", - говорит Владимир Омельченко.
Энергетики работают 24/7
И для того, чтобы решить проблему долгов, понадобятся решительные реформы в энергетике, в первую очередь в системе ценообразования.
"Необходимо, чтобы потребитель оплачивал полную стоимость энергии, а государство через субсидии помогало наименее обеспеченным. У нас же через низкие тарифы субсидируются все без разбора. Причем богатые, которые больше потребляют, получают больше помощи, чем бедные. У нас, наверное, единственная в мире система социальной помощи, заточенная на помощь богатым", - подчеркнул эксперт.
Помимо этого, нужно будет изменить методику расчетов прайс-кэпов (максимальных рыночных цен на электричество), поскольку нынешняя также стимулирует накопление долгов в энергосистеме. Но власти еще не озвучивали планов по дальнейшему повышению тарифов на электроэнергию. Последний раз цены на электричество поднимались 1 июня 2023 года – до 2,64 гривны за 1 киловатт-час. Но и этот тариф в несколько раз ниже рыночного.
Борьба за горючее
Еще одна стратегическая сфера – автомобильное топливо. В 2023 году особых проблем здесь не было. Правда, в конце года поставки горючего часто задерживались из-за блокирования границы польскими перевозчиками, но о реальном дефиците говорить все же не приходится. Хотя и расслабляться не стоит.
"Главный вопрос, который будет занимать участников рынка нефтепродуктов в 2024 году, - где брать горючее, – заявил "Апострофу" эксперт "Нафторынка" Александр Сиренко. - Сегодня нет четких гарантий поставок ни с одного направления. Так что трейдерам придется приложить усилия для того, чтобы обеспечить стабильные поставки".
Кроме того, с 1 января вступил в силу закон об обязательном страховании АЗС и нефтебаз. Что повлечет дополнительные расходы для некоторых компаний (крупные сети уже страхуют свои объекты) и вызовет некоторое повышение цен. Плюс в 2024 году вступает в силу закон о минимальных запасах нефти и нефтепродуктов, что заставить многих трейдеров пересмотреть свои системы хранения горючего. А это, в свою очередь, приведет к увеличению расходов, которые вынудят некоторых из них вообще уйти с рынка.
"Можно спрогнозировать также новые попытки поднять акцизы на сжиженный газ (этот шаг, в частности, лоббирует глава комитета Верховной рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев, – "Апостроф"), - говорит Александр Сиренко. - До сих пор подобные инициативы с помощью европейских партнеров удавалось отбивать. Но если решение будет принято, газ на заправках подорожает".
Однако по большей части цены на горючее зависят от мировых котировок нефти, которые предсказать наперед просто невозможно. Например, по словам эксперта, в последние недели нефть стабильно дешевела, уверенно приближаясь к 70 долларам за баррель. Но тут йеменские пираты напали на танкер, и цена снова поползла вверх. И происшествия подобного рода могут произойти в любое время. Однако поддерживать неоправданно высокие цены на нефть России и ближневосточным диктатурам будет все труднее.
"Недавно Ангола, утомленная постоянными требованиями сокращения добычи, объявила о выходе из ОПЕК. Не исключено, что ее примеру последуют и другие страны", - подытожил Александр Сиренко.
Коридор вместо сделки
Украине крайне важен экспорт, поскольку он обеспечивает необходимые бюджетные доходы. Как и раньше, большую часть отечественного экспорта составляет аграрная продукция.
"В 2023 году нам сильно помогла погода, и был собран высокий урожай. В 2024 году показатели, скорее всего, будут более скромными. Но мы абсолютно уверены, что все потребности Украины в продовольствии будут удовлетворены", - сказал "Апострофу" заместитель главы Всеукраинской аграрной рады Денис Марчук.
По словам первого замминистра аграрной политики и продовольствия Тараса Высоцкого, урожай зерновых и масличных культур в 2023 году составил порядка 80 миллионов тонн, из которых порядка 20-25 миллионов тонн будут использованы в Украине. И этого вполне достаточно для внутреннего потребления. Что же касается экспортного потенциала, то он, исходя из показателя урожая, составляет 55-60 миллионов тонн.
Зерновой коридор работает без участия агрессора
И даже несмотря на то, что еще летом 2023 года Россия вышла из так называемой "зерновой сделки", вывоз из украинских портов зерна и другой продукции продолжается. Более того правительство Украины совместно с британской страховой компанией Marsh McLennan создало страховой фонд в размере 100 миллионов долларов, который призван стимулировать экспорт. Правда, эти объемы еще нужно будет вывезти на мировые рынки. И, как говорит Денис Марчук, в 2024 году нужно будет обеспечивать вывоз 6 миллионов тонн в месяц. При этом, с августа 2023 года "зерновым коридором" было экспортировано около 13 миллионов тонн продукции. Так что есть над чем работать.
Кроме того, в 2024 году важным событием для аграрного сектора станет очередной этап земельной реформы, который предполагает увеличение лимитов на приобретение земли в 100 раз - со 100 до 10000 гектаров, а также допуск на рынок юридических лиц. Но по словам Дениса Марчука, фермеры от такой перспективы не в восторге и вряд ли будут покупать землю по новым правилам.
"Финансовое положение украинских фермеров сегодня очень шаткое. Снижение цен на зерновые, проблемы с экспортом - все это поставило производителей в очень тяжелые условия. И при этом многие из них активно помогают армии, - объясняет эксперт. - Мы не против проведения земельной реформы и прихода на рынок юридических лиц. Но мы считаем, что до конца военного положения и еще два года после его отмены лимиты на приобретение земли должны остаться на нынешнем уровне".
Команда на взлет
2024 год может стать знаменательным еще в одном аспекте – не исключено, что в Украине снова начнут летать самолеты, причем не военные, а гражданские. Главное условие – обеспечение безопасности как самих полетов, так и наземной инфраструктуры и, конечно же, людей. Но по словам бывшего министра инфраструктуры Владимира Омеляна, это в условии продолжения активных боевых действий крайне затруднительно, если вообще возможно. Разве что запуск авиасообщения из воздушных гаваней на западе Украины, в первую очередь, из Львова.
"У россиян может возникнуть желание ударить по гражданским аэродромам, однако имеющиеся средства ПВО способны отразить подобные атаки", - заявил Омелян в разговоре с "Апострофом". Он также считает, что агрессоры не смогут, даже если захотят, атаковать самолеты, вылетающие с аэродромов на западе страны.
Но многие не разделяют подобный оптимизм. К примеру, руководитель программ безопасности центра глобалистики "Стратегия ХХІ" Павел Лакийчук подчеркнул, что Украина сегодня не имеет господства в воздухе
"Даже несмотря на значительное усиление ПВО прорывы ракет возможны. Россияне очень много обстреливают аэродромы, сейчас военные (Староконстантинов, Миргород и т.д.). И нет никакой гарантии, что в какой-то момент они не решат обстрелять и гражданские", - сказал эксперт "Апострофу".
"Пока не будет обеспечено 100% и даже 110% безопасности с точки зрения защиты аэропортов, говорить о возобновлении полетов нельзя", - соглашается эксперт в сфере транспорта Кирилл Новиков.
Но, повторим, планы такие у властей есть. В любом случае, ясно одно: главной проблемой 2024 года будет вопрос безопасности. Впрочем, это относится не только к сфере экономики.
Читайте: Полеты во сне и наяву: можно ли возобновить авиасообщение в Украине