Главный налоговый реформатор Украины Даниил Гетманцев анонсировал существенное повышение акциза на автогаз. С одной стороны, это принесет дополнительные доходы бюджету, с другой, ударит по карману многих украинцев. "Апостроф" выяснял, насколько подорожает газ на АЗС в случае троекратного увеличения акциза на него, а также как это повлияет в целом на рынок горючего в нашей стране.

В Украине в ближайшее время может более, чем в три раза повыситься акциз на сжиженный автомобильный газ. Об этом сообщил глава комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев.

По его словам, повышение акциза на автогаз - это перспектива нескольких месяцев.

"Единственный аргумент, почему раньше акциз на газ был низким, заключается в том, что когда-то на рынке LPG (сжиженный нефтяной газ, используемый, в частности, в качестве автомобильного топлива – "Апостроф") были более сильные лоббисты, чем на рынке бензинов. Соотношение должно быть в энергоемкости. Если применяем эту логику при ставке на бензин 213 евро за тысячу литров, ставка на газ должна быть 160-170 евро. Это европейская практика", - сказал Гетманцев.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Напомним, с 1 июля 2023 года налоги на горючее в Украине вернули на довоенный уровень. НДС на все виды топлива повысился с 7% до 20%, акциз на бензин вырос со 100 евро до 213,5 евро за 1 тысячу литров, на дизель – со 100 евро до 139 евро за 1 тысячу литров. При этом акциз на автогаз с сентября 2022 года остается на уровне 52 евро за 1 тысячу литров.

Логика военного времени

Почему появилась идея повысить акциз, в принципе, понятно.

"Они это все делают по законам военного времени – ищут возможности, резервы, где только можно, как наполнить бюджет, - сказал в разговоре с "Апострофом" директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн. - По нашим расчетам, эта инициатива принесет где-то миллиард гривен в месяц".

Логика здесь совершенно ясна. Ведь, как известно, бюджетные средства, которое наше государство получает в виде доходов, в том числе за счет налогов, направляются на оборону.

Однако некоторые решения властей в этой сфере могут быть не особо удачными. К таким, похоже, относится и намерение поднять акциз на автогаз.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Согласно консенсусной оценке, повышение акциза на газ до уровней, озвученных Даниилом Гетманцевым, приведет к росту розничных цен на него, как минимум, на 4 гривны на литре.

"Такое подорожание сразу приведет к росту цен на транспортные услуги в массовом сегменте - услуги такси, перевозки для малого бизнеса и т.д. Также эта инициатива ударит по бедным слоям населения, ведь иномарки prime-сегмента редко можно встретить на газе", - сказал в комментарии изданию экономист, бывший член Совета Национального банка Украины Виталий Шапран.

Он напомнил, что это не первая инициатива Гетманцева, которая усиливает налоговое давление и затрагивает широкие слои населения.

"В то же самое время ситуация с неналоговыми доходами государственного бюджета катастрофическая. В 2024 году НБУ вместо обещанных 100 миллиардов гривен из-за жесткой монетарной политики перечислит чуть менее 18 миллиардов. По той же причине Минфин вынужден делать заимствования через ОВГЗ под высокие проценты, а это - расходы государственного бюджета, - говорит Шапран.- То есть на тех звеньях, где можно было наполнить бюджет без того, чтобы лезть в карман рядового украинца, комитет Гетманцева избегает активности. Создается впечатление, что для Гетманцева основная задача - это не наполнение бюджета, а раздражение избирателей".

Кроме того, в том, что касается европейской политики установления акцизов на горючее, Даниил Гетманцев, мягко говоря, не прав.

По словам эксперта "Нафторинка" Александра Сиренко, в Украине соотношение акциза на автогаз к акцизу на бензин - среднее по Европе.

Фото: "Нафторинок"

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

"Сейчас отношение акциза на газ к акцизу на бензин – порядка 25%. А, если сделать так, как сказал Гетманцев, в этой диаграмме по пропорции нас вынесет сразу на первое место. Если рано или поздно нам придется выполнять логику Евросоюза, нам скажут – не больше, чем 20%, а у нас будет около 70%", - рассказал эксперт в комментарии "Апострофу".

Если внимательно изучить таблицу, то станет очевидным, что ставки акциза, как на автогаз, так и на бензин в Украине ниже, чем во многих странах ЕС. При этом на бензин акциз выше, чем в Украине во всех странах Евросоюза. В связи с этих так и хочется спросить – вы и его собираетесь поднимать?

Дороже, но дешевле

Как уже было сказано выше, повышение акциза на сжиженный газ приведет к его подорожанию на 4 гривны, а то и на все 5 гривен на литре.

Однако вполне возможно, что украинцы не особо и почувствуют это подорожание.

"Сегодняшняя цена на сжиженный газ необъективна. Сегодня она должна быть 27 гривен за литр, то есть 50% от цены бензина А-95, - рассказывает Сергей Куюн. - К ней (после повышения акциза) добавится порядка 4 гривен за литр. И таким образом цена будет даже ниже, чем сегодня. Это будет 31-32 гривны, но никак не 35-36 (как сейчас)".

В последнее время и особенно в ноябре автогаз в Украине дорожал, тогда как цены на бензин и дизельное топливо оставались стабильными и даже немного падали.

Тому есть объяснения: во-первых, правительство наконец-то отсекло российский ресурс, который под видом европейского попадал на украинский рынок, во-вторых, некоторый дефицит газа возник из-за блокады границы с Польшей перевозчиками.

Сейчас обе эти проблемы решены, и с конца ноября автогаз не дорожает (а несколько последних дней дешевеет) .

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

"Дефицита автогаза не будет. Рынок уже нашел альтернативные источники, альтернативные маршруты. Этот газ просто должен доехать", - пояснил Сергей Куюн.

И, судя по всему, он уже доезжает. По крайней мере, цены на него в опте падают, причем весьма существенно. По словам Александра Сиренко, на последнем аукционе по газу обвал составил 14%.

В рознице снижение цен пока не столь заметно. При этом не исключено, что операторы рынка попытаются "смягчить" этот тренд.

Однако в любом случае, признаки стабилизации рынка очевидны.

И здесь снова нельзя не вспомнить инициативу Даниила Гетманцева по повышению акциза.

"Хочется задать вопрос в лоб: Чего вы хотите? Убить рынок газа? Зачем сейчас все это колошматить, я, честно говоря, не знаю", - говорит Сиренко.

В связи с возможным ростом цен на газ возникает вопрос, как поведет себя рынок бензина – повысится ли на него спрос и, соответственно, его стоимость?

"Газ даже при озвученных ставках сохранит свою привлекательность для водителей, - уверен Сергей Куюн. - То есть цена на него не улетит в космос, когда выгоднее будет заправлять бензин".

По мнению Александра Сиренко, пока до конца непонятно, как будет развиваться ситуация.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

"Рынок газа комфортно себя чувствует, когда цена газа составляет 50% от цены бензина. Когда он выше, водители уже начинают думать, нужно ли ему задувать, или лучше купить бензин. Поэтому, возможно, что эти 5 гривен (которые добавятся после поднятия акциза) "спасут" рынок бензина. А может и нет", - говорит эксперт.

Однако самое любопытное, это то, что решение о повышении акциза на сжиженный автомобильный газ не принято.

Более того, в правительстве эту инициативу не особо-то и поддерживают.

"Гетманцев уже второй раз говорит о том, что этот вопрос решен, и что это только вопрос времени. Но подтверждения этим разговорам пока нет", - резюмировал Александр Сиренко.