Надежда на разблокирование западной границы оказались тщетными – польские перевозчики продолжают акцию протеста и, похоже, не собираются отказываться от своих требований. И хотя польские фермеры завершили блокировку перед пунктом пропуска "Медика - Шегини" и движение грузовиков возобновлено, перевозчики заявили об усилении блокировочных мер на трех других переходах. Украина готова к компромиссам, но, как говорится, не любой ценой. "Апостроф" разбирался, какие есть возможности выйти из этого тупика, и как на решение проблемы блокирования границы могут повлиять переговоры о вступлении нашей страны в ЕС.
Никто не хочет уступать
Ситуация на западных границах Украины продолжает оставаться напряженной. Блокада, которую с 6 ноября начали польские водители, уже нанесла отечественной экономике ущерб более чем на 1 миллиард долларов. И эта цифра продолжает увеличиваться.
Протесты приносят не только материальные потери. Недавно стало известно об еще одном - уже третьем за время блокады - случае смерти украинского водителя, чья фура стояла в очереди возле пункта пропуска "Краковец-Корчева". 16 декабря его забрала скорая, однако в больнице 38-летний мужчина скончался.
События вокруг блокады разворачиваются достаточно динамично. С одной стороны, она начинает распространяться и на другие соседние с Украиной страны. Так, словацкие перевозчики периодически блокируют пункт пропуска "Ужгород-Вышне Немецке" и заявляют о поддержке требований польских коллег. Аналогичные настроения демонстрируют и венгерские перевозчики, хотя они пока к перекрытию движения через границу не прибегали.
Читайте также: Есть "прорыв"? В Варшаве сделали важное заявление относительно блокады границы
В начале забастовки власти как Украины, так и Польши отнеслись к ней довольно безразлично, вероятно надеясь на то, что проблема как-то сама рассосется, однако сейчас чиновники обеих стран достаточно активно включились в процесс, пытаясь найти рациональные решения проблемы.
К процессу подключаются и местные власти. Тысячи грузовиков, которые теснятся возле пунктов пропуска, и их водители доставляют значительные неудобства для приграничных польских общин. Поэтому они заинтересованы в уменьшении очередей. Стараниями местного войта даже удалось через суд разблокировать пункт пропуска "Ягодин-Дорогуск". Благодаря этому решению за несколько суток границу смогли пересечь более 1500 машин.
"Однако бастующие остались этим недовольны и подали заявку на новую забастовку, - рассказал "Апострофу" вице-президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Украины (АсМАП) Владимир Балин. - Местные власти эту заявку не удовлетворили. Поэтому они подали иск в суд, который отменил этот отказ, что дало им возможность продолжить свои акции".
Таким образом, 18 декабря блокирование пункта пропуска "Ягодин-Дорогуск" возобновилось, и теперь бастующие настроены проводить свою акцию до 8 марта.
Напомним, главным требованием польских забастовщиков является возвращение системы разрешений для украинских дальнобойщиков. Такая система существовала до того, как Европейская комиссия после российского полномасштабного вторжения предоставила Украине "транспортный безвиз" – режим, позволяющий отечественным перевозчикам без ограничений пересекать границы ЕС. Разрешения были способом механического ограничения присутствия украинских перевозчиков на европейском рынке.
Ежегодно в ходе переговоров страны Евросоюза выделяли определенное количество разрешений на пересечение границы. И превысить это число было нельзя, несмотря ни на какие требования рынка.
Сейчас, в условиях "транспортного безвиза", количество пересечений границы значительно увеличилось, что обусловлено в значительной степени тем, что практически вся связь Украины с остальным миром осуществляется через ее западную границу. Перевозчики соседних стран увидели в этом угрозу своим позициям на рынке и требуют просто вернуться к предыдущим ограничениям.
В свою очередь, украинские транспортники полны решимости не допустить такого решения.
"Водители стоят на границе в очень тяжелых условиях, - говорит Владимир Балин. - Однако при общении они говорят, что готовы стоять и дальше столько, сколько понадобится, но не допустить возвращения разрешений. Они понимают, что это означает фактическое уничтожение отрасли украинских международных перевозок".
У протестующих есть и другие требования. Например, они добиваются отмены (по крайней мере, для себя) электронной очереди, введенной в Украине в нынешнем году для упорядочения транспортных потоков. Правда, продукт оказался довольно "сырым", из-за чего с наведением порядка пока что возникают проблемы, с которыми польские перевозчики не хотят иметь дело.
"С электронной очередью ситуация действительно непростая, - соглашается Владимир Балин. - Программное обеспечение нуждается в доработке. И мы благодарны разработчикам за то, что они внимательно прислушиваются к замечаниям, которые мы высказываем, и постоянно вносят изменения для того, чтобы исправить имеющиеся ошибки".
Большинство претензий к электронной очереди связано с проездом через границу пустых фур. Поэтому для того, чтобы снять напряженность в этом вопросе, министерства инфраструктуры Украины и Польши договорились открыть пункт пропуска "Угринов-Долгобычев" для проезда пустых машин без электронной очереди. Однако эта уступка протестующих не удовлетворила.
"Они настаивают, что этот пункт пропуска должен работать без электронной очереди только для европейских пустых машин (что при существующих условиях фактически означает только для польских – "Апостроф"), – говорит Балин. – Однако это дискриминационная норма, с которой мы не соглашаемся. Наши страны действительно нуждаются в открытии дополнительных пунктов пропуска, поскольку имеющихся не хватает для всего транспортного потока. Однако они должны открываться для всех. На неравноправные условия мы соглашаться не будем".
Теряют все
На сегодняшний день АсМАП проводит интенсивные консультации с польскими коллегами, пытаясь найти точки соприкосновения, которые по крайней мере позволят начать конструктивные переговоры. По словам Владимира Балина, задача таких переговоров - найти определенные решения, которые ослабят напряженность на какое-то время, которое необходимо для поиска более длительных решений. В частности, одно из предложений предполагает некоторое ослабление блокады - например, пропуск через границу не одной машины в час, как это делается сейчас, а десяти.
"Однако такое предложение не устраивает украинское правительство, - говорит Владимир Балин. - Оно не хочет вести переговоры в условиях блокады и силового давления, и настаивает на том, что на время проведения переговоров по поиску компромиссов граница должна быть разблокирована".
При этом участниками предстоящих переговоров должны быть не только Украина и Польша. Поскольку у перевозчиков других стран возникают аналогичные вопросы, они также должны быть привлечены к поиску приемлемых решений.
"Вместе с делегацией Молдовы, которая находится в той же ситуации, что и Украина, мы уже дважды беседовали с коллегами из Польши, Чехии, Венгрии, Словакии, Литвы, - говорит Владимир Балин. - Также присутствовала делегация из Румынии, которая сейчас не поддерживает требование о возвращении разрешений. Мы всем им объясняем, что не согласны с возвращением к старым порядкам, однако готовы работать над компенсаторами, которые позволят создать для всех равные условия работы на рынке".
В конце концов, в поиске приемлемых компромиссов заинтересована не только Украина. Ведь от блокады страдают не только наши перевозчики и бизнес, - значительные убытки несут и предприятия соседних стран, чей бизнес связан с Украиной.
"Пока что каждая компания отдельно подсчитывает свои потери за период, по крайней мере, с 6 ноября по 6 декабря, - рассказал в интервью "Апострофу" глава Международной ассоциации польских предпринимателей в Украине Шимон Ващин. - Но думаю, если мы возьмем отчеты украинского Министерства финансов о том, сколько было импортировано польских товаров в октябре и сколько в ноябре, то увидим разницу в несколько миллиардов долларов. Уровень импорта упал где-то на 30%. Лично я – генеральный директор компании Bolix, занимающейся фасадным утеплением домов. Мы не смогли привести ни одной машины товара из Польши в ноябре, и в декабре пока тоже не было поставок".
Также из-за разрыва традиционных логистических цепочек страдают и другие транспортные отрасли.
"За полтора месяца блокады значительное количество грузов, которые раньше направлялись в польские порты, развернулись на румынскую Констанцу, - говорит Владимир Балин. - Это означает потери для польского портового хозяйства. И, скорее всего, эти потоки, даже в случае открытия границы, в Польшу уже не вернутся".
Поэтому по мере накопления потерь, с обеих сторон конфликта должна возрастать готовность к поиску приемлемых решений. Вопрос лишь в том, до какого предела каждая из сторон готова уступить. Пока задекларированные позиции выглядят достаточно радикальными. Поляки и их симпатики из соседних стран настаивают на возвращении разрешительной системы. Украина категорически отвергает это требование как не имеющее ничего общего со свободной конкуренцией.
"Украина встала на путь вступления в Евросоюз, - отмечает Балин. - И все стороны должны осознавать, что нам все равно через некоторое время придется работать на одном рынке. Поэтому мы все заинтересованы в том, чтобы выработать соответствующие правила игры".
В этих поисках также должна принять участие Еврокомиссия, которая заключила с Украиной соглашение о "транспортном безвизе" и сегодня поддерживает нашу страну в вопросе соблюдения условий этого соглашения.
"Скоро должны состояться переговоры в Еврокомиссии, на которых наши коллеги из Польши и других стран намерены предъявить нарушения со стороны украинских водителей, - рассказывает Владимир Балин. - И мы согласны с тем, что контрольные органы внутри ЕС должны принимать к ним соответствующие меры и наказания. Но наша четкая позиция заключается в том, что в случае нарушений нужно наказывать нарушителя, а не всю страну, из которой он происходит".
По пути в ЕС
Вопрос блокирования границы приобретает особое значение в условиях, когда Украина получила добро на начало переговоров по членству в Евросоюзе. В ближайшие годы наше правительство должно будет заключить с каждой страной-членом ЕС соглашение, которое будет содержать решение всех спорных вопросов между странами, включая и транспортные. Так что нынешние попытки договориться можно считать частью предстоящих переговоров с европейскими соседями по членству. И эти разговоры не обещают быть легкими.
"Мы слышим заявления, в том числе от представителей польского правительства, о том, что при вступлении для Украины целесообразно ввести определенные ограничения на доступ определенных украинских товаров и услуг на рынок ЕС, - рассказывает "Апострофу" министр инфраструктуры Украины в 2016-2019 годах Владимир Омелян .- При этом они ссылаются на то, что и самой Польше при вступлении в ЕС пришлось согласиться на аналогичные ограничения со стороны Германии. Тогда полякам был ограничен доступ на рынок труда Германии на восемь лет".
Поэтому вероятно Украине придется поступиться на переговорах какими-то позициями. Однако важно, чтобы эти уступки не были односторонними и не ставили нашу страну в невыгодное положение, которое будет тормозить экономическое развитие.
"Для того, чтобы плодотворно и успешно подойти к заключению соглашений, Украина должна, во-первых, сформировать сильную команду переговорщиков. Это должны быть сотни специалистов из всех отраслей, которые смогут грамотно представить государственный интерес, - говорит Омелян. - Во-вторых, для этой группы должна быть сформирована четкая переговорная позиция: какие компромиссы мы можем принять, а какие для нас неприемлемы. К сожалению, пока мы не видим формирования такой мощной команды".
По его мнению, именно ближайшие соседи будут наиболее настороженно относиться к нашему вступлению в ЕС, а потому переговоры с ними будут наиболее напряженными, поскольку в появлении нового члена союза они видят определенную угрозу своим интересам.
"ЕС проводит политику выравнивания уровня жизни на своей территории, направляя дотации в беднейшие страны-члены. Сегодня самые большие такие дотации получают страны Восточной Европы, - объясняет эксперт. - Однако после вступления Украины значительная часть этих денег будет перенаправлена на ее развитие, а помощь Польше, Словакии, Венгрии и другим странам существенно снизится, или совсем прекратится".
Именно поэтому Украина в процессе переговоров должна не только отстоять свой интерес, что позволит добиться быстрого экономического роста, но и показать соседям те выгоды, которые они получат от нашего присоединения к Евросоюзу. Лучшим аргументом, по мнению эксперта, может стать максимальное содействие инвестициям из этих стран на территории Украины.
"У них есть значительные бизнес-интересы в Украине, - говорит Владимир Омелян. - И если мы создадим для них максимально благоприятные условия, то выгода от этого превысит вероятное сокращение дотаций. Это также поможет решить отдельные спорные вопросы, такие как сегодняшние транспортные разногласия. Если в Украине появится значительное количество польских предприятий, то транспортные вопросы снимутся сами собой. Ведь этот бизнес будет сам заинтересован в том, чтобы произведенная продукция беспрепятственно вывозилась".
Читайте также: Почему трудно разблокировать границу: ответ польского министра поразил всех