RU  UA

четверг, 21 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Бюджет

Украина должна миру более 100 миллиардов - как украинцам не влезть в еще большие долги

Практически все невоенные расходы Украина финансирует за счет кредитов

Украина имеет миллиардные долги Долги Украины уже превышают 100 млрд долларов Фото: telegraf.in.ua

Украина продолжает получать помощь от союзников, несмотря на некоторые трудности. Рука помощи Запада позволяет правительству финансировать бюджетные расходы, в первую очередь социальные. Однако большую часть зарубежной бюджетной поддержки составляют кредиты, которые увеличивают внешний долг нашей страны, переваливший уже за 100 миллиардов долларов. "Апостроф" выяснял, как в таких условиях можно сократить расходы госбюджета, не подвергая при этом угрозе наиболее незащищенные слои населения.

Жизнь взаймы

Канада выделила Украине очередной транш финансовой помощи на 2 миллиарда канадских долларов (порядка 1,5 миллиарда долларов США). По словам премьера Дениса Шмигаля, эти деньги будут направлены в бюджет для финансирования социальных выплат.

Надо понимать, что Украина критически зависит от зарубежной финансовой помощи, на которую приходится около половины всех бюджетных расходов. И поскольку почти 50% средств госбюджета предусмотрены на оборону и безопасность, то все остальное финансируется за счет денег наших союзников.

Читайте: Конгресс может проголосовать за помощь Украине, есть четыре сценария - Уриэль Эпштейн

В 2024 году наша потребность в зарубежной финансовой помощи составляет 37 миллиардов долларов. И с ней могут возникнуть сложности, так как США до сих пор не могут решить вопрос о выделении нам крупного пакета помощи на 60 миллиардов долларов (50,4 миллиардов долларов из которых – военная помощь, а 9,6 миллиардов долларов – финансовая).

При этом украинцев не должно вводить в заблуждение слово "помощь", так как в значительной степени она далеко не безвозмездная. Из того, что мы получаем от союзников, большинство составляют кредиты, которые в будущем придется возвращать. Конечно зарубежные государственные кредиты имеют льготные условия в виде относительно невысоких процентов и длительных сроков погашения. Это, конечно же, не коммерческие займы, из-за которых наша страна может объявить дефолт. Но отдавать, в любом случае, придется.

Разумеется, финансовая помощь от Канады на 1,5 миллиарда долларов - это тоже кредит. Который позволит нашему правительству решить текущие проблемы с финансированием социальных выплат, хоть и ненадолго.

Долги и расходы

Этот небольшой канадский кредит добавится к нашему внешнему государственному долгу, который на сегодня превышает 100 миллиардов долларов. И все эти деньги, в конце концов, будут заплачены с карманов украинских налогоплательщиков. Не за один год, конечно же. Но сумма долга вырастет еще не на один миллиард долларов.

При этом, с начала большой войны долг вырос вдвое, что создает для Украины проблему на перспективу. Но насколько такая угроза велика?

"У нас сейчас одна угроза (в виде российской военной агрессии, – "Апостроф"), а другие угрозы – второстепенные или даже третьесортные", - сказал "Апострофу" директор аналитического отдела инвестиционной компании Concorde Capital Александр Паращий.

Однако у Украины никогда не было такого большого долга, как сейчас - и это проблема.

"С другой стороны, этот долг намного лучше распределен, чем до войны. То, что мы получаем от Японии, Канады, ЕС, - это, по нашим меркам, очень долгосрочный долг. Мы его будем выплачивать с пятого года, а по некоторым (кредитам) с десятого. То есть сама выплата по этому долгу пока что на нас не давит", - подчеркнул эксперт.

Читайте: Рай для избранных: что не так с налоговой системой в Украине

При этом все чаще звучат предложения сократить часть бюджетных расходов, которые обеспечиваются этой помощью. Вопрос только в том, какие расходы и в каких объемах можно сократить. Например, оптимизировать расходы на государственный аппарат – как в центральных, так и региональных органах власти. Так, уже запланирована реформа правительства, в рамках которой количество министерств должно сократиться на треть. В конце февраля Владимир Зеленский заявил о необходимости сократить госаппарат из-за дефицита бюджетных средств.

Кроме того, оптимизация может коснуться органов власти на местах. Так, недавно был приостановлены полномочия Запорожского областного совета, которые передали Запорожской областной военной администрации. При этом следует учесть, что на сегодня формально функционируют органы власти даже тех населенных пунктов, которые находятся под временной оккупацией - некоторые уже два года. И это тоже определенные расходы бюджета.

Военная оптимизация

Впрочем, как считает, Александр Паращий, оптимизация управленческого аппарата вряд ли приведет к существенному сокращению расходов. Однако есть и другие сферы, в которых можно и даже необходимо провести бюджетное сокращение.

По словам експерта CASE Украина Владимира Дубровского, если говорить о том, что лежит на поверхности, то это не сокращение социальных выплат, а их упорядочивание. В качестве примера он привел тот факт, что количество пострадавших от Чернобыльской катастрофы в Украине в последнее время увеличилось, что, по логике вещей, выглядит достаточно абсурдно.

Еще одна сфера, где нужно провести комплексную оптимизацию, - жилищно-коммунальное хозяйство.

"На сегодняшний день мы, с одной стороны, слышим жалобы, что не хватает денег на поддержание сетей. С другой стороны мы имеем примеры значительных злоупотреблений и хищений в этой сфере, незаинтересованности тех, кто осуществляет предоставление таких услуг, в настоящих технологических изменениях, которые бы позволили экономить средства. А все потому, что там сидит мафия, которая разворовывает часть этих денег. И в целом этот сектор, в том числе тарифообразование - очень непрозрачный", - рассказал Владимир Дубровский в комментарии "Апострофу".

Читайте: Украинцы, делитесь вашими доходами: что предполагает национальная стратегия-2030

Таким образом, тарифы на услуги ЖКХ нужно постепенно приводить к уровню рыночных, чтобы уменьшить их бюджетное дотирование, но при этом усилить контроль за тарифообразованием.

Также вполне реально провести оптимизацию в сфере образования.

"Там есть возможность для оптимизации, и сейчас министерство уже начало это делать. Должен быть полный переход на принцип "Деньги ходят за студентом", - подчеркнул эксперт.

Кроме того, необходимо установить потолок на государственные расходы, который бы увеличивался пропорционально инфляции, но не так, как растет ВВП.

"То есть рост государственных расходов отстает от роста ВВП, - поясняет Дубровский. - В прошлом году ВВП вырос у нас на 5,6%, в этом году прогноз на 4%, и на этом фоне можно относительно безболезненно сократить относительную долю государственных расходов к ВВП за счет такого отставания в их росте".

Как видим, даже в условиях войны и дефицита бюджетных средств, вполне реально уменьшить, по крайней мере, некоторые расходы, что позволит подсократить огромный государственный долг, который нам предстоит выплачивать не одно десятилетие.

Читайте: Гидра госслужбы: сколько денег для армии проедают наши чиновники

Новини партнерів

Читайте также

Бюджет-2025: что в приоритете, и откуда деньги

Проект бюджета Украины на 2025 год выглядит реалистичным, но риски, связанные с его наполнением, остаются

Кабмин замораживает прожиточный минимум: что будет с зарплатами украинцев

Результатом заморозки размеров минимальной зарплаты и прожиточного минимума в Украине станет дальнейшее обнищание наиболее уязвимых граждан