Китай и Россия подписали меморандум о строительстве газопровода "Сила Сибири-2", следствием чего должно стать увеличение объемов поставок российского газа в КНР. "Апостроф" разбирался, почему Поднебесная все-таки поддалась уговорам Кремля, и как реализация этого проекта повлияет на мировой рынок газа, в том числе, на его цены для Европы и Украины.
Китай неожиданно принял предложение России о прокладке газопровода "Сила Сибири-2".
В рамках саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), который прошел 31 августа - 1 сентября, российский "Газпром" и Китайская национальная нефтегазовая корпорация CNPC подписали меморандум о строительстве и эксплуатации газопровода.
По словам главы "Газпрома" Алексея Миллера, был подписан "юридически обязывающий" документ, что, впрочем, китайская сторона пока не подтвердила.
Тем не менее, даже если речь идет лишь о принципиальном согласии Поднебесной на строительство "Силы Сибири-2", это, безусловно, значительный прогресс и символическая победа Кремля, который долгие годы безуспешно пытался убедить Пекин в целесообразности этого проекта.
Тем более, что буквально за несколько дней до саммита Reuters со ссылкой на источники сообщил, что договоренность по "Силе Сибири-2" вряд ли будет достигнута.
Трудно сказать, что произошло, - то ли Reuters подвели источники, то ли они намеренно ввели в заблуждение журналистов информагенства.
Не исключено, впрочем, что таким образом Китай решил еще больше привязать к себе РФ, опасаясь ее возможного сближения с США после встречи американского и российского лидеров на Аляске 15 августа.
В любом случае, как было сказано выше, это достаточно неожиданный поворот, который, согласно анализу Bloomberg, способен кардинально изменить ситуацию на мировом рынке газа, в частности, сжиженного.
Китай является крупнейшим мировым импортером газа. Его поставки осуществляются как по суши, так и по морю. В 2024 году больше всего газа в КНР поступило из России - 31 млрд куб. м по газопроводу "Сила Сибири-1" и 11,5 млрд куб. м по морю (сжиженный природный газ, СПГ). Из Австралии в Поднебесную было поставлено 36 млрд куб. м (СПГ). Другие важные поставщики газа в Китай – Туркменистан (трубопроводный газ), Катар, Малайзия и США (СПГ).
Таким образом, Пекин, соглашаясь на проект "Сила Сибири-2" и увеличение объемов поставок по "Силе Сибири-1" (такая договоренность тоже есть), планирует постепенно нарастить закупки газа в России на случай перебоев на других направлениях.
"Китай страхуется на случай обострения отношений с США и зависимости от американского СПГ", — заявил эксперт Оксфордского института изучения энергетики Михаэль Мейдан, которого цитирует Bloomberg.
Две Силы - две Сибири
По трубопроводу "Сила Сибири-1" газ в Китай поставляется с месторождений в Якутии и Иркутской области. Его проектная мощность составляет 38 млрд куб. м газа в год, и на нее "Газпром" вышел только в 2025 году, несмотря на то, что "Сила Сибири-1" была запущена в эксплуатацию более пяти лет назад.
"Сила Сибири-2", как ожидается, будет поставлять газ в Китай с тех же месторождений в России, при этом его максимальная мощность должна составить 50 млрд куб. м в год. Маршрут этого газопровода, в отличие от "Силы Сибири-1", пройдет по территории Монголии.
Конечные пункты обеих "Сил Сибири" находятся на севере Китая, который заселен намного менее плотно, чем юг страны, и где экономическая активность намного меньше, чем в южных приморских районах.
Правда, у обоих газопроводов есть стыковки уже на территории Китая. В случае с "Силой Сибири-1" - это трубопровод "Хэйхэ-Шанхай", а в случае с "Силой Сибири-2" - магистраль "Запад-Восток", которая также финиширует в Шанхае, крупнейшем городе КНР, который также является экономической столицей страны.
Трубопровод "Запад-Восток" сейчас используется для поставок газа, добываемого в западных труднодоступных регионах Китая, а также из Центральной Азии – преимущественно, из Туркменистана. Соответственно, в случае реализации проекта "Сила Сибири-2" потребуется увеличение пропускной способности газопровода.
Впрочем, такая возможность уже обсуждается, и работа по наращиванию мощности трубопровода "Запад-Восток" ведется.
Цена вопроса и вопрос цены
Но насколько, в принципе, реалистичной выглядит перспектива реализации проекта "Сила Сибири-2" - даже с учетом формального одобрения со стороны Китая?
"Скорее всего, это пиар-ход для Запада (с целью показать) единство Китая, Северной Кореи и России, - сказал в комментарии "Апострофу" директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко. - Реально же никаких коммерческих контрактов не подписано".
По его словам, КНР, по большому счету, не нужен этот газопровод и не нужен газ, который будет по нему поставляться.
"Позиция Китая проста: хотите строить – стройте за свои деньги, но, когда вы построите, условия – цену, объемы - будем определять мы", - объяснил эксперт.
Президент Центра глобалистики "Стратегия ХХІ" Михаил Гончар также считает, что китайцы согласились на реализацию проекта "Сила Сибири-2" для того, чтобы иметь рычаг давления на россиян в плане цены.
"Во многом повторяется история "Силы Сибири-1". Тогда китайцы тоже не сильно спешили, несмотря на то, что было подписано рамочное соглашение. И пока не был решен вопрос цены, ничто никуда не двигалось", - сказал эксперт в разговоре с изданием.
Кроме того, непонятно, за какие средства будет строиться газопровод – собственных денег у "Газпрома" нет, а захочет ли финансово в нем участвовать Китай, - очень большой вопрос.
Также есть сомнения, что РФ сможет обеспечить объемы газа, которые она обязалась поставлять по обеим "Силам Сибири" - вполне возможно, что необходимый ресурс есть, но, опять-таки, для осуществления добычи в таких масштабах нужны средства.
Перестраховка от Штатов
Вместе с тем, определенная логика в увеличении закупкок газа в России у Китая все же есть.
"Для Китая важно показать странам, у которых он закупает энергоресурсы, и, прежде всего, американцам, что он может изменить ресурсную базу. И, если с их стороны будет осуществляться дискриминационная политика в отношении КНР, закупки сжиженного газа в США, Австралии, Канаде могут быть прекращены, и компенсацией за это станет газ с российского направления", - объясняет Михаил Гончар.
Это особенно актуально, учитывая, что морские коммуникации Китая потенциально уязвимы, тогда как его континентальный "тыл" надежно прикрыт – по крайней мере, до тех пор, пока Россия остается союзником Поднебесной.
"Китай все больше отдает предпочтение тому, чтобы получать энергоресурсы с континентального направления – из России и Туркменистана (импорт в КНР из этой страны в 2024 году составил более 30 млрд куб. м – "Апостроф"). С другой стороны, Китай всегда следит за тем, чтобы не создавать чрезмерной зависимости от одного источника. С этим связано и то, что, они не спешат с реализацией "Силы Сибири-2", - резюмировал эксперт.
Кроме того, Китай, для того, чтобы снизить свою зависимость от импорта энергоресурсов, наращивает собственную газодобычу и развивает "зеленую" энергетику.
В результате этого, спрос на газ со стороны его крупнейшего потребителя будет снижаться.
Перемены будут, но не сразу
Но можно ли говорить о том, что, в том числе из-за планов КНР нарастить импорт из РФ, мировой газовый рынок ждут кардинальные перемены?
Разумеется, те самые 50 млрд куб. м, которые Россия планирует поставлять в Китай по трубопроводу "Сила Сибири-2", существенно не повлияют на рынок – в 2024 году глобальное потребление газа превысило 4 трлн куб. м.
Кроме того, даже если "Силу Сибири-2" начнут строить в ближайшее время, газопровод начнет функционировать не раньше 2030 года. И сразу же на проектные объемы в 50 млрд куб. м газа в год он не выйдет. А потому у других поставщиков Поднебесной, в первую очередь, сжиженного газа, будет время, чтобы переориентировать свои поставки.
С другой стороны, как пишет все тот же Bloomberg, в 2026 году производство СПГ рекордно возрастет, и его предложение будет превалировать над спросом, по крайней мере, до 2030 года. Все это будет происходить, как было сказано выше, на фоне сокращения потребления в Китае.
"А, если снизится спрос, то и цены пойдут вниз", - говорит Михаил Гончар.
Правда, произойдет это не сразу.
"Если речь идет о перспективе до года, то вряд ли что-то изменится, поскольку конкуренция между Европой и Азией за сжиженный природный газ по-прежнему велика, и вряд ли в ближайшее время здесь что-то изменится. Но, если говорить о перспективе трех-пяти лет, то все будет зависеть от того, насколько активно будут развиваться рыночные нюансы", - объясняет в разговоре с "Апострофом" руководитель специальных проектов научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев.
Мир без газа - Россия без денег
Что же это за нюансы такие?
По словам Геннадия Рябцева, в связи с ростом производства и экспорта СПГ, в Америке в последнее время было построено большое количество мощностей по сжижению газа, а в Европе – по его приему и, соответственно, разжижению. Кроме того, для обеспечения увеличенных поставок сделаны значительные заказы на новые газовозы.
"Естественно, все это должно окупаться, - говорит эксперт. - И, конечно же, все это будет способствовать увеличению конкуренции, в связи с чем могут быть и изменения, связанные с ценами".
Но изменения могут оказаться куда масштабнее.
"Мы видим сейчас развитие других тенденций. Очень много сейчас говорится об увеличении доли электричества в структуре потребления первичной энергии. Впервые с 2011 года сдвинулось с мертвой точки строительство атомных электростанций, на подходе технология малых модульных реакторов. Европа вовсю продвигает водород вплоть уже до конкретных проектов, во Франции идут работы по термоядерному синтезу, которые уже приносят положительные результаты, - рассказывает Рябцев. - С учетом этих технологий, которые активно развиваются, весьма сомнительно выглядит представление, появившееся в конце нулевых – начале десятых годов, о том, что XXI век будет веком газа".
Если мировые цены на газ будут падать, то он, разумеется, станет дешевле для Европы, в том числе для Украины, чему нельзя не радоваться.
При этом дальнейшее сокращение глобального спроса на газ лишит Россию доходов, которые она получает и намерена в будущем получать от Китая благодаря поставкам по "Силе Сибири-1" и "Силе Сибири-2". И это станет еще одним фактором неминуемого краха страны-агрессора.