RU  UA

вторник, 5 ноября
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 44.40
НБУ:USD  41.05
Регуляторная политика

К нам едет омбудсмен

В Украине появится защитник бизнес-интересов

В Украине появится защитник бизнес-интересов У бизнесменов будет кому доверять Фото: Владислав Содель

Правительство, международные банки и крупнейшие бизнес-ассоциации разработали проект закона, которым планируется создать в Украине представительство по защите прав и интересов бизнес-структур. Бизнес-омбудсмен будет наделен широкими полномочиями по рассмотрению жалоб предпринимателей и контролю прозрачности работы органов власти, а также может получит доступ к коммерческой тайне. Сейчас стороны обсуждают вопросы, связанные с финансированием деятельности нового учреждения, а также с кандидатурой его главы. Предположительно им может стать иностранный менеджер.

Бизнес нуждается в защите

В распоряжении А' оказалась версия законопроекта «Об Учреждении бизнес-омбудсмена», который разработан при участии Кабинета министров, Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Европейской бизнес ассоциации (ЕБА), Организации экономического сотрудничества и развития, Американской торговой палаты в Украине, Федерации работодателей Украины, Торгово-промышленной палаты и Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП). 12 мая представители этих организаций подписали меморандум взаимопонимания о создании в стране антикоррупционной структуры, которая будет защищать права бизнес-структур, рассматривать жалобы предпринимателей относительно «недобросовестного поведения в сфере хозяйствования», усиливать прозрачность работы центральных и местных органов власти, способствовать «соответствующему применению норм украинского законодательства в борьбе с коррупцией в сфере предпринимательства».
Согласно документу, который сейчас находиться на обсуждении, Учреждение бизнес-омбудсмена ‒ негосударственный институт, который управляется наблюдательным советом, состоящим из трех блоков: чиновников правительства, представителей международных организаций, а также бизнеса. Этот орган единогласным решением будет назначать бизнес-омбудсмена и двух его заместителей. Увольнение главы Учреждения возможно при одобрении представителей двух блоков наблюдательного совета. Впрочем, требования к кандидатуре главы нового ведомства пока прописаны недостаточно четко. В частности, статьей 9 законопроекта определено, что бизнес-омбудсменом может стать украинец или иностранный гражданин, который «имеет безупречную деловую репутацию, высокие моральные качества, вес в бизнес-кругах и среди представителей общественности, полное высшее экономическое или юридическое образование, а также глубокие знания хозяйственных, общественных и политических проблем Украины». При этом, определять более подробный перечень критериев, которым должен соответствовать бизнес-защитник, будет набсовет Учреждения. Впрочем, возглавить новую структуру не удастся бывшим госслужащим с 5-летним стажем работы или действующим чиновникам.

Рычаг влияния

Примечательно, что новая структура будет наделена широкими полномочиями по проверке работы органов власти в сфере взаимодействия их с бизнесом. Физлица и юрлица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, смогут пожаловаться омбудсмену на коррупционные или противоправные действия властей, что станет основанием для проверки со стороны Учреждения. В ходе аудита омбудсмен получит право запросить у предпринимателя любые документы, в том числе касающиеся коммерческой тайны. Органы власти также обяжут предоставлять полную информацию учреждению. Следует отметить, что омбудсмен и его заместители «получат право проводить опросы под присягой», требовать от правоохранительных органов привлечения к ответственности нарушителей законодательства. Несмотря на то, что решения омбудсмена носят рекомендательный характер, они «не могут быть признаны недействительными». Кроме того, Учреждение освобождается от уплаты единого социального взноса, таможенных платежей и других налогов, а омбудсмен и его заместители «получают иммунитет», который действует даже в случае прекращения их деятельности. При этом бизнес-защитники обязуются не разглашать коммерческую тайну, руководствоваться в своей деятельности Конституцией и законами Украины, а также регулярно отчитываться через СМИ и обнародовать публичные отчеты о проведенной работе. Кроме того, омбудсмен будет выступать с законодательными инициативами и предлагать правки в нормативно-правовую базу для «улучшения бизнес-климата в стране».

В Кабмине А' объяснили, что создание новой структуры необходимо для интенсификации диалога между бизнесом и властями. «Это попытка найти форму реальной защиты интересов бизнеса. Причем этот омбудсмен будет не государственный. Сейчас есть несколько вариантов. Один из них предполагает, что это будет совместный институт, управляемый кредиторами, инвесторами и государством»,‒ сообщил и.о. Министра экономического развития и торговли Анатолий Максюта. Именно его ведомство должно предложить окончательный вариант законопроекта, с учетом пожеланий всех участников меморандума. «До конца этой недели бизнес-ассоциации предоставят свои замечания. В таком виде, в котором он есть, документ не поддерживают ‒ начиная от преамбулы, заканчивая отдельными положениями статей. В нем многие вещи ‒ например, иммунитет ‒ выходят за рамки нашего правового поля»,‒ уточнил А' источник в правительстве.

Отсутствие бизнес-интересов приветствуется

Ведущий советник по внешним связям ЕБРР Антон Усов также отметил, что сейчас рассматривается вопрос об источнике финансирования деятельности Учреждения бизнес-омбудсмена. «На первых порах финансировать работу омбудсмена будет ЕБРР»,‒ рассказал он А'. В тексте законопроекта предусмотрена норма о том, что деятельность Учреждения может финансироваться из государственного бюджета. «В Лондоне 17 сентября состоится заседание совета директоров ЕБРР, в ходе которого будут обсуждать вопросы выделения денег на финансирование института бизнес-омбудсмена в Украине. Около 3 млн евро на два года планируется выделить на зарплаты омбудсмену, его замов и сотрудников Учреждения»,‒ рассказал А' один из участников меморандума.

Вторым немаловажным вопросом на повестке дня является кандидатура омбудсмена. «Им может стать человек, который имеет авторитет в международных бизнес-кругах, колоссальный опыт работы в экономической сфере. Этот человек должен устраивать все стороны этого диалога»,‒ говорит господин Усов.

Впрочем, источники А', участвующие в обсуждении законопроекта, отмечают, что велика вероятность того, что бизнес-омбудсменом станет иностранный гражданин, «не имеющий собственных бизнес-интересов в Украине, но хорошо осведомленный в реалиях нашей экономики». Подтверждают это и в Кабмине. «Одно из условий ‒ чтобы омбудсмен был удален от украинской политической элиты. Среди претендентов ‒ Александр Квасневский и Олли Рен, еврокомиссар по экономическим и монетарным вопросам,‒ рассказал А' собеседник.‒ Впрочем, один из них сказал, что впервые об этом слышит, находится в Париже, и не намерен покидать его. Поэтому если потребуется, будет управлять оттуда. Экспертная группа категорически против такого варианта, поскольку это может затянуть процесс принятия решений». Кроме того, источники А' сообщают, что на должность украинского бизнес-защитника претендуют генеральный секретарь Rotary International Джон Хевко, польский представитель в Организации экономического сотрудничества и развития Павел Войцеховский, а также венгерский экономист, комиссар по вопросам занятости, социальным вопросам и политике социальной интеграции Ласло Андор.

Представители бизнеса и правительство ожидают принятия законопроекта о создании структуры бизнес-омбудсмена до истечения текущей каденции парламента. «Премьер сказал, что в течение двух месяцев законопроект уже будет принят,‒ сообщает источник А' в Кабмине.‒ На начальном этапе Минэкономики разработал свой вариант законопроекта, и мы предлагали его принимать. Однако у ЕБРР было свое мнение ‒ назначить омбудсмена, а потом формировать законодательную базу под него. Нам не понятно, почему так».

Развести в полномочиях

Вместе с тем, существенных разногласий у сторон, участвующих в обсуждении кандидатуры омбудсмена и условий его работы, не возникает. «Назначение иностранного менеджера на эту должность отчасти позволит “остудить горячие головы” и даст понять, что интеграция Украины в европейские бизнес-процессы необратима»,‒ уверен первый вице-президент УСПП Сергей Прохоров. При этом, по его словам, становление работы нового органа может занять определенное время. «Украина ‒ большая страна, и формирование территориальных подразделений нового Учреждения, знакомство его представителей с местными властями, а также налаживание их совместной эффективной работы ‒ дело не одного дня»,‒ отметил господин Прохоров.

Кроме того, необходимо тщательно прописать функции и сферу компетенции новой структуры, чтобы избежать дублирования полномочий с Антимонопольным комитетом, а также контролирующими и правоохранительными органами, считает исполнительный директор ЕБА Анна Деревянко. «Важно построить работу Учреждения бизнес-омбудсмена таким образом, чтобы эта инициатива действительно была рычагом влияния и применения антикоррупционных мер. Но любой рычаг может превратиться и в хлыст для наказания. Поэтому вряд ли следует предусматривать возможность финансирования нового органа из госбюджета»,‒ уверена она.