Фискальные органы скоро начнут штрафовать предпринимателей, не имеющих кассовых аппаратов. В группе риска — компании, которые относятся к третьей группе плательщиков единого налога. По данным Государственной фискальной службы (ГФС), из почти 97 тысяч предпринимателей, подпадающих под новые правила, необходимую технику закупили и зарегистрировали лишь 4 тысячи, хотя дедлайн наступает 1 июля. Фискалы уверены, что рано или поздно "отказники" нарвутся на существенные штрафы. Сейчас в парламенте пытаются отменить изменения в Налоговый кодекс, предусматривающие закупку кассовых аппаратов.
Норму об обязательном использовании кассовых аппаратов ввели в Налоговый кодекс в конце декабря прошлого года. Подобным образом государство намерено пресекать теневые операции бизнеса. Новые правила затронут компании, которые работают по упрощенной системе налогообложения и относятся к третьей группе плательщиков единого налога. Законом предусмотрено, что к 1 июля "единщики" третьей группы должны обзавестись регистраторами расчетных операций (РРО) или, проще говоря, — кассовыми аппаратами, уведомив об этом фискальную службу. Со следующего года эта же участь ждет "упрощенцев" второй группы. Первую группу, которую представляет микробизнес, эти нововведения не коснутся.
Сознательный бойкот
Несмотря на то, что закон был принят пять месяцев назад, бизнес не спешит ему следовать. Как рассказала заместитель министра финансов Елена Макеева, к началу года в стране было зарегистрировано 284,2 тыс. физлиц-предпринимателей, которые относятся к третьей группе плательщиков единого налога. Из них 66% (187,5 тысяч) получают доходы от юридических лиц, используя безналичную форму расчета. По словам Макеевой, если компании работают по безналу, никто не будет заставлять их пользоваться РРО. "Реально кассовые аппараты необходимы, по нашим данным, только 96,7 тысячам физлиц-налогоплательщиков третьей группы", — отметила Макеева. Кроме того, как уточнила директор департамента методологической работы по вопросам налогообложения ГФС Неля Привалова, налогоплательщики, которые торгуют на рынках или на передвижных средствах, также не обязаны использовать кассовые аппараты. "Это может быть их добровольное решение", — сказала госпожа Привалова.
По последним данным, обнародованным накануне ГФС, плательщиками третьей группы единого налога зарегистрированы всего 4 тыс. единиц кассовой техники. "Общаясь с производителями, мы выяснили, что заявки подали примерно на 10 тысяч единиц", — уточнила Привалова. Это значит, что еще как минимум 83 тыс. предпринимателей игнорируют закон.
В ГФС убеждены, что с введением новых правил у контролирующих органов появится возможность отслеживать "теневые" операции бизнеса. В частности, это касается интернет-торговли, где далеко не всегда применяются расчетные регистраторы. Второй важный аспект, по словам Приваловой, заключается в том, что использование РРО сделает невозможным продажу контрафакта. "Если продажа товаров и услуг будет осуществляться через кассовые аппараты, мы сможем увидеть реальные объемы продаж. Кроме того, покупатели станут получать чеки, что будет способствовать защите их потребительских прав", — полагает чиновник ГФС. Следует отметить, что еще ранее был введен механизм электронной отчетности по кассовым операциям, которые попадают с РРО на сервер ГФС. Таким образом, говорит Привалова, фискалы могут контролировать и сопоставлять объем полученных средств с тем, что указывает бизнес в декларациях. К тем, у кого расхождений нет, ГФС обещает не приходить с проверками кассовой дисциплины как минимум до конца 2016 года.
По мнению генерального директора одной из сетей супермаркетов Игоря Ланды, собственники даже небольшого торгового бизнеса также должны быть заинтересованными в установке кассовых аппаратов. Ведь РРО позволяет видеть реальную выручку за день, контролируя таким образом нерадивых продавцов. "Когда культура потребителя будет расти, все будут просить выбить кассовый чек. Для собственников бизнеса это только облегчит учет наличности, а у продавцов и кассиров не будет возможности использовать незаконные схемы", — отметил господин Ланда.
Казнить и миловать
Несмотря на аргументы чиновников и представителей крупных компаний, в парламенте изучают вопрос отмены нормы об обязательном использовании кассовых аппаратов. Некоторые депутаты считают, что система администрирования кассовых аппаратов недостаточно проработана, чтобы говорить о повсеместном введении РРО. Еще в январе народный депутат Оксана Продан ("Блок Петра Порошенко") зарегистрировала законопроект, отменяющий вышеописанные правила. Накануне документ внесли на рассмотрение профильного комитета. По словам нардепа, в общей сложности бизнес должен будет заплатить сразу порядка 1,5 млрд грн за покупку кассовой техники и платить миллионы гривен каждый месяц за обслуживание РРО. "Расходы, понесенные предпринимателями, будут заложены в стоимость товаров и услуг, что приведет к очередному повышению цен для населения", — сказано в пояснении к законопроекту Продан.
Впрочем, в правительстве такие аргументы отвергают, говоря о явно меньших затратах. В частности, в ГФС уверяют, что, как правило, налогоплательщики третьей группы заняты в торговле или предоставляют услуги — на несложные виды деятельности, которые не требуют дорогостоящих моделей РРО. Можно использовать простые и недорогие модели, стоимостью от 4784 грн, уточнила Неля Привалова. Но, скажем, если все 97 тысяч предпринимателей закупят по одной дешевой модели, их общие расходы достигнут порядка 0,5 млрд грн. Правда, нужно понимать, что некоторые торговцы будут вынуждены приобретать по несколько РРО, причем необязательно самых дешевых.
Если парламент не поддержит инициативу Продан, те "единщики" третьей группы, которые до 1 июля не выполнят условия и не установят аппараты, будут наказаны. Елена Макеева уточнила, что первый раз проверяющие назначат символический штраф — 1 грн. Вторая фиксация отсутствия кассового аппарата обойдется предпринимателю в 100% проданного товара, далее — в пятикратном размере. Первое время обещают не трогать тех предпринимателей, которые заключили договор о приобретении РРО, но еще его не получили его от поставщика.