Государственная фискальная служба любыми способами пытается найти дополнительные источники наполнения госбюджета. Отказавшись от идеи реформирования фиксированного сельскохозяйственного налога, в ведомстве предложили усилить налоговую нагрузку на производителей продукции животноводства и птицеводства. Для них, по сути, может быть введен налог с оборота в размере 3-5%. По мнению представителей бизнеса, реализация таких норм поставит данные отрасли в неконкурентные условия по сравнению с растениеводством и не будет способствовать привлечению инвестиций.
Государственная фискальная служба (ГФС) разработала пакет законопроектов, предусматривающий повышение налоговой нагрузки на аграриев. В ведомстве решили не настаивать на масштабной реформе фиксированного сельхозналога (ФСН), которая, напомним, предусматривала возможность оставаться на упрощенной системе налогообложения лишь при соблюдении ряда критериев по годовому доходу и площади земель, а пересмотреть ставки для отдельных производителей. Изменения в Налоговый кодекс фактически предусматривают введение налога с оборота. Ставка ФСН для производителей, которые получают доходы от реализации продукции животноводства, может составить 3% от нормативной денежной оценки земли площадью 1 га, для птицеводов ‒ 5%. Сейчас, согласно законодательству, размер налога составляет 0,03-1% в зависимости от вида земельных участков. Под доходом налоговики подразумевают не только объем средств, которые производители получают от продажи собственной продукции, но и доходы от предоставления сопутствующих услуг, например, ухода за скотом и птицей, хранению сельхозтоваров.
Налоговики подсчитали, что дополнительные поступления в бюджет от реализации норм составят 600 млн грн. В ГФС так и не смогли предоставить А' комментарии, однако в пояснительной записке к законопроекту говорится, что некоторые плательщики при значительных суммах дохода имеют небольшие площади сельхозугодий, при этом ФСН уплачивается в небольших объемах. В основном речь идет о птицеводстве. «Это предоставляет возможность работать в более выгодных условиях по сравнению с сельхозпроизводителями, основным видом деятельности которых является растениеводство»,‒ отмечается в сопроводительных документах. Таким образом, уверены налоговики, будет восстановлен принцип социальной справедливости, и все производители будут работать в равных условиях.
Участники рынка и эксперты считают предложенный законопроект абсурдным. По словам аналитика Украинской аграрной ассоциации Марьяна Заблоцкого, в то время как производство мяса является убыточным, а поголовье крупного рогатого скота сокращается, аграриям необходима господдержка и стимулирование деятельности. Поэтому он уверен, что систему уплаты ФСН менять не нужно. Председатель совета директоров Союза птицеводов Украины Александр Бакуменко напоминает, что согласно Налоговому кодексу, упрощенная система налогообложения действует до 2018 года, и до этого срока нет необходимости пересматривать его. «Вложены инвестиции в производство, привлечены заемные средства, причем в долларах. Бизнес только проиграл на этом, а сейчас еще хотят налоги менять! ‒ возмущен господин Бакуменко.‒ О какой конкуренции тогда можно говорить, если в Европе сельхозпроизводители имеют господдержку, а у наших забирают последнее?». «Крайне негативное отношение к инициативе. Доход начнет уходить в тень, и проконтролировать его уже будет невозможно»,‒ добавляет президент Ассоциации свиноводов Украины Артур Лоза.
С ним соглашается и руководитель экспертно-аналитической группы по проблемам рынка земли Совета предпринимателей при Кабмине Виктор Кобылянский: «Это породит новые схемы оптимизации налогообложения. Большая часть доходов может быть передана на другие виды деятельности, которые не имеют отношения к животноводству и птицеводству». Подобные предложения, резюмирует господин Заблоцкий, убивают любое желание инвестировать в Украине. Он уверен, что этот законопроект не дойдет до парламента, один только факт его обнародования на сайте налоговой службы может привести к сокращению объемов капиталовложений в бизнес и сокращению производства.
Кроме того, ГФС предложила и новый порядок взимания платы за землю. В ведомстве настаивают на применении повышающего коэффициента в 1,25 к налогообложению земель, по которым не проведена нормативная денежная оценка. Это коснется всех земель ‒ как в пределах населенного пункта, так и вне его. Сейчас участки, которые не прошли нормативную оценку, имеют дифференцированные ставки в зависимости от численности населения в населенных пунктах. Их размер колеблется от 0,3 грн/1 кв м до 4,28 грн. «Почему налоговиками предложен именно коэффициент 1,25? Экономических обоснований нет,‒ говорит эксперт по земельным вопросам Ассоциации городов Ярослав Рабошук.‒ Нормативная оценка проводится не реже одного раза в 5-7 лет. В ее стоимость включаются капиталовложения, потраченные на проведение такой оценки. Местные органы власти проводят ее в зависимости от того, как найдут деньги. Для тех органов власти, которые не могут ее провести, этот коэффициент завышен. Для тех, кто ее делает, он слишком низкий».
Кроме того, среди предложенных в законопроекте норм ‒ отмена верхнего и нижнего пределов размера арендной платы за землю. В ГФС считают, что стоимость аренды должна определяться договором. Действующие правила предусматривают, что размер платы не может быть меньше 3% от нормативной оценки и не должен превышать 12%. Инициатива налоговиков, уверен господин Рабошук, принесет больше проблем, чем поможет установить рыночные отношения. Прежде всего, это чревато злоупотреблениями. «Если раньше арендодатель не мог сделать ставку меньше 3%, то теперь вполне возможно, что за аренду вообще можно ничего не платить. По документам будет стоять ноль, а по факту ставка может быть хоть и 10%. Разница будет в кармане»,‒ опасается господин Рабошук.