Меньше месяца прошло с момента, когда были пересмотрены правила уплаты военного сбора с доходов физлиц, а народные депутаты опять предлагают их изменить. Законопроект, предусматривающий отмену 1,5-процентной «военной комиссии» при купле-продаже валюты, уже внесен в парламент. Ожидалось, что этот сбор принесет в госбюджет порядка 4,7 млрд грн в год. Однако банкиры убеждены: если закон не переписать, то валютообменные операции окончательно перетекут в «тень», после чего о бюджетных поступлениях придется забыть.
2 марта Верховная Рада, принимая изменения в Налоговый кодекс, проголосовала за введение военного сбора с обмена валют, а уже 13 марта норма вступила в силу. Военный сбор с доходов физлиц распространили на операции с валютными ценностями, к которым, согласно Налоговому кодексу, относятся операции с переходом права собственности на национальную валюту. По этой логике, доходом физлица также считается покупка валюты на всю сумму операции и ее продажа. Это значит, что, например, при покупке валюты, помимо 2% сбора в Пенсионный фонд, сегодня необходимо заплатить еще 1,5% «военного» налога. Таким образом, покупая $1 тыс., придется еще «дать сверху» $35 в виде налогов. А при продаже $1 тыс. физлицом с него удержат $15.
В прошлом году объем операций покупки-продажи валюты между банками и населением превысил $13,6 млрд. Исходя из показателей 2014 года, поступления в госбюджет от 1,5-процентного сбора теоретически могут составить $204,5 млн или более 4,7 млрд грн (при курсе НБУ 23,14 грн/$1 на 23.03). Но это в теории. По словам опрошенных экспертов, одним из последствий дополнительного сбора будет отход обменных сделок «в тень». Если официальные операции купли-продажи валюты «просядут», то и поступления от сбора будут меньше. «Увеличение сборов с покупки-продажи валюты увеличивает «маржу» между курсом покупки и продажи, а это стимулирует появление “черного рынка”»,‒ подтверждает главный финансовый аналитик рейтингового агентства «Эксперт-Рейтинг» Виталий Шапран. В парламентском комитете по вопросам налоговой и таможенной политики говорят, что в случае увеличения «теневого рынка» валюты в качестве негативных последствий можно ожидать сокращение поступлений в Пенсионный фонд, искусственное завышение курса иностранной валюты и дефицит валюты в кассах банков.
Реакцию валютного рынка на дополнительные сборы и комиссии можно было наблюдать в прошлом году, когда парламент ввел обязательный сбор в Пенсионный фонд при покупке валюты, причем платить заставили и физлиц, и банки. В итоге ежедневная сумма сделок на межбанке сократилась в разы, а львиная доля операций перешла «в тень». Осознав ошибку, правительство уже в конце 2014 года попросило парламент отменить пенсионный сбор с валюты для банков, оставив его только для физлиц. Это должно позволить сократить дефицит бюджета Пенсионного фонда.
А вот с какой целью сейчас ввели новую норму о «военном сборе» и зачем ее так быстро отменяют, внятно не могут объяснить ни народные депутаты, ни Министерство финансов. Директор департамента налоговой, таможенной политики и методологии бухгалтерского учета Минфина Николай Чмерук сказал «Апострофу», что министерство ‒ не против отмены сбора. Чиновник уточнил, что не Минфин инициировал военный сбор на обмен валют, потому он и не возражает против его отмены. «Это были правки народных депутатов»,– сказал Чмерук.
Самое странное то, что перед голосованием в начале марта доработанный профильным комитетом проект не содержал нормы о распространении сбора на обмен валюты. Это предложение вносилось с голоса. Как следует из стенограммы заседания Верховной Рады от 2 марта, инициатором была председатель фракции «Батькивщина» Юлия Тимошенко. «Очень просила бы сейчас, это как раз 4-й раздел 165-й статьи, чтобы сейчас мы учли и в этой части оставили налогообложение военным сбором. Я перечисляю статьи: 165.1.51 ‒ это операции с валютными ценностями»,‒ заявила госпожа Тимошенко. Другой вопрос, каким образом эта норма без предварительного согласования и обсуждения с комитетом просочилась в финальную версию налоговых правок. «Вряд ли был какой-то экономический интерес. Это очередной пиар политиков на войне»,– сказал изданию банкир, пожелавший остаться неназванным.
Создается впечатление, что банки узнали о новой норме только накануне ее вступления в силу. Пока не все финучреждения начали взимать сбор. Чтобы их не наказывали, в ситуацию вмешалась Независимая ассоциация банков Украины (НАБУ), разославшая письма в Минфин и Государственную фискальную службу с просьбой разобраться в ситуации и посодействовать скорейшей отмене сбора. У банкиров новая норма действительно вызвала недоумение. Особенно в связи с и без того нестабильной ситуацией на валютном рынке. Как отметил первый заместитель председателя правления банка «Контракт» Павел Крапивин, больше всего удивляет подмена понятий относительно налогообложения доходов физлиц и то, как к этому подвязали валютообменные операции. «Чтобы купить доллары, я уже заплатил налог со своей зарплаты. Когда я их продаю, я не получаю дохода. Это переход из одного финансового инструмента в другой, из одной валюты – в другую. Безусловно, здесь может быть какая-то комиссия банка за услуги, но не налог. Такого нет нигде в мире»,‒ разъяснил «Апострофу» Крапивин.