RU  UA

пятница, 29 марта
  • НБУ:USD 38.90
  • НБУ:EUR 42.05
НБУ:USD  38.90
Транспорт и связь

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Когда наступит безвиз: что украинцам нужно знать про цены на авиабилеты

Власти подготовили стимулы для бюджетных авиакомпаний, но удешевления билетов ждать не стоит

Власти подготовили стимулы для бюджетных авиакомпаний, но удешевления билетов ждать не стоит Украина нацелилась на привлечение международных бюджетных авиакомпаний Фото: pixabay.com

Для граждан Украины с 11 июня открывается возможность ездить без виз в страны Шенгенской зоны. И, закономерно, украинцы будут искать наиболее бюджетные способы путешествий. Уже осенью из Киева и Львова должен начать полеты крупнейший европейский лоукостер Ryanair. А в планах властей Украины – привлечь на отечественный рынок новые авиакомпании-лоукостеры. Насколько реализуемы такие планы и чего ждать в конечном итоге от цен на авиабилеты не только в Европу, но и на другие популярные направления, разбирался "Апостроф".

Эконом-варианты на лето

Среди особо полюбившихся украинцам направлений летнего отдыха – уже давно безвизовые Турция, Грузия, Черногория и, в последнее время, – Албания, куда летают в основном на чартерах. Такие полеты осуществляются в сезон отпусков, авиакомпании стараются обеспечить полную заполняемость салонов и в отдельных случаях, если спрос на конкретный рейс отсутствует, его могут даже отменить. Зачастую на чартерных рейсах не предусмотрено питание во время полета. Все это позволяет обеспечить относительно невысокую цену билетов. Так, согласно данным chartershop.com.ua, 11 июня из киевского аэропорта "Борисполь" можно улететь в турецкую Анталию на самолете авиакомпании "Международные авиалинии Украины" (МАУ) за 4632 грн (152 евро по курсу 1 евро = 30,47 грн, по которому считает авиакомпания). Если бронировать билеты туда и обратно, цена составит 6003 грн (197 евро).

Такая же цена – 6003 грн – заявлена и на рейс Киев – Тбилиси – Киев на 11 июня (украинская авиакомпания YanAir). Билет на рейс МАУ в Шарм-эль-Шейх (виза в Египте, напомним, покупается в аэропорту) из Киева будет стоить 3383 грн (111 евро), туда и обратно – 7374 грн (242 евро).

Еще одним популярным среди украинских граждан, но уже более дорогим местом отдыха является Испания. Отправиться в Барселону в первый же день функционирования безвиза можно на рейсе МАУ – на указанное число билет в эконом-классе будет стоить 7604 грн (около 250 евро). А вот испанская Vueling предлагает более низкую цену – 124,99 евро (около 3700 грн). Однако за резервирование места и багажа придется доплатить – в итоге выйдет 144,99 евро (4300 грн). Испанский перевозчик позиционирует себя как лоукостер, соответственно, его цены ниже, чем у обычных авиакомпаний. Однако Vueling из Украины летает только в Барселону и Рим, да и то – не каждый день. Кроме того, некоторые рейсы авиакомпании выполняются с пересадкой.

Еще одним недорогим безвизовым направлением для украинцев с 11 июня станет Греция. Греческая авиакомпания Aegean Air в этот день не выполняет полеты по маршруту Киев – Афины, однако 13 июня есть рейс всего за 89,67 евро (2660 грн). Но при наличии багажа придется доплатить еще 20 евро (почти 600 грн сверх цены).

Венгерский лоукостер Wizz Air, который среди международных бюджетных авиакомпаний дольше всех работает на украинском рынке, предлагает на 12 июня рейс из Киева на становящийся безвизовым Кипр за 5549 грн (185 евро).

В Украине на сегодня работают и другие лоукостеры. Например, турецкая компания Pegasus Airlines. Ее самолеты летают из Львова, Харькова и Запорожья в Стамбул, а также из Киева в Анкару. К этой категории также можно отнести Flydubai (Киев – Дубай) и Air Arabia (Киев – Шарджа), израильскую Up (Киев – Тель-Авив). Недорогие билеты из Киева и Львова предлагает польская LOT (с пересадкой в Варшаве) и из Киева – латвийская AirBaltic (с пересадкой в Риге).

Оживление на рынке авиационных перевозок Украины почувствовали серьезные игроки. В мае нынешнего года возобновила полеты по маршруту Киев – Рим крупнейшая итальянская авиакомпания Alitalia, чьи тарифы выглядят вполне конкурентными. Желающие улететь в "вечный город" в первый день безвиза должны заплатить по лоукост-тарифу 139,98 евро (4150 грн).

Ryanair демпингует

Однако главные надежды украинцев связаны с крупнейшим лоукостером Европы – ирландской компанией Ryanair. Перевозчик заявил о своем выходе на украинский рынок в середине марта. Несмотря на то, что полеты в Украину (Львов и Киев) начнутся только осенью, билеты уже продаются, а ажиотаж, особенно в связи с ожидаемым безвизом, едва ли спадает.

Пока что украинский "ассортимент" Ryanair небогат. Из Киева лоукостер будет летать в Эйндховен (Нидерланды), Лондон и Манчестер (Великобритания), Стокгольм (Швеция). Львовская программа немного разнообразнее – те же Эйндховен и Лондон, а также Берлин и Мемминген (Германия), Будапешт (Венгрия), Краков и Вроцлав (Польша). Но перевозчик обещает в будущем расширить географию полетов.

Компания Ryanair анонсировала тарифы на уровне 20 евро. Правда, речь шла о том, что они актуальны в первые недели после начала продажи билетов. Кроме того, следует знать, что подобные цены не предусматривают провоз багажа (кроме ручной клади), резервирование мест, питание – они оплачиваются отдельно, и такова практика всех лоукостеров. На сегодня тарифы по-прежнему вполне приемлемы. Так, на самый ранний рейс из Киева до Эйндховена – 31 октября – аносирована цена в 59,99 евро – около 1780 грн (базовый тариф).

По цене полеты Ryanair вполне сравнимы с тем же Wizz Air. Последний в Эйндховен (и вообще в Нидерланды) из Украины не летает. Но, например, цена билета на рейс из Киева в немецкий Кельн на 31 октября составляет 2319 грн (78 евро). Дороже, чем у Ryanair, но не существенно.

Компания МАУ, которую нередко обвиняют в монополизации отечественного рынка авиаперевозок, также решила включиться в конкурентную борьбу за потребителя и объявила о введении лоукост-тарифов при условии раннего бронирования и выкупа билетов. Если заказывать билеты за 10 месяцев до полета, цена на рейсы по Украине в одну сторону составит 248 грн, на рейсы продолжительностью до двух часов – 587 грн, до трех часов – 822 грн, более трех часов – 1087 грн. Компания также обещает льготные тарифы при бронировании билетов за 8 и 6 месяцев. Например, на регулярный рейс по маршруту Киев – Амстердам на 31 октября все билеты по тарифу "лоукост" уже раскуплены (цены не указаны). Однако остается возможность приобрести билеты по обычным тарифам, самый низкий из которых – 8539 грн (примерно 280 евро).

Погоня за лоукостом

Еще год назад украинские власти задались целью привлечь в страну международные авиакомпании, предлагая им различные стимулы для удешевления билетов. Это предусмотрено, в частности, Государственной целевой программой развития аэропортов на период до 2023 года, принятой постановлением Кабинета министров 24 февраля 2016 года. Как сообщили "Апострофу" в Министерстве инфраструктуры, цель программы – сделать из Украины транзитное государство, чему должно способствовать "уникальное географическое положение" страны.

"Среди путей достижения такой цели - создание правовых, организационных и экономических предпосылок для авиакомпаний, которые базируются в аэропортах", - говорится в ответе Мининфраструктуры на официальный запрос "Апострофа". – В результате выполнения программы предусматривается: увеличение доли авиационных перевозчиков, которые работают по модели "лоукост", до 30% общего рынка авиационных перевозок".

1 / 1
1 / 1

По сути, речь идет об увеличении доли лоукостеров на украинском рынке в три раза по сравнению с сегодняшним днем, отметил в комментарии "Апострофу" авиационный эксперт Вячеслав Коновалов. "На сегодня, по моим оценкам, они (лоукостеры) занимают порядка 10% рынка. Может быть, через пару лет так и будет", - сказал он.

В мае руководство аэропорта "Борисполь" сообщило о наработках с целью удешевления авиабилетов за счет скидок на аэропортовые сборы. Речь, в частности, идет речь о снижении сборов за взлет-посадку и пассажирский сбор (в первый год – 80%, второй – 60%, третий – 40% и четвертый – 20%) для новых международных рейсов, а также 80% скидки за транзитных пассажиров. "Борисполь" также ожидает подписания приказа Мининфраструктуры о снижении аэропортовых сборов.

В министерстве "Апострофу" сообщили, что приказ о снижении сбора за обслуживание пассажиров международных рейсов до $13 (сейчас $17) уже подготовлен. Снижение тарифа, считают в Мининфраструктуры, "позволит привлечь в Украину новые авиакомпании, европейские лоукосты, а также будет способствовать развитию авиационных сообщений и увеличению количества рейсов" в аэропорту "Борисполь". В ведомстве также отметили, что, в соответствии с приказом, аэропорт будет иметь право применять понижающие коэффициенты для граничных ставок сборов во время выполнения чартерных рейсов в размере до 30%, что "приведет к увеличению пассажиропотока, расширению географии и общему удешевлению авиаперевозок". В министерстве ожидают, что указанные меры приведут к увеличению пассажиропотока в "Борисполе" до 50% в течение 1,5 лет.

Сказать проще, чем сделать

Успешность реализации программы развития аэропортов зависит от многих факторов, один из которых – деньги. "На нее (программу) предусмотрено 8 млрд грн инвестиций", - отметил Вячеслав Коновалов, выразив сомнение, что эти средства будут изысканы, по крайней мере, в полном объеме. Эксперт напомнил, что, например, в прошлом году так и не были выделены 300 млн грн на строительство новой взлетно-посадочной полосы в аэропорту Одессы. И до сих пор неизвестно, найдут ли средства в году текущем.

Он также отметил, что снижение аэропортовых сборов на несколько долларов не решит проблему высокой стоимости билетов. По словам Коновалова, себестоимость авиаперелета зависит от аэропортовых сборов на 10-15%. "Львиная доля, в зависимости от типа воздушного судна, на 40-60% - это топливо", - сказал он, добавив, что в Украине авиатопливо является одним из самых дорогих в Европе, и пока на этом направлении изменений не наблюдается. "Если скидку делать, то делать ее нужно реальной. Если по топливу скинуть хотя бы на 15-20%, тогда цены понизятся, лоукостеры зайдут", - резюмировал эксперт.

В Мининфраструктуры сообщили "Апострофу", что в апреле начались переговоры о выходе на украинский рынок "ряда иностранных авиакомпаний". Их названия не указываются – это обычная практика, пока не достигнуты окончательные договоренности. Но в любом случае появление в Украине новых лоукостов увеличит конкуренцию, что сделает авиарейсы более доступными для украинцев.

Читайте также

Полеты во сне и наяву: можно ли возобновить авиасообщение в Украине

В Украине возникла идея возобновить авиасообщение еще до окончания войны - возможно ли это

Вне зоны досягаемости: кто погасил "Киевстар" и когда он заработает

Компания Киевстар подверглась масштабной хакерской атаке, когда восстановится связь и есть ли угроза для других мобильных операторов Украины

Поляки наглеют: между Киевом и Варшавой разгорается новый конфликт

Польские перевозчики грозят перекрыть пункты пропуска на границе с Украиной - что происходит