Лайм

Пьеса "Дракон": как философская сказка Евгения Шварца изменилась в постановке Владимира Горянского

6 октября Театр Александра Меламуда сыграл постановку по мотивам известной пьесы

В 1944 году драматург Евгений Шварц написал пьесу-сказку "Дракон", которая подвергалась советской цензуре вплоть до конца 60-х годов. Короткое, но емкое произведение о том, как люди терпят власть тиранов и отказываются от борьбы ради видимого спокойствия, оставалось неизменно актуальным во времена СССР. В современной Украине знакомый сюжет все еще вдохновляет режиссеров на новые интерпретации. Разбираемся, удалось ли актуализировать пьесу Театру Александра Меламуда, который 6 октября сыграл философскую сказку в постановке Владимира Горянского.


Владимир Горянский в роли Бургомистра

О чем эта пьеса

Профессиональный рыцарь Ланцелот приходит в неназванный городок, который уже 400 лет терроризирует Дракон. Веками трехглавое чудовище, на поверку оказавшееся пожилым, но крепким белобрысым человеком с солдатской выправкой, подавляло любые попытки бунта. В результате жители смирились со своей участью и научились находить оправдания его самым драконовским поступкам.

Каждый год Дракон уводит в свою пещеру девушек, после чего они пропадают навсегда. Узнав об этом, авантюрный Ланцелот решает убить Дракона и спасти очередную жертву - очаровательную дочь архивариуса Эльзу. Ни она, ни ее отец Шарлемань не могут поверить в то, что это возможно: намерения Ланцелота вызывают у них лишь тревожные надежды на будущее, с которым они заранее попрощались. Остальные жители городка также не жаждут помощи, поскольку герой грозит разрушить их привычный жизненный уклад. Но сам Дракон, похоже, озабочен появлением противника, и принимает его вызов.

На фоне абсурдной подготовки к битве местный Бургомистр и его сын Генрих внимательно следят за расстановкой сил. Привыкшие к предательствам и лжи, они заинтересованы исключительно в собственном благополучии. Когда Ланцелот побеждает Дракона и пропадает, они с готовностью прибирают власть к рукам.

Диалог Бургомистра с сыном великолепно передает настроения жителей города после свержения тирана.

Бургомистр: Все идет великолепно, Генрих. Покойник воспитал их так, что они повезут любого, кто возьмет вожжи.

Генрих: Однако сейчас на площади…

Бургомистр: Ах, это пустяки. Каждая собака прыгает, как безумная, когда ее спустишь с цепи, а потом сама бежит в конуру.

Действительно, когда Ланцелот возвращается в город год спустя, он обнаруживает, что его подвиг не изменил раболепной природы людей: они готовы приветствовать любого, кто окажется достаточно влиятельным и пугающим.

"В каждом из них придется убить дракона", - заключает герой, готовый взять власть в свои руки.

"Но будьте терпеливы, господин Ланцелот. Умоляю вас — будьте терпеливы. Прививайте. Разводите костры — тепло помогает росту. Сорную траву удаляйте осторожно, чтобы не повредить здоровые корни. Ведь если вдуматься, то люди, в сущности, тоже, может быть, пожалуй, со всеми оговорками, заслуживают тщательного ухода", - отвечает ему Садовник, доверяющий свою судьбу новому господину.


Андрей Джеджула в роли Кота, Дмитрий Ступка в роли Ланцелота, Александр Меламуд в роли Дракона, Алексей Суханов в роли архивариуса Шарлеманя, Максим Максимюк в роли Генриха, Светлана Косолапова в роли Эльзы

Чем "Дракон" Владимира Горянского отличается от оригинала

В интерпретации Владимира Горянского философская сказка "Дракон" превратилась в развлекательное шоу, обильно приправленное вокальными партиями, танцами и шутками, которые должны приближать историю к современным украинским реалиям:

"Зачем гуси летят в теплые края?" — "Чтобы не платить за газ!"

"И перестаньте пить, это так неэтично". — "Но только в таком состоянии я могу находиться в вашем государстве".

"В стремленьи мягко спать и кушать всласть страна на перевыборы идет. Бессмысленно менять любую власть – пока не перевыбрали народ…"

Эти пассажи, несомненно, найдут отклик у зрителей, привыкших к юмористическим шоу на украинском ТВ. Но акцент на развлекательности и несколько измененные характеры ключевых героев (раболепный Кот, простоватая Эльза, комичный Генрих, нарочито серьезный и пафосный Ланцелот) не идут на пользу философскому компоненту истории. Также они могут вызвать вопросы у зрителей, знакомых с оригинальной пьесой и текущими событиями в Украине.


Танцевальный номер в постановке "Дракон"

В персонажах Евгения Шварца легко разглядеть знакомые каждому выходцу из СССР черты и пороки общества: пассивность, страх открыто выражать протест, услужливость, надежды на доброго господина, который сделает жизнь чуть более комфортной и благополучной.

Несомненно, многие из этих качеств сохранились в украинском обществе. Но именно сменяемость власти отличает современную Украину от северного соседа, в котором Дракон и его приспешники всячески пытаются внушить протестующему меньшинству и прикованным к экранам ТВ зрителям, что начинать нужно с себя, а менять власть - совершенно бессмысленно. Это опасный посыл, из-за которого разочарованный в окружающей действительности человек может впасть в неверие и махнуть рукой на попытки вмешиваться в политические процессы. А четкая позиция и активность, безусловно, единственный способ убить дракона, не дожидаясь появления рыцаря.

Самые интересные новости теперь в Telegram! Подписывайтесь на канал TheLime, чтобы ничего не пропустить.

Читайте также