Еще до введения карантина в Украине заговорили о том, как пандемия и возможные ограничения на проведение массовых мероприятий ударят по артистам, продюсерским центрам, организаторам концертов и всем причастным к сфере культуры. В итоге карантин не только ввели, но и продлили до 11 мая. Спустя месяц с лишним мы попросили Потапа и Ирину Горовую (продюсерский центр MOZGI Entertainment), Александра Вареницу (пиар-агентство "Много воды") и Сергея Малецкого (концертное агентство H2D) рассказать о жизни индустрии музыки и концертов в период изоляции, о ее последствиях и недостающих мерах со стороны государства.
Как встретили карантин? Какие наблюдаете его последствия и как минимизируете ущерб?
Потап: Мы свернули офис и вышли в онлайн-режим. Поначалу было непросто психологически, но мы собрались и поняли, что это правильное решение и дисциплинированное уважение к ситуации. В период переноса концертов производство контента только увеличилось – работа кипит! Сейчас мы производим много материала, выпускаем новые форматы – такие, как 2POPODCAST на YouTube и 2POKanal в Telegram. Работаем в диджитал-варианте, и весьма неплохо справляемся.
Ирина Горовая: Этот период – большое испытание для каждого бизнеса. Конечно, первые дни оказались шоковой терапией. Возникло миллион вопросов: как надолго все затянется и насколько глубоким будет кризис… но мы быстро среагировали. Вся команда ушла на самоизоляцию и начала креативить, выпускать свежие релизы и придумывать новые проекты, которые мы постепенно запускаем. Да, это непростое время для артистов и продюсерского центра. Перенеслось порядка 100 концертов. Причем сначала они передвигались с марта на апрель, потом – с апреля на май, потом – на лето, осень…Сложно предугадать, что будет дальше.
С одной стороны, это очень сложный период, с другой – те, кто выживет, станет еще сильнее. Маленькие компании уйдут с рынка, появятся новые крутые специалисты, а компании, которые выстояли, получат всех классных клиентов. Это настоящая борьба за выживание! И выиграет в ней тот, кто воспримет ситуацию всерьез, а не как повод для отдыха и мечтаний.
Александр Вареница: У графика релизов, который расписывается на год вперед, есть своя закономерность. Большая часть альбомов и клипов выходит в марте, апреле, октябре и ноябре. Лето – период фестивалей. Декабрь – итоги года. Январь – затишье. Февраль – планирование весны, плюс вся лента занята Нацотбором Евровидения. Мы уже научились работать в такой схеме, потому активный релизные апрель и май мы готовили с декабря прошлого года. Сейчас мы практически не ощущаем последствий карантина. Все релизы выходят по графику. Тут для нас одни плюсы. Посещаемость сайтов и социальных сетей выросла в разы. И даже показатели прослушиваний на стриминг-сервисах сейчас идут вверх. Прекрасное время для производства интересного контента. Кажется, что сейчас у нас работы стало даже больше, чем до карантина.
Больше всего сейчас страдает концертная индустрия: промоутеры и билетные операторы. Убытки из-за отмены концертов уже исчисляются миллионами долларов. В остальном, я вижу множество позитивных тенденций. До наступления карантина (читай - кризиса) на музыкальном рынке комфортно себя чувствовали многочисленные самозванцы, которые изображали из себя настоящих менеджеров, диджеев, фотографов, клипмейкеров, промоутеров или продюсеров. Всего за месяц их смоет волной. Это прекрасное очищение рынка.
Второй аспект – окно возможностей для молодых украинских артистов. После Майдана и начала войны на Донбассе концертный рынок рухнул, к нам боялись ехать зарубежные артисты. В то же время, именно в 2014-2015 годах появилась целая плеяда новых интересных артистов – Brunettes Shoot Blondes, The Erised, Secret Avenue, Epolets, Onuka, Cape Cod, Cepasa и многие другие. Это было заметное и ощутимое омоложение сцены. Уже в 2017 году рынок восстановился, и мы снова вернулись к прежним "провинциальным комплексам", когда немецкому диджею на фестивале платят 10 000 евро, а лучшим местным артистам - по 300 долларов. В этом плане я скорее за развитие локального рынка. Немецкого диджея я могу послушать у него дома в Германии, где он выступает за 500 евро, а не за 10 000 евро от украинской аудитории. За последние два года мы запустили не менее двух десятков новых крутых артистов, которые до сих пор выступали очень мало. Сейчас у них появится шанс проявить себя.
"Время и Стекло"
Сергей Малецкий: До того, как все началось, мы планировали расширение штата, анонсы концертов, вели стратегию на масштабирование и рост. Сейчас все наши планы оказались под вопросом, и, по сути, мы вернулись к отправной точке. Заморозили HR-вопросы и сосредоточились на внутренних процессах, планировании, ведении ожидаемых концертов. Как только увидим предпосылки к стабилизации ситуации — включимся в работу активней, чтобы выбраться из пике.
Первое и, по сути, самое ощутимое [из ущерба]: полная остановка продаж. Если, к примеру, мы продавали в неделю 100+, а иногда 200+ билетов, то сейчас цифры скромнее в десятки раз. Для себя мы окрестили это "режимом выживания". У нас был определенный фонд для таких ситуаций. К сожалению, он пригодился. Мы заморозили все расходы, оградив себя от еще больших убытков. Какое-то время мы сможем протянуть без концертов. Ведем переговоры с авиакомпаниями, гостиницами, артистами, владельцами площадок, офиса и другими, чтобы найти компромисс и перенести затраты на следующий квартал или полугодие.
Если ситуация продлится более трех месяцев, подозреваю, это оставит больший отпечаток на всех. В первую очередь - на зрителях, у которых может быть некий "посттравматический синдром": страх собраться в людном зале, а сбережения после карантина будут лежать под подушкой на случай "второй волны". Люди попросту забоятся расстаться с деньгами.
Alina Pash
Сколько времени, по-вашему, потребуется музыкальной индустрии, чтобы восстановиться и вернуться к привычному ритму жизни?
Ирина Горовая: Надо быть готовым к тому, что на выходе из карантина нас встретят экономический и политический кризисы. И в зависимости от того, как глубоко мы в них войдем, так мы и будем из них выходить. Кому-то понадобится полгода, а некоторым компаниям и все три. Здесь можно только предполагать.
Потап: Привычный режим в нашем случае – это высокая финансовая планка. Чтобы вернуться к такому нужно время.
Александр Вареница: Музыкальная индустрия – это очень динамичная сфера, которая постоянно меняется под влиянием множества факторов. С одной стороны, в апреле по нам ударил карантин. С другой стороны, в апреле на украинский рынок зайдет ведущий мировой стриминговый сервис Spotify. Это даст существенный прирост доходов для музыкантов. С третьей стороны, прямо сейчас мы видим острую дискуссию вокруг вероятного сокращения бюджета на Министерство Культуры, работу УКФ, УИ и Госкино. И это еще один фактор, который значительно повлияет на будущее индустрии. И это только один месяц – апрель. Мы пока даже не знаем, где окажемся к 1 мая. Потому сложно говорить, что нас ждет в перспективе одного-двух лет. Впрочем, тем интереснее.
Сергей Малецкий: Я думаю, что с момента окончания карантина, когда бы это ни произошло, нашей индустрии понадобится минимум два года. За это время мы сможем вернуться на уровень декабря 2019-го. Мы не питаем себя иллюзиями, что все будет, как и раньше. Более того, после случившегося история разделится на "до" и "после".
Какие реальные шаги, по-вашему, стоило бы предпринять в эти дни государству для смягчения ущерба индустрии? Возможно, приведете реальные примеры из других стран.
Александр Вареница: Государство и музыкальная индустрия пока говорят на разных языках. Единственная за многие годы попытка наладить диалог была предпринята в прошлом году с приходом на должность министра культуры Владимира Бородянского. Тогда была создана профильная группа из топ-менеджеров музыкальной индустрии, которую поделили на три подгруппы: законотворчество, международные проекты, развитие локального рынка. Я состоял в этом совете и предложил сразу четыре больших перспективных проекта для развития музыкальной индустрии. Идеи были приняты позитивно. Я был готов абсолютно безвозмездно работать над их реализацией. Мы разработали целую дорожную карту по международной экспансии украинского контента. Говорили о важности паблишинга и синхронизации – продаже украинской музыки в кино, компьютерные игры, ТВ, рекламу в разных странах мира. В порыве энтузиазма я даже предлагал завести в Украину франшизу чарта и журнала Billboard. Но потом все вдруг остановилось. Я так и не понял, почему. Дальше разговоров дело не пошло. Представители индустрии немного подождали и основали профсоюз без участия государства. Его инициаторами стали Михаил Ясинский и Евгения Стрижевская. В профсоюз вошли около 30 топ-менеджеров. Недавно от имени профсоюза была подана петиция к президенту Украины с перечнем мер для спасения и стабилизации украинского музыкального рынка в этот непростой период. Я подписан на группу Профсоюза в Facebook. Позитивных новостей я там пока не видел.
MOZGI
Ирина Горовая: Нужно вводить целую программу: давать льготный период для налогов, уменьшать арендную плату, помогать тем, кто удержался на ногах, быстрее восстановиться. Государству непросто в данный момент – навалилось все и сразу, и такого не переживал еще ни один президент. Поэтому советовать мы можем много чего, но единого правильного решения здесь нет, потому как аналогов в мировой практике просто не было. Но то, что государству нужно будет максимально поддерживать малый и средний бизнес, быть подушкой безопасности – это сто процентов.
Потап: Например, мы, артисты, взаимодействуем с государством. Наш продюсерский центр написал джинглы к школьным урокам, которые транслируются на ТВ. Считаю, что в такие тяжелые психологические времена наш артистический долг – поддерживать и подбадривать людей, особенно, детей. Со стороны государства также важна поддержка малого и среднего бизнеса. Мы смотрим на то, как в других странах дают скидки, облегчают аренду, идут навстречу предпринимателям...Хотелось бы, чтобы и у нас так было. Иначе, если ситуация продлится, мы можем просто погаснуть как работающая и здоровая нация.
Сергей Малецкий: Сейчас представители шоу-бизнеса скооперировались и готовят очередное коллективное письмо. В нем мы делимся рекомендациями, которые бы помогли нам остаться на плаву. Сложно предсказать судьбу этого обращения, но мы не имеем права молчать. Я вижу три шага, которые сейчас могли бы сильно облегчить жизнь индустрии: 1) закрепить право на возврат билета в случае отмены в течении 180-ти дней с момента обращения, а при переносе - считать законным не возвращать средства; 2) отменить начисление НДС на покупку билета, как это произошло в киноиндустрии; 3) отменить ЕСВ на период восстановления рынка сроком в два года.
Это только малая часть важных изменений. Мы готовы отстаивать свою позицию и аргументировать ее. И хочется верить, что я окажусь неправ в своем предположении, что выкарабкиваться придется пару лет…
Самые интересные новости теперь в Telegram! Подписывайтесь на канал theLime, чтобы ничего не пропустить.