Лайм

На России шапка горит: Зураб Аласания о Джамале, РФ и Евровидении

Гендиректор Национальной телекомпании Украины рассказал об отношениях с Россией и Евровидении

Украинский журналист и медиаменеджер, генеральный директор Национальной телекомпании Украины Зураб Аласания рассказал "Лайму" о закулисье нацотбора на "Евровидение", о своем мнении по поводу выступлений украинских артистов в России и о конфликте с Савиком Шустером.

Многие отметили, что организация национального отбора на "Евровидение-2016" в этом году превзошла все ожидания. Можете ли сказать, во сколько это обошлось?

Нет, не могу сказать, поскольку эту часть ответственности на себя взял партнер, с которым мы договорились о проведении нацотбора, а также команда СТБ. Это их коммерческая тайна. Строго говоря, я ее знать не хочу и не могу.

Наша часть работы касается самого нацотбора "Евровидения". Она лежит и в лицензиях, и в прочей работе с документами. А наши партнеры занимались взаимодействием с артистами. Разумеется, поставить номер это тоже затраты: и ресурсные, и финансовые, и так далее.

Затем госпожа Джамала, StarLight Media и UA:Перший провели разговор и пришли к согласию о нюансах постановки номера, заключив меморандум.

Причастен ли Виктор Пинчук к организации нацотбора на "Евровидение"?

Каким образом он может быть причастен? Разве что был зрителем. Насколько я знаю, он никогда не имел отношения к организации отборочного тура этого конкурса.

Первый национальный вместе с СТБ жесточайшим образом прописывали меморандум, правила отбора, правила для жюри, правила для конкурсантов. Когда отобрали первую большую партию артистов, я лично участвовал при принятии жюри окончательного решения.

Вы же видели, как в финале к чертовой бабушке перегрызлось жюри? Примерно то же самое мы выслушивали, когда они отбирали конкурсантов. Я и Вова Бородянский (генеральный директор телеканала СТБ, руководитель группы StarLight Media, "Лайм") их не модерируем на то оно и жюри. Для того их и выбрали, чтобы они вот так себя вели.

Кто оплатит Джамале поездку в Швецию? В прессе мелькают сообщения о том, что ей никто не предложил денег на поездку.

Последнее, что я слышал от Джамалы она жалуется на наших с вами коллег из СМИ. Мы много врем, выдумываем. И это нехорошо.

Как я упоминал, три дня назад Джамала, StarLight Media и UA:Перший провели разговор и пришли к согласию не только о нюансах постановки номера, но и о поездке. Заключен договор, что она будет обеспечена в своем путешествии. Это все входит в один меморандум.

"Евровидение" из Стокгольма будет транслировать Первый национальный и СТБ?

Нет. Только UA:Перший. Дело в том, что есть огромная разница между национальным отбором и самим "Евровидением". В стране нет хорошего большого музыкального конкурса. Все привыкли снисходительно относиться к "Евровидению". Когда я начал искать партнеров на рынке, наша цель была именно в том, чтобы сделать хорошее шоу. СТБ был привлечен, потому что он имеет огромный опыт в деле постановки музыкальных передач.

Но у них же тоже должен был быть какой-то интерес, поскольку рекламный рынок в Украине мертвый, и они не получат дохода. Конечно, об этих цифрах может наверняка говорить только Вова Бородянский, но я думаю, что прибыли не будет.

Поэтому мне надо было их задействовать в долгой игре. И в том числе начать менять рынок, несколько лет делая прекрасный национальный отбор. Как видите, это удалось. И только потом можно начинать продюсерский бизнес. Это все касается СТБ.

У UA:Першого традиционный долгий многолетний опыт с трансляцией конкурса "Евровидение" как такового. Там наша часть расходов, и она не мала. Могу назвать: это порядка 4,5 млн грн. Сюда входит лицензия, команда и так далее можно назвать много технических подробностей.

Думаю, что расходы партнеров по национальному конкурсу сопоставимы. А возможно, что в этот первый раз нацотбор им обошелся даже дороже, чем нам. С другой стороны, СТБ снимал нацотбор там, где снимает X-Фактор эта студия у них давно арендована. Так что могло обойтись дешевле. Потому я к ним и обращался у ребят есть опыт.

В финале нацотбора "Евровидения" возникали конфликтные моменты. Например, когда жюри стали спорить о песне SunSay. Как вы считает, допустимы ли такие распри в прямом эфире?

Конечно, допустимы. Молодцы, спасибо им. Меня впечатлило точно так же, как и вас. Я сидел вместе с Бородянским. Мы смотрели все это. Правда, корчило нас знаете отчего? Были слишком затянутые споры.

Но в жюри сидели люди, по-настоящему знающие музыку и весь этот бизнес. Спорится им и спорится. Ну, что я могу сделать? Мы с Бородянским переглядывались и говорили: "Два генеральных директора сидят и они понятия не имеют, к какому решению придет жюри".

Мы оба довольно хихикали, ведь это было очень правильно, так и должно быть. Не предмет спора, а сам факт. Более того, они продолжили спорить в гримерке. Меладзе очень интеллигентный человек, Андрей Данилко более вольный в высказываниях. Они доходили до крика, причем на "вы", все очень вежливо.

Руслана тоже участвовала?

Нет, она хваталась за голову и, вероятно, думала: "Куда я попала?!"

Как вы относитесь к выступлениям Андрея Запорожца в Крыму и Москве?

Я знаю, что очень много артистов так поступают и это огромная инерционная машина. Мне не нравится это все, однако я не судья им. Пусть сами себя судят, это их судьба.

Я не хочу их ставить перед выбором. Жизнь и совесть должны их поставить перед выбором, если они хотят. Если не хотят значит, будут продолжать свои выступления на этих территориях. Видите, рано или поздно все равно все всплывает.

С другой стороны, спросите меня, как я отношусь к тому, что трое моих родных братьев живут в Москве. Что я могу сделать? Повеситься? Забрать их оттуда? Застрелить их? Что? Они там уже 15 лет живут. Это все тяжело, все не так просто.

Считаете ли Вы песню Джамалы политизированной? Есть ли у нее шансы победить?

Я думаю, у нее очень высокие шансы победить. Я не считаю песню политизированной. Вы слышали ее перевод? Джамала сама пыталась перевести эту песню на украинский и на русский.

Это и правда очень личная история. Речь идет о том, что ей рассказала бабушка о своей жизни. Там, собственно, нет никаких других слов, кроме бабушкиных переживаний о самой себе и о своей юности. Название песни носит "1944". Что в этом политического?

В России есть мнение, что Джамала проводит параллели между насильственной депортацией крымских татар в 1944 году и аннексией Крыма в 2014-м.

Я прекрасно понимаю, почему они так думают. Но меня совершенно не волнует, какое там мнение у России. Это их проблемы. На ком горит шапка, напомните? Вот именно, что на воре.

Вы уже почти два года занимаете должность генерального директора Первого национального. Что было самым сложным из того, что пришлось сделать за это время?

Самым сложным моментом были люди, но они же были и самым интересным, что случилось. Иногда они обходятся очень дорого. Это были отдельные политические деятели, которые страшно сопротивлялись в самом начале. Если помните, меняли невнятный закон на более внятный. Это обошлось очень дорого. Не в финансовом измерении, а в нервном и моральном. Очень повлияло на дружеские отношения. Люди, которых я когда-то считал продвинутыми революционерами, оказались страшными консерваторами.

Например, Николай Томенко (внештатным советник президента Украины по гуманитарным вопросам в 2014-2015 гг., "Лайм") и другие чиновники, фамилий которых я уже даже вспомнить не могу. Странные люди. Я не понимаю их интересов, не понимаю политику и никогда в нее не играю. Но вдруг наткнулся на нелогичное поведение этих людей и был страшно удивлен, как можно быть таким человеком.

И еще могу сказать, что есть огромное количество людей, работающих в системе, которые очень инертны, консервативны и боятся перемен. Раньше вся страна так делала. Это и было самым сложным.

Каких программ не хватает в эфире телеканала?

Всех программ не хватает. Там и программ нормальных нет. Мы убрали плохие передачи и стали заменять их тем, чем могли. А это государственная компания, которая все еще без денег. Это означает, что приходится использовать разговорный жанр, который скучен народу. Какие-то чересчур умные интеллектуальные вещи не котируются – нужны развлечения. Больше всего на медиарынке сейчас популярны новости и сериалы. Новости мы делаем хорошо. А вот сериалы делать не можем. И еще долгое время не сможем.

Опять же, почему я обратился к коллегам с СТБ по поводу "Евровидения" – у них не только есть опыт, но и деньги. А у нас денег не хватает.

У Вас был конфликт с Савиком Шустером. Сейчас он уже лишился эфиров на всех украинских телеканалах. Организовал свой. Изменилось ли Ваше отношение к нему? Смотрите ли Вы его шоу?

Когда его шоу шло на канале, я был вынужден смотреть с точки зрения менеджера, на канале которого это выходит. И это была единственная причина просмотра. Никогда по собственному желанию не увлекался его передачей. Сейчас, разумеется, мне это незачем.

У меня с ним не было никакого конфликта. У него со мной возможно. Но это мне без разницы. Я директор канала, у канала есть своя внутренняя политика. Я имел полное право не продлевать с ним договор точно так, как и с любым другим сторонним производителем продукта для канала. Это права менеджера.

Он возмущался и считал, что у этого события есть политические мотивы скажу, что их не было. То, что его программа манипулятивна это да. Именно поэтому я и не стал продлевать контракт. Обратите внимание: разрывать контракт я тоже не стал. Шустер доработал до конца договора и все. Контракт был заключен на год.

Читайте также