Лайм

Глумление Ефремова над Путиным: почему актеру это сходит с рук

"Господин хороший": Народные герои, которых боится власть, или часть большого плана

20 октября в московском Crocus City Hall прошел очередной концерт "Господин хороший", в рамках которого российский актер театра и кино Михаил Ефремов, известный своей жесткой публичной сатирой в адрес властей, прочитал новые стихи поэта Андрея "Орлуши" Орлова, высмеивающие президента РФ Владимира Путина и его политику. В частности, артисты уделили внимание громкому заявлению главы государства, так называемому ядерному ультиматуму, который недавно был выдвинут Западу. Этому Орлуша посвятил строчки стихотворения "Ульти-шах и ульти-мат", в которых спародировал известное произведение советского писателя и поэта Самуила Маршака "Вот какой рассеянный".

Проект Михаила Ефремова, продюсера Андрея Васильева и поэта Орлуши пользуется большой популярностью не только в сети, но и на концертных площадках Москвы, что нередко ставит в тупик почитателей творчества опальных артистов. Как при столь очевидном существовании культа личности в России троице удается проводить свои вечера? Почему их концерты проходят с аншлагами под самым носом "кремлевских обитателей" без малейшей угрозы срыва или провокаций? Этими и другими вопросами наверняка задавался каждый, кому приходилось наблюдать, как Михаил Ефремов расхаживает по сцене в смирительной рубашке и наполеоновской двууголке, декламируя колкие строки Орлова.

Мнения, за которыми "Апостроф. Лайм" обратился к деятелям культуры, журналистам, писателям, кардинально расходятся. Прославленную троицу зовут как народными героями, так и любимчиками властей, выполняющими часть большого плана.

Украинский писатель и сценарист Андрей Кокотюха хорошо знаком с творчеством опальных артистов. Автор современной прозы отмечает, что в большинстве согласен с тем, о чем говорят со сцены участники "Господин хороший", хоть пристально за ними и не следит, ссылается на дела поважнее. Что же касается беспрепятственных шоу на сценах Москвы, Кокотюха говорит о бесчисленном количестве возможных вариантов.

"Первое, я, конечно, могу лишь прогнозировать, но, наверное, есть некая установка давать отдушину. Все это знакомое, все это контролируемое. Так же, как я знаю, чего ждать здесь в Украине от Орлуши и Ефремова, это знают и в России. Лучше давать им какие-то площадки, пусть лучше это будет под контролем, чем без него. Второй вариант, который может быть просто продолжением первого, - это публика, которая туда приходит. Это ведь не широкие массы. Можно сказать, что до определенного уровня эта публика маргинализированная. Это такая вот фронда, которая никакой погоды в России не сделает", - предполагает Кокотюха.

Писатель приводит в пример годы СССР и существование того же Театра на Таганке, который в свое время заслужил похожую репутацию. По словам Кокотюхи, под контролем находятся не только артисты и их творчество, но и их поклонники.

"Эта не та публика, которую боится Россия, - отмечает он. - Это целевая аудитория, которая также контролируется. Ни мы здесь, ни зрители в России ничего не решат, просматривая выступления Ефремова".

В свою очередь коллега Кокотюхи, писатель и журналист Юрий Винничук считает, что между артистами и соратниками президента РФ явно существует некая договоренность.

"Помимо них есть многие другие, кому запрещают подобные выпады", - говорит Винничук.

На вопрос, зачем это необходимо властям, писатель указывает на существование большого плана и попытки создавать иллюзию свободы слова в России.

"Им выгодно, чтобы была иллюзия свободы слова, что есть возможность высказаться, - продолжает Винничук. - Именно для этого власть воспитывает таких вот "оппозиционеров". Это все готовится годами. Годами наперед".

Совсем другого мнения об артистах российский режиссер, актер и композитор Владимир Назаров, называющий "Господин хороший" парадоксом.

"У меня такое ощущение, что власть их боится. Просто боится их трогать", - отвечает Назаров.

Свое мнение народный артист РФ объясняет тем, что в окружении Путина явно должен быть "кто-то поумнее", человек, который понимает, что определенная доля такого юмора должна существовать.

"Кто-то понимает, что пар нужно понемногу стравливать с котла", - говорит он.

Режиссер отмечает, что Ефремов, Орлов, а также их коллега Дмитрий Быков всегда придерживались подобной позиции и были смелыми в своих заявлениях. К этому, по словам Назарова, относятся совершенно по-другому. Привыкают, что есть такие "враги" государства.

"Они с самого начала были смелыми, остроумными и талантливыми людьми, - продолжает Назаров. - Тем более что у Миши Ефремова хорошие гены, мы все помним создателя театра "Современник", Олега Николаевича Ефремова. У меня такое ощущение, что именно последовательность и смелость служат им защитой".

С этим вопросом "Апостроф. Лайм" также обратился непосредственно к поэту Орлуше, который весьма охотно прокомментировал вышеприведенные версии деятелей культуры. По словам поэта, его несколько удивляет то популярное мнение, что авторы шоу пытаются с чем-то бороться.

"Подобные вопросы подразумевают ответ, что мы с чем-то боремся. С самого начала проекта мы ни с кем и ни с чем не боролись, мы показываем бредовость новостей, понимаете? Каждое стихотворение привязано к какой-то новости, - подчеркивает Орлуша. - Вот это была новость по плутониевому ультиматуму, которая был напечатана во всех газетах России".

Орлов лишний раз акцентирует внимание на том, что все подобные новости оцениваются авторами шоу с юмором, сарказмом, на чем и базируется юмористическое шоу.

"Нам никогда никто и ничего не запрещал. Тут смысл очень простой: внутренняя цензура, которая есть у большинства газетчиков, намного больше реальной внешней цензуры. Мы не обращаемся в какое-то ведомство, к нам никто не обращается по поводу того, что можно говорить, а что нет. Тем более что в условиях интернета, читаем мы это в России, в Украине, в Америке или Израиле, это теряет географическую значимость. Как там говорится: "Если снова программа новостей сдаст по бреду зачет, то Орлуша напишет, а Ефремов прочтет". Вот и будем считать, что программа новостей в очередной раз сдала зачет по бреду", - говорит Андрей Орлов.

Ну а что касается мнений о тайных договоренностях между артистами и властью, Орлуша отмечает, что проект был создан задолго до войны на Донбассе или аннексии Крыма. "Господин хороший" поэт называет не политической борьбой, а политической сатирой.

"Нас часто обвиняют в том, что мы путинский проект. Каждый раз перед началом концерта ведущий и продюсер шоу Андрей Васильев говорит, что Путин действительно наш кормилец. В том смысле, что он дает нам очень много тем для невеселого смеха", - подытожил Орлуша.

Читайте также