Россия использует танкеры так называемого теневого флота не только для обхода санкций, но и для шпионажа за странами НАТО и диверсий на морских коммуникациях. В то же время, европейские государства до сих пор избегают жесткого ответа, ссылаясь на ограничение международного морского права.
Об этом в колонке для The Telegraph пишет международный обозреватель Адриан Бломфельд.
В качестве примера он приводит инцидент с танкером Eagle S, который около года назад, протянув якорь по дну Балтийского моря, повредил несколько подводных кабелей. Судно вместе с экипажем задержала тогда Финляндия. Однако, несмотря на доказательства причастности танкера к инциденту, в октябре окружной суд Хельсинки отказался рассматривать дело по существу.
По словам Бломфельда, судьи сосредоточились не на факте саботажа, а на вопросе юрисдикции: повреждение произошло вне территориальных вод Финляндии — в ее исключительной экономической зоне. Следовательно, согласно действующему морскому праву, ответственность должно нести государство флага судна, которым оказались Острова Кука.
Этот малонаселенный архипелаг в южной части Тихого океана фактически зарабатывает на регистрации судов под своим флагом и, очевидно, не заинтересован в противостоянии между Россией и Европой, отмечает журналист.
Бломфельд считает, что Москва целенаправленно пользуется пробелами и устаревшими нормами международного морского права. Прецедент из Eagle S, по его мнению, только поощряет Россию к новым подобным операциям.
Журналист цитирует эксперта по морскому праву Арктического университета Норвегии Александра Лотта, который предупреждает: в следующий раз судно, тянущее якорь в зоне с критической подводной инфраструктурой, может просто проигнорировать требования прибрежных государств и продолжить движение, прикрываясь международными нормами.
Бломфельд напоминает, что Конвенция ООН по морскому праву гарантирует свободу судоходства в открытом море и транзит через узкие стратегические проходы. По его оценке, Россия фактически превратила эти гарантии в инструмент прикрытия гибридных атак.
В то же время, он отмечает, что западное давление уже заставило Острова Кука пересмотреть практику массовой регистрации судов. Аналогичные шаги, по мнению журналиста, можно было бы применить и к другим государствам, предоставляющим так называемые "удобные флаги" российским танкерам.
Кроме того, страны НАТО могли бы действовать более решительно непосредственно в отношении самих судов теневого флота. В частности, рассматривается возможность ограничения их прохода к Балтийскому морю через Датские проливы из соображений безопасности и защиты окружающей среды — ведь речь идет преимущественно об устаревших и технически опасных судах.
Однако, как заключает Бломфельд, европейские правительства опасаются таких шагов, опасаясь обвинений в нарушении морского права.
"Европа оказалась перед выбором: либо и дальше руководствоваться правилами, созданными для более спокойных времен, либо найти законные способы их обновления, прежде чем Россия окончательно научится использовать их в собственных целях", — резюмирует обозреватель.
Российский "теневой флот" используется не только для обхода санкций, но и для разведки и гибридных операций в Европе.