Лайм

Бартерные концерты проводили, выступали "за кабана": Павел Зибров о 90-х и независимости

Народный артист Украины вспомнил путь, который украинская музыка проделала за 29 лет независимости

24 августа Украина отметит 29-ю годовщину независимости. К этому дню theLime пообщался с украинскими артистами, имена которых уже были на слуху в годы "перестройки". Мы попросили их вспомнить конец 80-х и начало 90-х, рассказать о своем видении независимого государства, ожиданиях и реалиях современности. Сегодня и завтра читайте на страницах раздела беседы с Павлом Зибровым, участниками группы "Брати Гадюкіни", Ниной Матвиенко, Богданом Бенюком, Романом Балаяном и Ольгой Сумской.

Фото: Facebook

Зибров, начавший карьеру в 1986 году как солист Государственного эстрадно-симфонического оркестра, 33 года спустя зажигал публику на Atlas Weekend. Он хорошо помнит концерты по бартеру, знает, как сложно украинским артистам было добиться квот на радио, и рассказывает, как заставить 20-летних подпевать "Хрещатику".

О независимости

Советская империя, слава Богу, распалась, и каждая республика пошла своим путем. Мы вывели ее на путь к Европе. Да, все мы надеялись, что быстро решим свои проблемы, но, к сожалению, географические, экономические и другие узы [с Россией] такие сильные, что быстро стать независимыми не вышло. И сейчас, и десять лет назад этому мешал недостаток решимости у нашей власти. Все какие-то договорняки: "Ох, неудобно, некрасиво, а что подумают?" Ну и, безусловно, коррупционные схемы. Не обязательно все президентами и премьер-министрами решается: есть кукловоды, которые правят бал и дергают за ниточки. Вот этих бы вывести на чистую воду, избавиться - если не посадить, то хотя бы выслать за пределы нашей страны, чтобы здесь не правили.

О "перестройке" и начале 90-х

Была колоссальная инфляция. Жили мы за купоны, миллионы ходили - бумажки, которые не стоили ничего. Бартерные концерты проводили, выступали за холодильник, микроволновую печь, за кабана, за полкабана (смеется). На консервном заводе - за консервы, на ликеро-водочном - за водку и вино. Была такая жизнь интересная. Но так жила вся страна, и я был ее гражданином. Мы все пережили, и слава Богу.

О развитии музыки

Украинской музыки тогда звучало очень много, хотя тогда были только каналы УТ-1, УТ-2 и радио "Промінь". Эксперты и советы решали, пропускать или не пропускать песню в эфир. Песни с матами, тексты ни о чем - такого не было и быть не могло. Никакой бездуховности. Потом появились частные FM-станции, и владельцы решали, что им крутить. Ориентация была на все модное, западное - это неплохо. И, конечно, Россия: российское у нас царило везде. Если ты выступаешь в Москве на ТВ и радио, тебя уже знают повсюду, ты более козырный, дорогой, популярный. Вот так "старший брат" начал диктовать вкусы. Тогда было засилье русской музыки на наших станциях, а украинское начали считать вторым, а иногда и третьим сортом. Это было обидно, и мы начали доказывать, что наше тоже хорошее и конкурентоспособное. Слава Богу, через столько лет ввели квоты. Представьте, у себя дома мы ввели квоты, чтобы был украинский язык, культура, песня, украинские СМИ (горько смеется). Сейчас понемногу квоты расширяем, и сопротивления уже нет, как раньше. А оно было: "Не из чего выбирать, не умеют писать, не знают как!" Умеем, знаем и можем!

Фото: Facebook

О конкуренции и популярности

Зарабатывали мы еще до независимости, потому что это не самодеятельность, а профессия: мы на это учились, побеждали на конкурсах и фестивалях. И конкуренция была всегда, просто сейчас очень много частных каналов и радиостанций, у которых есть "приоритетные лица". Они своих крутят, продвигают, популяризируют. Существует такая холдинговая "порука": если входишь в эту тусовку, то с тобой все нормально, будешь на слуху. Но это не обязательно значит, что ты профессионал, что у тебя хороший материал - просто тебя узнают, ты становишься публичным. Иногда это бывает таким "пшиком": заканчиваются деньги, а вместе с ними - исполнитель. Я некоторым своим коллегам желаю, чтобы они были не звездочками, которые гаснут за год-два, а чтобы сияли десятки лет. Если 30 - это уже легенды.

О музыкантах в политике

В 90-х политикой никто из нас не занимался. Вакарчук, наверное, первый, кто так серьезно заступил. Еще были Оксана Билозир, Руслана Лыжичко. После Майдана она много чего сделала для Украины, благодаря Евровидению, своему характеру и мотивации доносила это, куда бы не ездила. Это такой посол мира и культуры из Украины. Но чтобы "глашатаи" не разрешали артистам что-то делать, как-то ограничивали - такого я, честно говоря, не слышал.

Один в поле не воин. Когда артисты становились депутатами, они не могли целую законодательную базу изменить. Этого не будет, если нет огромной поддержки народных депутатов из фракций. Иначе они что-то пишут для культуры, а дальше оно не проходит. Взять хотя бы квоты: с ними Билозир билась еще 15 лет назад, и что? Не вышло. Хотя мы писали письма, собирали симпозиумы народных-заслуженных-популярных. Ничего! Не было поддержки большинства в Верховной Раде, и мы не могли это пробить. И слушали наших "друзей" с утра до ночи, Москву. Есть, конечно, в России достойные исполнители, но мы же слушали столько отбросов! Нас этими отбросами кормили. Сейчас уже меньше этого, слава Богу.

Об "аполитичных" артистах

Если тебя никто не знает, то да, ты просто "играешь на скрипочке" - что здесь, что где-то в Воронеже. Это твои проблемы. Но если ты заслуженный, народный или просто популярный, как "Время и стекло", Винник или Монатик, то на тебя смотрят, равняются. Ты уже не можешь допускать ошибки. Хочешь не хочешь, но ты проводник своей страны. Это уже политика: что ты говоришь, где ты играешь, с кем поёшь и танцуешь - нужно 20 раз подумать.

О моде и вкусах аудитории

Как и раньше, публике нужны человечные песни, глубокие, с хорошими стихами. Не текстами, потому что тексты - это "кубик Рубика", который собирается математически. Это как макдональдз, "химия": что ел, что не ел - через час голоден. Так работает и шоу-бизнес для массового потребления: ты его послушал, он дал тебе эмоцию на 5 минут, и прошло. А есть глубинные вещи, которые остаются на десятки лет. Как "Червона рута", которая звучит уже полвека.

Настоящее остается с нами надолго. То, что было настоящим в 90-е, оно и сейчас популярно, и будет таким через 10 лет. Мода, безусловно, меняется, но самое главное - оставить истинное зерно. Новую "обертку" всегда можно придумать. Я вот сейчас старые свои песни, которым по 30-20 лет, аранжирую - добавляю новые звуки, новые ритмы. "Мертві бджоли" мы написали с Юрием Рыбчинским 30 лет назад, сейчас сделали латино, и все пошло-поехало - тысячи просмотров, лайков. "Хрещатику" 25 лет, но он живет и будет жить. Я бросил клич и получил 28 разных аранжировок: и рок, и джаз, и баллады, и батюшки-святые отцы поют под рояль.

О независимости от интернета

Мне кажется, это уже такой психоз: с телефоном ты идешь и в туалет, и в душ, и на встречу деловую, и на свидания, и за столом сидишь. В этом плане зависимость - это не очень хорошо. Но осведомленность - это уже другое дело. Ты можешь загуглить все, что тебе нужно, походить по музеям мировым, без рекламы посмотреть концерт или фильм. Масса возможностей.

Самые интересные новости теперь в Telegram! Подписывайтесь на канал theLime, чтобы ничего не пропустить.

Читайте также

"Боюсь, что Бойко совсем не господин, а товарищ". Интервью с режиссером Тамарой Труновой

Тамара Трунова вспомнила свой режиссерский опыт в Украине и за рубежом, а также ответила на вопросы, не связанные с театром.

"Самое главное убить Путина в себе". Интервью с актером Романом Ясиновским

Роман Ясиновский поделился мыслями об изменениях в Театре Франко, популярных фильмах о войне, а также высказался о работе Госкино.

"Хочется верить, что Трамп своим родительским опытом поможет Зеленскому". Интервью с актрисой Наталией Сумской

Наталья Сумская поделилась размышлениями о театре, украинском кино, а также ответила на вопросы о Зеленском, Трампе и Такере Карлсоне.