Украинская актриса Надежда Левченко известна своими ролями в сериалах "Черговий лікар", "Перевізниця", "Жіночий лікар. Нове життя - 2", фильмах "Інший Франко", "Відблиск". А Ивано-Франковский драмтеатр для Надежды – это история не только об актерской работе. В интервью "Апостроф Lime" Надежда Левченко рассказала о своих страхах и победах, волонтерской деятельности, написании музыки, а также высказалась об Александре Усике.
Надежда Левченко
Читайте также: В ПЦУ раскрыли интересный феномен — как в культовом произведении "Дюна" появилась Украинская Сечь.
– Надя, как Вы встречали Рождество? Есть ли у вас особые семейные традиции? Двенадцать блюд готовили?
– На Рождество для нас всегда важно собраться семьей. В этом году я закончила свои разъезды, гастроли и съемки в канун праздника. На подготовку был всего один день. Но все удалось: и елку купили, и напекли имбирных пряников, и гостей пригласили. Я не гонюсь за приготовлением двенадцати блюд, главное – собраться вместе.
- Для себя Вы подводили итоги 2024 года?
- Как раз вчера был почти свободный день, волонтерку отправила и все. И поймала себя на мысли, что хочу стереть из памяти эти последние три года. Да, я стала сильнее, научилась делать то, чего не умела, но осознание, что одновременно с моей жизнью ТАМ гибнут люди, удручает меня. С этим я ежедневно стараюсь бороться и не опускать руки. Поэтому вывод: "Я благодарна, что живу". А еще я научилась быть благодарной себе и хвалить себя за сделанные дела.
- А РЭБы куда отправляли? Как трансформировался волонтерский штаб при театре?
- С началом полномасштабного вторжения я была организатором и отвечала за волонтерский пункт в театре. Поначалу мы занимались всем! Раздачей продуктов питания, лекарств, одежды, у нас была детская комната, где можно было оставить своих детей в компании чудесных аниматоров, закрывали потребности военных и добровольческих батальонов. Сейчас мы занимаемся помощью военным и иногда присоединяемся к гуманитарным группам для прифронтовых городов.
В фойе театра стоит металлический ящик, после каждого спектакля мы напоминаем и себе, и нашим зрителям, благодаря кому мы имеем возможность быть в тихом тылу. Люди приобщаются. Хотелось бы сделать больше, но главное не стоять в стороне. Мы помогаем разным батальонам по всем направлениям.
"Хотелось бы сделать больше, но главное не стоять в стороне"
Читайте также: "Этих двоих я не могу простить": украинская певица назвала паразитами Лободу и Веру Брежневу.
– Вы сыграли немало ролей и в театре, и в кино. Какая из героинь очень близка Вам как человеку, а какая является полной противоположностью Вам как личности?
- Интересный вопрос. Даже не знаю, мне кажется, что в любом случае, когда ты получаешь роль, то общее с ней видит в тебе режиссер, продюсер. Поэтому утверждать, что со своими персонажами я ничем не связана как человек, будет ложью. Единственное скажу, что каждый спектакль, который я играю уже в зрелом возрасте, а начинала я в 21, это каждый раз новая история. Например, Мария из "Солодкої Дарусі" тогда и сейчас – это абсолютно две разные Марии. Произошло осознание роли благодаря пройденному опыту и это, конечно, отличается от юного наива. Все роли растут вместе со мной, поэтому, наверное, в каждой где-то есть я.
– А приходилось ли отказываться от роли из-за определенных табу?
– Я очень люблю свою работу. Только отказывалась от проектов, когда приходили пробы на русском языке после 2012 года, когда меня начали звать в кино. А после 2014 это уже была категоричная история. Предлагали проекты, где я могла бы хорошо заработать, но у меня была принципиальная позиция относительно вариантов, связанных со страной-агрессором.
"В работе мне важно содержание"
Также я не люблю делать скандал ради скандала или что-то пошлое. Когда на старте я начинаю общаться с постановочной группой, чувствую такие моменты, когда что-то делается ради хайпа. В такие проекты не иду, потому что в работе мне важно содержание.
- Боитесь ли Вы быть обнаженной перед зрителями?
- В спектакле "Дзяды" по Адаму Мицкевичу, когда режиссер Майя Клечевская сказала, что я должна быть обнаженной, для меня это было испытанием. До сих пор перед каждым этим спектаклем волнуюсь. Для меня это не раздевание ради раздевания. Это известное проявление протеста в современном мире. Для меня было очень неприятным слышать комментарии типа: "Наконец-то Левченко свои сиськи показала". Даже хотела просить, чтобы выбрали другую актрису. Но преодолела себя. И теперь, когда мы играем "Дзяды" за границей или в Украине, я знаю, что на своем месте и делаю свою работу хорошо.
Читайте также: Певица Katya Chilly на фоне скандала с заявлением о еврейском символе в центре Киева дала ответ.
- Как-то Вы сказали, что придерживаетесь "лагідної українізації". Вам удалось своим примером повлиять на русскоязычное окружение?
– Конечно. Я и сама долгое время говорила на русском, ведь моя мама россиянка, а папа украинец. Он был военным и мы жили по военным городкам, где украинского почти не было слышно. Соответственно до 18 лет я не знала украинского языка. А сейчас родной язык знаю в совершенстве.
Для меня приятны воспоминания о моих ВПЛшечках, как я их ласково называю, которые приехали из Харькова, Мариуполя и других городов. Они не говорили на украинском совсем. Но замечаний я им не делала, за что они мне очень благодарны. Вскоре общаясь со мной, им захотелось говорить по-украински. Мне кажется это верный путь, показать своим примером, что у них все получится. Бывают разные люди, конечно. Когда мы с театром в 2015 году были на гастролях в Кременной, Сватово и Северодонецке, к нам после спектакля подходили женщины со слезами на глазах, признавались, что не знали многое и представляли нас совсем другими. Сейчас у нас есть шанс изменить это. Рассказывать, петь украинские песни, делиться традициями.
- В одном из интервью Вы рассказывали, что очень боялись клейма "сериальная актриса". По Вашему мнению, чем нужно руководствоваться актеру, чтобы не увязнуть в сериальном производстве?
– Во-первых, это работа. Возможность работать для актеров очень важна, поэтому увязнуть в сериалах не так уж плохо. Чтобы не "увязнуть" в худшем смысле, это личная работа актера и воля случая. Что касается меня, то имею счастье быть и в сериалах, и в полных метрах, пока у меня получается балансировать.
Читайте также: Футболист Милевский сообщил о внезапной смерти своей подруги Ирины Ашкенази.
- А как Вы оцениваете кинематограф до 2014 года и после, а также сейчас?
– До 2014 года наш кинематограф был под колпаком Москвы. Снимали в основном телевизионные проекты и сериалы, где в главных ролях были российские актеры, а украинцы – в эпизодах. Сейчас я восхищаюсь и горжусь людьми кино. Несмотря на отсутствие условий, средств, средств, времени, эти люди постоянно делают свою работу. Большой труд остается за кадром, поэтому нам, зрителям, стоит следить за украинским кино, поддерживать и своим вниманием дать шанс на развитие и процветание.
- А какой украинский фильм в этом году произвел на Вас особое впечатление?
- Из последних работ мой топ - это "Божевільні" Дениса Тарасова. Из сериалов "Перевізниця" Евгения Туника и Аркадия Непиталюка. Пример сериального продукта, сделанного с поддержкой иностранных партнеров. Наши сценаристы, художники, режиссеры, операторы потрясающие, таких мало в мире.
– Вы долгое время работаете с театральным режиссером Ростиславом Держипильским. У вас полная гармония в работе или все-таки бывают конфликты?
– Все двадцать лет мы конфликтуем (смеется), но все это творческий процесс. Споры и сомнения – это только во благо. Ведем вместе второй курс.
- А не возникало ли желания переехать в Киев, чтобы продолжать реализовываться в столице?
- Меня приглашали в Киев, но у меня есть четкое понимание, где я и откуда. Люблю свой театр. Я здесь реализована. Наверное, если почувствую, что здесь у меня нет больше роста, то пойду в другой театр. Когда я не задействована как актриса, то пишу музыку, занимаюсь общественной деятельностью.
Читайте также: "Относительно накидки — вообще прикол какой-то": победительница "Холостяка" разочаровала своим стилем в финале.
- А расскажите поподробнее о своем увлечении – написании музыки. Я знаю, что у Вас есть опыт работы с электронной музыкой. Как Вы развиваете свои композиторские способности и где вообще Вашу музыку можно послушать?
- Был карантин, и французский режиссер Жюль Одри предложил мне попробовать написать музыку в кабаре, так рождалась наша "Гоголь кабаре". Потом была "Золушка", но это уже электронная музыка и "Дон Кихот", где совмещена и живая оркестровая музыка, и электроника. Сейчас готовится новая премьера "Біла Тінь" по мотивам Карела Чапека в постановке Ольги Семешкиной, и там у меня попытка поработать в авангарде. Я никогда не называю себя композитором, но горжусь собой, что имею людей рядом и возможность проявить себя в этой области.
"Гоголь кабаре"
- И еще хотела услышать Ваше мнение относительно спортсмена Александра Усика, недавно одержавшего громкую победу над Фьюри. Его часто критиковали и называли патриотом с московским небом. Как считаете, Александр – это наша гордость или все-таки приспособленец? Он совершил работу над ошибками?
– Он крутой спортсмен, говорит об Украине в мире. Но его риторика о том, чей Крым, мне не понятна.
- А как быть с малороссами, в свое время кричащими, что они ненавидят Украину, но до сих пор живущими здесь, периодически переобуваясь, перекрашиваясь и продавая свой голос за килограмм гречки? Можно ли их перевоспитать?
– Это спорный вопрос. Потому что речь идет и о Луганске, и о Донецке, где нас, очевидно, не очень-то хотят видеть. Небольшой процент сознательных людей остался там. И нельзя их бросать, как бы это ни казалось безнадежно. Любое зло можно исправить трудом и любовью. Если из десяти человек один что-нибудь поймет, это уже большая победа.