В ближайшее время сменятся сразу три иностранных представителя в Украине — место нынешнего посла США в Украине Джеффри Пайетта займет Мари Йованович, а посла ЕС Яна Томбинского сменит Хьюг Мингарелли. Пока неизвестно, кто станет главой немецкого дипведомства вместо Кристофа Вайля. По мнению экспертов, назначения жестких дипломатов Йованович и Мингарелли не упростят жизнь украинскому правительству, хотя могут принести Украине существенную пользу.
В течение предыдущих трех месяцев, начиная с апреля, поочередно появлялись новости о смене трех иностранных послов в Украине. В апреле стало известно, что ЕС выбирает преемника своего посла в Украине Яна Томбинского. Месяцем позже официально подтвердилась информация, что эстафетную палочку посла США в Украине у Джеффри Пайетта примет Мари Йованович. А в июне анонсировал свою плановую отставку посол Германии в Украине Кристоф Вайль, в середине месяца объявивший, что покинет должность "через две недели".
Кристоф Вайль исполнял обязанности посла в Украине с 2012 года. Этот период, по признанию дипломата, был самым богатым в его карьере. Вайль еще тогда сказал, что его сменщик уже получил агреман — то есть предварительное согласие государства на назначение посла — от украинского правительства, но отказался назвать его имя.
Еще одна плановая ротация — смена посла Европейского Союза в Украине Яна Томбинского, который по традиции отработал четыре года. Его преемником будет француз (а не итальянец, как часто ошибочно пишут СМИ) Хьюг Мингарелли. Сейчас он занимает должность исполнительного директора в Европейской службе внешних действий по вопросам Северной Африки, Ближнего Востока, Аравийского полуострова, Ирана и Ирака.
Мингарелли работал финансовым аналитиком в Париже, был в Европейской палате аудиторов, занимал должность руководителя группы для СНГ Генеральной дирекции Европейской комиссии по внешним связям. Позже он возглавлял миссии Европейского агентства по реконструкции в Черногории, Сербии, Косово и Македонии. В 2002-2007 годах в той же Гендирекции Еврокомиссии он курировал Восточную Европу, Кавказ, Центральную Азию и южное побережье Средиземноморья. Также дипломат был главным переговорщиком ЕС по "новому усиленному соглашению" с Украиной, которое затем стало Соглашением об Ассоциации между Киевом и Брюсселем.
Для страны, в которой идет война, опыт Мингарелли, занимавшегося конфликтными Сирией, Ливией и Ираком, может оказаться крайне полезным. Можно предположить, что сейчас ЕС считает диалог между Евросоюзом и Украиной недостаточно продуктивным, как и процесс реализации Минских соглашений. Опыт его работы с главным европейским дипломатом Федерикой Могерини может поспособствовать налаживанию более эффективного двухстороннего сотрудничества Киева с Брюсселем.
Дипломат и глава правления Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Василий Филипчук признается, что знаком с Мингарелли уже 20 лет и может гарантировать, что этот человек показал себя очень непростым, но абсолютно надежным партнером. "Он никогда не обещает того, чего не может сделать, никогда не говорит лишнего, но всегда делает, что говорит, — сказал Филипчук "Апострофу". — Он способен убеждать брюссельскую бюрократию. Именно то, что это не поляк, словак или британец, а представитель Франции, обеспечит его точке зрения вес и доверие со стороны европейских чиновников. Этот человек более 10 лет занимался Украиной, и именно благодаря ему был обеспечен прогресс в выполнении Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Мингарелли тогда в отчете написал, что соглашение должно базироваться на стратегии интеграции Украины в Европейский Союз. Он не будет выскакивать из штанов и говорить, как он любит нашу страну, но делами будет реально усиливать двусторонние отношения. Думаю, что это лучший выбор среди всех, кого могли отправить в Украину."
Мари Йованович с 2012 года занимала должность главного заместителя помощника госсекретаря в Бюро по европейским и азиатским делам. Ранее была послом США в Кыргызстане и Армении. В Украине она занимала должность помощника посла в 2001-2004 году. Как раз в этот период вокруг нашей страны разразились скандалы относительно "пленок Мельниченко" и комплексов радиотехнической поддержки "Кольчуга", которые Украина якобы поставила режиму Саддама Хусейна в Ираке. Йованович была одной из тех, кто предъявлял такие обвинения Администрации президента Леонида Кучмы. Дипломат выросла в канадской семье эмигрантов из России и Германии, свободно владеет русским языком.
Американист, главный научный сотрудник Института всемирной истории НАН Украины и экс-советник посольства Украины в США Александр Потехин видит в смене посла стандартную плановую ротацию и подчеркивает, что послы не меняют политику государства: "Считаю, что Пайетт, с точки зрения США, работал успешно. Я не вижу никаких заявлений или поступков, которые бы противоречили общему американскому политическому курсу в отношении Украины. Как известно, он отправится в Грецию, где также непростая ситуация. Йованович — опытный дипломат, она уже работала в бывших республиках Советского Союза. Искать тут политический подтекст не стоит". Также свое мнение о смене посла США "Апострофу" высказала глава парламентского комитета Верховной Рады по иностранным делам Анна Гопко. Нардеп подчеркивает, что стратегический курс США со сменой посла не меняется: "Пайетт выступал за политические реформы, создание антикоррупционных институтов. Нет сомнений, что американская сторона ожидает от нового посла не менее активных усилий, чтобы Украина не останавливалась на пути реформ, а двигалась дальше".
В то же время на условиях анонимности украинские дипломаты отмечают сложность характера следующего посла США в Украине. По сравнению с Пайеттом, она является несравнимо более жестким дипломатом. Один из собеседников назвал Йованович своего рода "миникопией Нуланд", потому что она готова заставлять партнера идти тем или иным путем, используя для этого весь доступный спектр инструментов. Об этом же говорят и американские эксперты, которые называют Йованович прекрасным и довольно принципиальным политиком. Несмотря на то, что сенаторы не скупятся на похвалы Джеффри Пайетту за проделанную в Украине работу, можно ожидать, что назначение более жесткого дипломата продиктовано желанием Администрации Обамы усилить свое влияние на украинскую политику.