Словакия, которая после падения коммунистического режима пережила непростой период перестройки экономики, благодаря правильно проведенным реформам смогла продемонстрировать впечатляющие темпы роста. Опыт изменений, внедренных правительством Микулаша Дзуринды, для современной Украины является бесценным источником знаний и примером, как можно провести реформы быстро и эффективно.
Куда пришла Украина
Сегодня Украина пытается осуществить много реформ – и зачастую результат далек от ожиданий. Да, есть заметные успехи: реформа полиции, административная децентрализация, реформа системы Минтранса. К сожалению, это почти все.
Но где же те насущные реформы, которых так ждет украинская экономика? Где реформа Пенсионного Фонда, который с учетом своего сплошного банкротства на много лет вперед уже и не заслуживает такого названия? Буксует реформа рынка труда, поэтому отсутствует базис для качественного обновления системы взаимоотношений "работодатель – работник".
Может быть, стоит посмотреть вокруг – чего достигли наши соседи, особенно те европейские страны, которые, как и Украина, начинали играть на капиталистическом рынке, имея на руках лишь "социалистические" активы. И в этом контексте именно Вышеградская четверка – Польша, Словакия, Венгрия и Чешская республика – должны стать примером того, как можно успешно воплощать реформы, даже несмотря на внутреннее неприятие обществом определенных экономических ограничений.
Впрочем, и среди этих стран есть одна, чья динамика развития является наиболее впечатляющей, а ее стратегия признана самой успешной. Новые производства, главное из которых – мощный автомобильный кластер мировых марок, которые совокупно производят более 300 000 авто в год, современная металлургия, удачно проданная на приватизационных аукционах инвесторам из "US Steel", высокие социальные стандарты – все это про Словакию, нашего соседа, чьи пейзажи видно прямо из центра Ужгорода.
После свержения коммунистического режима в 1989 году история Словакии напоминала путешествие на "американских горках", когда периоды стабильности быстро сменялись турбулентными и трудными экономическими обстоятельствами. В целом, по причине крайне неудачного управления страной правительством Владимира Мечьяра в 1993-1998 гг., фактически признанного экспертной средой некомпетентным, страна получила печальное прозвище "Черная дыра Европы". Попав в сложную ситуацию высоких рисков безработицы и падения уровня жизни, которые могли принести кардинальные реформы, Мечьяр выбрал любимую тактику украинских правительств всех времен – говорить о реформах вместо того, чтобы реализовывать их. Кроме того, последовала очень сомнительная приватизация государственных предприятий, сформировавшая пул словацкого бизнес-политического "олигархата", приближенного к премьер-министру.
НЭП имени Дзуринды
К счастью для Словакии, в 1998 году к власти пришло центристское правительство Микулаша Дзуринды, который провозгласил курс на сокращение разрыва, в частности, с экономикой Чехии, а также на полную евроинтеграцию страны. В 2000 году Словакия стала членом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в 2004 году вступила в НАТО и ЕС вместе с другими странами Вышеградской четверки.
Но самое интересное происходило в экономической сфере. Несмотря на то, что в правительстве витали разные мнения относительно плана конкретных действий, Дзуринде удалось решить главную на тот момент проблему Словакии – реформировать неэффективные государственные банки и создать условия, при которых иностранные инвесторы начали активно входить в страну.
Три главных государственных банка, которые в 1998-1999 годах были на грани коллапса, получили реструктуризацию задолженности перед бюджетом, которая обошлась в 12% ВНП! Но оно того стоило, поскольку после санации все они получили вливания инвестиционного капитала из Австрии, Германии и Италии.
Стратегические инвесторы начали работу в таких отраслях как телекоммуникации, энергодистрибьюторские компании, газоснабжение, а в течение второго срока Микулаша Дзуринды – и в энергогенерации. Таким образом, имело место повышение тарифов до экономически обоснованных, но главным достижением стало создание действительно независимого регулятора, который был полностью отделен от государства и ориентировался исключительно на рыночную стоимость энергоносителей.
Это был очень символический процесс, поскольку в течение 1994-1998 годов только одна иностранная компания приобрела объект в Словакии, тогда как приближенные к власти местные бизнесмены приватизировали более 400 объектов! Грустные параллели с украинской приватизацией напрашиваются сами собой. Постоянные намеки сначала премьера Яценюка, а потом Гройсмана на грядущую масштабную распродажу крупных государственных предприятий вызывают вопрос о том, планируют ли дать доступ к участию в торгах тем, кто действительно готов инвестировать в модернизацию и развитие производства, как это сделали победители приватизационных конкурсов в Словакии?
Второй премьерский срок Дзуринды начался в 2002 году, и это был год, который сформировал лицо современной Словакии – лидера региона по объему прямых иностранных инвестиций. Правительственная коалиция определила своим приоритетом внедрение семи главных реформ:
1. Реформа макроэкономического планирования и управления государственными финансами.
2. Налоговая реформа.
3. Пенсионная реформа.
4. Реформа системы здравоохранения.
5. Реформа рынка труда.
6. Реформа системы государственного управления и фискальная децентрализация.
7. Улучшение бизнес-климата в стране.
Вопрос в том, что именно из этого перечня уже сейчас делается в Украине и каковы результаты этого процесса? Формально, большинство реформ с аналогичными названиями уже запущено. Но чего же не хватает для настоящей эффективности? Что делать Украине прямо сейчас?
Существует несколько вещей, которые, по мнению экспертов, должны стать основой для перелома к лучшему. В первую очередь, это реформа управления государственными финансами и внедрение среднесрочного бюджетного планирования, как это принято во всех развитых странах. Возможность планировать доходы и расходы бюджета на несколько лет вперед кардинально улучшит качество управления, в частности, капитальными расходами, а также избавит Министерство финансов от роли "пожарного кассира", сделав его, в свою очередь, разработчиком планов финансового развития Украины.
Другая вещь, на которую постоянно сетует бизнес в Украине – это непредсказуемые изменения в налоговом администрировании. После налоговой реформы в Словакии фактически действовало вето на поправки к Налоговому кодексу, каждый новый налог принимался не за 2 месяца до конца финансового года, как это бывает в Украине, а после 4-6 месяцев тщательного обсуждения с экспертным сообществом и согласования процесса со всеми стейкхолдерами. Внедрение новых акцизов ежегодно без учета мнения компаний, которые работают с подакцизными товарами – как импортеров, так и экспортеров – это еще одна сфера, где нужен четкий план действий, диалог с бизнесом и построение доверия к Государственной фискальной службе.
К сожалению, одна из главных украинских проблем сегодня – это отсутствие политической воли для проведения необходимых реформ из-за опасения роста социального недовольства. Реформы – это ограничения, это изменения, это новая среда и новые обстоятельства для многих людей. Но почему, внедряя реформы в энергетическом секторе, которые в краткосрочной перспективе негативно повлияют на бюджет каждой украинской семьи, правительство и президент забывают предложить обществу те реформы, которые смогут это компенсировать, – радикальное упрощение условий ведения бизнеса, гибкое и лояльное налоговое законодательство, эффективный и сбалансированный Трудовой кодекс.
Сегодня главным локомотивом и драйвером внедрения новых экономических подходов в стране является гражданское общество, в частности, многочисленные аналитические центры и образовательные проекты, которые первым пунктом повестки дня считают срочное реформирование фискальной и бюджетной сфер. Это включает также совместные проекты с зарубежными коллегами, такие как проект "Прозрачность бюджетов регионов и их региональных центров в Украине", который Международный центр перспективных исследований (Киев) реализует совместно со Словацким институтом экономических и социальных реформ (INEKO, Братислава). Портал, созданный в рамках проекта, содержит данные о финансовом "здоровье" всех областей Украины и областных центров, подготовленных по методике, которая была основой словацкой реформы децентрализации государственных финансов.
Опыт стран Вышеградской четверки и, в частности, Словакии, для современной Украины является бесценным источником знаний и подходов к реформированию экономики страны, в том числе благодаря этнокультурной близости. Важно, чтобы украинское правительство и чиновники хотели услышать советы тех, кому удалось достичь значительно лучшего результата, несмотря на такие же проблемы в начале пути.