Украинцы вновь услышали тезис о возможности введения военного положения в случае дальнейшего обострения ситуации на Донбассе. Если ранее такие заявления с завидной регулярностью звучали из уст президента Порошенко ("Апостроф" насчитал таких более десяти), то теперь о такой необходимости заявила лидер Батькивщины Юлия Тимошенко. Близкие к президенту люди не исключили такого варианта развития событий. Так, с соответствующими заявлениями выступила депутат от БПП Ирина Луценко и министр иностранных дел Украины Павел Климкин. Почему политики снова заговорили о военном положении, и с какой целью, "Апостроф" поинтересовался у экспертов.
Анатолий Октисюк, политический эксперт Международного центра перспективных исследований (МЦПИ):
Это такая страшилка для внешних партнеров и для внутренней аудитории. Когда начинаются качалки вокруг внутренней политической ситуации, политики начинают говорить о военном положении. Это - возможность отложить все внутренние проблемы и объединиться вокруг потенциального врага. Но думаю, что такие страшилки запускаются накануне поездки Порошенко в Вашингтон и накануне участия в Мюнхенском форуме по безопасности. Порошенко поедет в зарубежные поездки и реально почувствует "температуру", ему скажут: или выполняй Минск, хватит этих фокусов, или идите на перевыборы - мы снимаем санкции, или оставляйте как есть, замораживайте.
Нам здесь в Украине это говорят, потому что, например, сейчас идет речь об отставке Гройсмана. Это означает, что если есть внутренняя турбулентность, то будут введены такие уже проверенные механизмы.
Порошенко, который сейчас пытается с помощью других донести мысль о возможном введении военного положения, ожидает определенной реакции на эти заявления извне. Он хочет, чтобы все осталось в том состоянии, в котором есть: Россия - под санкциями, Минские соглашения не выполняются. А если будет давление, то все будут ему говорить: давай, делай все возможное, чтобы в парламенте были приняты политические решения.
Президент может запросто ввести военное положение в двух областях. В Донецкой, Луганской области - это легко сделать. Это такой козырь, который выбивает электорат из-под влияния оппозиционных сил. Там, где будет чрезвычайные положение, выборы не будут проводиться. Политики на этом моменте могут очень легко сыграть.
Сергей Быков, политический эксперт, глава Института публичной политики и консалтинга "Инполит":
Такие инициативы должны соответствующим образом быть проговорены, поскольку в противном случае мы можем столкнуться с достаточно негативной реакцией со стороны украинского общества, и также со стороны мирового сообщества. Поскольку военное положение означает остановку политических процессов.
Если говорить о реакции мирового сообщества, то данное заявление спровоцирует наших иностранных партнеров – европейских. В первую очередь, это касается тех стран, где в нынешнем году пройдут выборы – Франция и Германия. Это может показать неустойчивую позицию Украины и неготовность к политико-дипломатическому разрешению конфликта на Донбассе.
В сегодняшней ситуации украинское общество понимает, что на Донбассе идет война. Но возникает логичный вопрос, почему война не называется войной, а АТО? Хотя законом об АТО прямо предусмотрено невозможность применения тяжелого вооружения, в том числе танков и артиллерии, хотя это применяется с самого начала конфликта. Поэтому такие заявления означают намерение прощупать настроения в обществе, посмотреть на реакцию.
Игорь Романенко, экс-заместитель начальника Генштаба генерал-лейтенант:
Заявления эти звучат не впервые, в том числе и президент не один раз говорил о такой возможности. И я думаю, что таких заявлений будет еще много.
Ситуация на Востоке Украины довольно сложная, что видно по уровню боевых действий, по потерям, которые официально озвучены, по тому, что там задействованы все виды оружия в нарушение Минских соглашений. Была информация наших разведывательных служб, что уже попало в СМИ, о том, что Плотницкому с Захарченко сказали, что если территорию вокруг в Авдеевки потеряют, то их поснимают. Для них это принципиально, поэтому они бросили все, что могли. Их потери в разы больше, чем у нас. Они понимают, что для них это смерти подобно, поскольку россияне делают зачистки очень быстро. Так, на прошлой неделе подорвали так называемого главу милиции ЛНР, известна история с Моторолой, Гиви "ждет своей очереди" и так далее. Сейчас в преддверие переговоров со всякими "трампами" и с европейскими лидерами Путину нужно показать, кто хозяин. На самом деле на этот период Украина один на один с Россией, со всеми вытекающими последствиями. Именно поэтому снова всплыл вопрос о необходимости ввести военное положение.
Сергей Згурец, директор информационно-консалтинговой компании Defense Express:
Мне кажется, с точки зрения боевых действий, в случае введения военного положения ничего не изменится. А с точки зрения международного аспекта введение военного положения должно привлечь внимание других стран к этой проблеме. Ведь ситуация такова, что интерес к нашему конфликту в мире упал, учитывая хаос вокруг Америки.
Сейчас, например, если говорить о разговоре Порошенко и Трампа, такое впечатление, что никакого эффекта этот разговор не возымел, надежда на Америку растворяется. А работа с Европой нейтрально прохладная. Мы думали, что реакция на ситуацию в Авдеевке будет другая, а позиция на Западе не в интересах Украины, они пытаются найти некий баланс сил между Украиной, РФ, Европой, США. А наш конфликт потихонечку отходит на второй план.