RU  UA  EN

четверг, 21 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Политика

Ближневосточная повестка Трампа: как Израиль и США снова оказались в одной лодке

Отношения Вашингтона и Тель-Авива получили шанс на перезагрузку

Отношения Вашингтона и Тель-Авива получили шанс на перезагрузку Встреча Биньямина Нетаньяху и Дональда Трампа в Вашингтоне 15 февраля Фото: Facebook / Benjamin Netanyahu

Ближний Восток за последние шесть лет, а именно с началом Арабской весны, продемонстрировал наиболее существенную пересборку региональных отношений. Одним из недоразумений этого процесса было растущее взаимонепонимание между прежними главными союзниками - США и Израилем. Победа Трампа на президентских выборах, в отличии от большинства других стран, рассматривалась Израилем не с тревогой, но надеждой на восстановление доверительных отношений.

Шанс на перезагрузку

Позиция Трампа по безоговорочной поддержке Израиля как союзника США на Ближнем Востоке также может считаться редким стабильным элементом внешнеполитических взглядов нового президента. Еще в статусе кандидата в президенты Трамп заявлял о возможности признания неразделенного Иерусалима столицей Израиля, что означало игнорирование притязаний на город со стороны палестинцев. Его расхождение с видением Обамы по поводу резолюции СБ ООН №2334, осуждающей незаконные израильские поселения на палестинских территориях, стало одним из ярких проявлений беспрецедентного и открытого конфликта между прошлой и нынешней командами Белого дома.

На должность посла США в Израиле Трамп выдвинул кандидатуру давнего друга и юриста Девида Фридмана, известного своим отрицанием права Палестины на отдельное государство. Правда, горячие слушания в сенате по поводу его утверждения, проходящее на прошлой неделе, заставили Фридмана признать, что часть его прежних высказываний – партийная риторика. Своего зятя - еврея ортодоксальных взглядов Джареда Кушнера Трамп сделал старшим советником и, по совместительству, посредником в формировании двусторонних отношений с Израилем. Оба трамповских конфидента не раз выражали поддержку израильским поселениям на палестинских териториях.

Все это давало основания политическим лидерам Израиля увидеть в Трампе безоговорочного союзника, «нового Рейгана» двусторонних отношений. Но, накануне визита премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху в Вашингтон, из Белого дома стали звучать более умеренные заявления. В одном из интервью Трамп прямо заявил, что израильские поселения на Западном берегу не будут способствовать установлению мира в палестино-израильском конфликте. Уход с поста советника по национальной безопасности США Майкла Флинна буквально за пару дней до встречи Трампа и Нетаньяху было крайне невыгоден Израилю, так как Флин, в силу своей исламофобии, числился среди его природных союзников.

Во время совместной пресс-конференции с Нетаньяху 15 февраля Трамп заявил, что для США будет приемлемым любое решение, к которому придут Израиль и Палестина. При этом, незыблемость принципа «двух государств для двух народов» вроде как, по его словам, не столь важна. По сути, Трамп поставил под сомнение принцип урегулирования конфликта, которого долгие годы придерживались и США, и большинство других государств и международных организаций.

За первый месяц в Белом доме стало понятно, что американский президент любит иногда шокировать публику неожиданным поворотом. Так было и с его высказываниями по поводу принципа «одного Китая», и «устаревшего НАТО». Однако, спустя время реальность вынуждает Трампа примерять более традиционные подходы во внешней политике и дипломатии, уходя от своих ярких, но сложновыполнимых обещаний. В случае решения палестино-израильского конфликта решения, учитывающего интересы обеих сторон, возможно достигнуть практически исключительно на основе принципа двух государств, и эту данность хорошо понимает новая администрация США.

Корректировка позиции в отношении незаконных поселений Израиля (кстати, очень осторожная), также мало что значит для последующих действий команды Трампа. А вот для расклада сил внутри израильского политикума может означать многое. На волне произраильских заявлений Трампа в израильском правительстве стали набирать вес крайнеправые силы, такие как партия «Еврейский дом», не исключающие аннексии Израилем всего Западного берега. Для них позиция Нетаньяху, основанная на принципе двух государств уже казалась недостаточной. А учитывая, что против нынешнего премьер-министра ведется сразу несколько антикоррупционных расследований, его политическая карьера могла скоро закатиться, приведя к власти оппонентов из правого лагеря. С этой точки зрения, сдержанность в тоне Трампа может быть даже на руку Нетаньяху.

Кроме того, Трамп не раз заявлял, что выстраивание стратегии против врага «любит тишину». Пока процесс не закончен, не стоит анонсировать возможные шаги, а лучше даже – вводить в заблуждение. Непредсказуемость – еще одна стратагема из его арсенала. Демонстрируя свой поворот к традиционной политике в отношении Израиля, Трамп думает, что благодаря своей репутации ходячего непостоянства, сначала выведет из себя, а потом вынудит противников Америки пойти на уступки.

Конечно, Трамп предпочел бы не углубляться в ближневосточную систему сложных взаимоотношений, а сосредоточиться на одной главной задаче, например - борьбе с исламским терроризмом. Но отличие сегодняшнего момента на Ближнем Востоке в том, что оставить другие сложные проблемы за бортом, не удастся. Эти проблемы – Россия и Иран.

Иран и Россия

Экспансионисткий, потенциально обладающий ядерным оружием Иран, рассматривается и в США, и Израиле как стратегическая угроза. Разработка детального плана по сдерживанию его региональных аппетитов, а также необходимых мер, чтобы заставить его выполнять обязательства по ядерному соглашению, толкают США и Израиль к самому прочному союзу.Недавно президент США утвердил новые санкции против Ирана в ответ на недавнее испытание им баллистической ракеты. Но в то же время, Белый дом дал понять, что не будет разрывать ядерное соглашение, как Трамп обещал во время избирательной кампании. Израиль видит свою задачу в том, чтобы максимально ужесточить двусторонний подход в отношении Ирана. Последнее является также внутриполитическим вопросом для Нетаньяху. Желание Обамы заключить сделку с Ираном вопреки возражениям премьера Израиля подорвало его авторитет внутри своей страны, и теперь он будет добиваться восстановления своих позиций.

Дружба Ирана еще с одним, с недавнего времени влиятельным игроком в ближневосточном регионе – Россией, еще более усложняет задачу для Израиля и США.

Тегеран вместе с Москвой фактически взяли под свой контроль мирный процесс в Сирии. Вместе с Турцией, но без участия США, в Астане проводятся переговоры по этому вопросу. Российские поставки оружия - в том числе зенитно-ракетного комплекса С-300 помогают Ирану не отставать от массивных военных наращиваний Израиля и Саудовской Аравии. Взамен Иран предоставляет России доступ к своей авиабазе Хамадан. И самое главное, своей поддержкой Асада, Россия значительно помогает Тегерану в сохранении оси сопротивления против Израиля и США.

До 2015 года Израилю довольно успешно удавалось осуществлять политику сдерживания в регионе против Ирана, поддерживаемой им Хизбаллы и сирийского режима Башара Асада. Но после того, как Россия начала интервенцию в Сирии в региональном раскладе сил произошли существенные изменения – он небезопасно качнулся в противоположную от Израиля сторону. Российские радары теперь мешают нанесению авиационных и ракетных ударов Израиля по группировкам Исламского государства в Сирии. В виду военной координации между Россией, Ираном и Хизбаллой, главные региональные противники Израиля могут получить доступ к разведданным и оружию, которые будут использованы против Израиля в вероятном конфликте.

Учитывая растущую региональную роль России, Израиль вынужден был проводить осторожную политику, чтобы не раздражать Москву. Даже непреднамеренное военное столкновение между израильской и российской авиацией или нанесение случайного удара по российским войскам имело бы разрушительные последствия для широкого круга израильских дипломатических, экономических и стратегических интересов. Однако, эта осторожность все таки имеет в виду, что в ближневосточном конфликте Израиль и США по одну воображаемую сторону, а Россия – по другую. Вооруженные силы всех стран принимают участие в боевых действиях. При этом интересы всех государств и в данном конфликте, и в регионе в целом во многом не совпадают.

Задача визита Нетаньяху в Вашингтон состояла в первую очередь в публичном восстановлении политических отношений с Соединенными Штатами. Учитывая взгляды Трампа-кандидата, положительный исход был практически гарантирован. Теперь в интересах обоих стран – выйти на создание конструктивного диалога, где сложные стратегические вопросы, которые затрагивают обе страны – роль России в Сирии и сдерживание Ирана – могут решаться без чрезмерного влияния внутриполитических, а также имиджевых расчетов.

Читайте также