RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Политика

Азовский кризис: у России есть причины продолжать провокации против Украины

Военный эксперт о судьбе украинских моряков и военном положении в стране

В Украине впервые за годы независимости ввели военное положение. Согласно указу президента военное положение будет действовать в десяти областях с 26 ноября по 26 декабря 2018 года. О том, как введение военного положения в стране может повлиять на ход конфликта в Азовском море и насколько поможет укрепить обороноспособность Украины, в интервью "Апострофу" рассказал военный эксперт ИВАН АПАРШИН.

- Что кардинально может изменить военное положение за 30 дней?

- Для многих людей вообще непонятно, с чем это было связано. В решении Совета безопасности и обороны Украины говорится, что есть угроза широкомасштабного вторжения РФ. И потом президент показал документы, являющиеся подтверждением этого, якобы у него есть информация от разведки. Стоит отметить, что президент ежедневно получает такие сведения. Не знаю, что сильно так изменилось за один день, что необходимо было принимать такое решение, но оно уже принято.

В целом это правильно, что президент, в конце концов, принял это решение. Согласно документу мероприятия, которые необходимо провести соответствующим центральным органам исполнительной власти - это повседневная деятельность. Мы и так выполняем такие мероприятия. Например, Генеральному штабу Вооруженных сил Украины провести уточнение показателей мобилизационного плана Вооруженных сил Украины и уточнить перечень военнослужащих, которые могут быть мобилизованы. Это задача исключительно Вооруженным силам.

Следующее, если Вооруженные силы переводятся в полную боевую готовность, то я хотел бы уже увидеть решение правительства о выделении дополнительного финансового ресурса из резервного фонда Кабинета министров, потому что у армии нет на это денег. Сегодня армия живет в повседневном режиме. Второй вопрос: если Вооруженные силы планируют уточнить показатели своих сил, то почему нет пункта о Кабинете министров, а кто сегодня занимается уточнением мобилизационных показателей государства? Мы же не Вооруженные силы переводим в полную боевую готовность, а переводим государство в то состояние, когда оно будет способно противодействовать агрессии. Я не вижу там системы.

Еще один пункт - усилить охрану и оборону важных объектов, в частности прикрытия их с воздуха. Это повседневная деятельность Вооруженных сил, они этим занимаются каждый день. Когда мы, например, улетаем из аэропорта "Борисполь", то мы этого не видим. Когда проезжаем возле каких-то объектов, перечень которых утверждает Кабинет министров, то мы этого тоже не замечаем. Но точно знаем, что этот объект, если он важен для государства, то он под охраной, в том числе и с воздуха, каждый день.

Третий пункт - вводится ограничение для граждан Украины. Опять же, закон Украины предусматривает обязательный перечень ограничений прав и свобод человека, если этого нет, то указ не действителен. Многие партии хотели этот пункт отменить. Я наоборот был за, но пропишите мне эти ограничения, чтобы, например, въезжая в Одесскую область, я знал, какие ограничения у меня там будут, чтобы ко мне какое-то лицо не подошло и не сказало, что забирает мою машину. В указе должно быть прописано все максимально четко, а не на словах. Я пока не вижу серьезных аргументов, чтобы говорить, что власть действительно готовит страну к возможному отпору Российской Федерации.

- А на пятом году войны, все эти годы, мы к ней не были готовы?

- Понимаете, с введением военного положения к войне готовятся не только Вооруженные силы, а экономика и вся страна должна иметь четкий план, где будут расписаны все комплексные меры, которые должна провести страна. Вооруженные силы и так готовы к войне, они через 72 часа будут готовы пойти на границу. Но пройдет время, у них закончатся припасы, боеприпасы, оружие, будут раненные, и страна должна обеспечивать их всем необходимым. Так готова сегодня Украина обеспечить Вооруженные силы? Я в этом указе, хотел бы найти ответ, но пока не нашел.

- Почему военное положение вводится именно на 30 дней, вместо 60-ти, как хотели сначала?

- Я так понимаю, что это политическая договоренность.

- Просто показать России, что мы готовы в любой момент дать отпор?

- России показывать, что мы готовы, надо было еще вчера: закрыть границу, перестать торговать с агрессором. Несколько дней назад приняли военное положение, а сегодня уголь из РФ приходит, как и раньше.

- Как введение военного положения может повлиять на ситуацию в Азовском море?

- Я еще несколько месяцев назад говорил, что будут провокации в Азовском море, и вот, что получилось. Я не буду сегодня обсуждать, кто именно принимал такие решения и для чего. Но, когда вы посылаете людей защищать страну, но не оставляете им шанса вернуться - это очень неправильная политика. Два катера, в сопровождении буксиров, зная о том, что там очень серьезная команда из кораблей РФ и федеральной службы безопасности РФ, они знали, что там будет провокация. Но остались один на один. Им не помогли не потому, что мы такие плохие, а потому что не позволяют возможности. То есть мы их что, бросили?

Далее, мы с 2005 года всему миру заявляли о том, что в Украине начинается программа по созданию нового корабля боевого класса "Корвет". Аналитики тогда прогнозировали, что несмотря на то, что у нас хорошие отношения с РФ, мы "братья", уже тогда прогнозировали, что может возникнуть конфликтная ситуация из-за ресурсов, из-за нашего стремления в НАТО. У нас было время, когда Черноморский флот базировался на нашей территории, и мы тогда говорили, что необходимо это время использовать и развивать свою армию. Если бы мы реализовали ту программу, то у нас сегодня было бы 8-12 корветов. И у агрессора не было желания даже провоцировать на конфликт. А маленькие катера с военнослужащими, которые на них находились, были не предназначены для выполнения таких задач. Прежде всего, это просчеты нашего государства в сфере политики и обороны. Ее надо немедленно менять, она не может оставаться прежней.

- Как может разрешиться ситуация с захватом наших кораблей?

- По той информации, которая у меня есть, наши корабли ждали разрешение. С юридической точки зрения, наши корабли придерживались правил. Хотя, какие там правила... Думаю, что будем пытаться доказывать всем, что Украина ничего не нарушала, я утверждаю, что она ничего не нарушала. Очень рассчитываю на помощь наших партнеров. РФ создает ситуацию, потом потихоньку уходят и смотрят, какая будет реакция. То есть они что-то проработали, они что-то для себя определили и просто ждут, какая будет реакция. Страны-партнеры уже сказали, что они очень обеспокоены, а некоторые, например Германия, даже попросили доказательства агрессии в Азовском море. Но как мы сами к этому относимся: когда Верховная Рада собралась для принятия ответственного решения, почему же было сразу не внести изменения в бюджет и не выделить пять-десять миллиардов гривен дополнительно для Вооруженных сил, которые были бы направлены на морские силы? А сделать это могли, деньги были.

- Сейчас в России уже судят 24 наших украинских моряка по их законам. Какие у Украины есть возможности вернуть их домой? Может, обмен?

- Мои предположения, что не будет никакого обмена, так как это не военнопленные, это военнослужащие Вооруженных сил Украины, которые действовали в соответствии с законами. Я думаю, что РФ поступит следующим образом: во-первых, будет признано нарушение российской границы, во-вторых, будет административное наказание, а дальше наши моряки будут возвращены в Украину. Это мои предположения, но с Россией никогда нельзя угадать, как сложатся обстоятельства.

- То есть их не посадят?

- Я думаю, что нет. Реакция на это событие в мире уже настолько вышла за пределы отношений двух стран, что, думаю, они будут искать пути, как выйти из этой ситуации.

- В Украине уже есть стратегия, что именно делать с Азовским морем?

- Я хочу в это верить, но если бы она была, мы бы об этом услышали. Я вообще хочу, чтобы у нас была четкая позиция. Разве у нас проблема только в Азовском море? Есть много других проблем, требующих решения. Власть должна выходить к людям и говорить: "Уважаемые люди! Мы с вами вместе, политика наша вот такая, делать будем вот такие мероприятия, ожидаем от вас поддержки". А у нас все наоборот.

Пока власть не будет открыто говорить со своим народом, говорить о стратегии национальной безопасности, народ будет искать ответ самостоятельно. А мы не найдем, потому что разные эксперты будут говорить о разных точках зрения, и к вечеру наша голова не быть воспринимать ничего. Я хочу, чтобы наш президент выходил и докладывал стране о том, что он сделал.

- Чего ожидать от России дальше? Сейчас она притихнет в Азовском море или будут продолжаться провокации?

- В ближайшей перспективе, как минимум до выборов в Украине, Российская Федерация, будет проводить подобные провокации, чтобы держать всех "в тонусе" и показывать, что все же они контролируют ситуацию. Я, конечно, могу ошибаться, но моя оценка, что сегодня экономика России не готова к широкомасштабному вторжению в Украину. Плюс, учитывая сегодняшнее состояние нашей армии, операция будет не такой легкой, как она им кажется. Думаю, что аналитики в Генштабе РФ есть, и они это прогнозируют, и нашу территорию уже так просто не получат. Поэтому не думаю, что в их головах такие дурные мысли. Но мы должны постоянно быть готовыми к провокациям, на которые нужно очень тщательно реагировать, и просчитывать 10-15 вариантов выходов из таких провокаций. Выход есть всегда, но необходимо его искать и думать именно об этом каждый день.

- Если будут такие провокации, возможно ли, что военное положение будет продлено на более длительный срок?

- Я не исключаю этого варианта. Если для этого будут основания, это уже будет не провокация, а действительно угроза, то думаю, что возможен вариант введения военного положения на всей территории Украины и более решительные меры, чем те, которые есть сегодня. Войну невозможно спрогнозировать.

Читайте также