RU  UA  EN

вторник, 19 марта
  • НБУ:USD 39.80
  • НБУ:EUR 40.00
НБУ:USD  39.80
Общество

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Есть только один вариант освобождения наших кораблей, захваченных россиянами - генерал

Генерал Василий Богдан о "морском бое" в Азовском море

Генерал Василий Богдан о "морском бое" в Азовском море Украинские корабли, захваченные россиянами Фото: facebook.com/DylanMalyasov

Руководство Украины должно бить во все колокола, чтобы была жесткая реакция всего мира, которая заставит Россию отпустить украинских военнослужащих, незаконно задержанных пограничными силами РФ 25 ноября в Керченском проливе. Для этого западные партнеры должны ввести жесткие санкции против России - только это заставит агрессора пойти на уступки. Такое мнение в блиц-интервью "Апострофу" высказал эксперт по вопросам безопасности, ветеран внешней разведки, генерал-лейтенант ВАСИЛИЙ БОГДАН, комментируя "морской бой" в Азовском море.

- Почему наши военные не ответили огнем на поражение, когда российский десант осуществлял штурм катеров и баркаса 25 ноября?

- Это вопрос к высшему военно-политическому руководству государства и командующему ВМС Украины. Я так понимаю, что сейчас доминирует стратегия решать все вопросы, которые завязаны на российскую агрессию, политико-дипломатическим путем. Это верная стратегия, потому что сил у нас, к сожалению, недостаточно. И понятно, что корабельно-катерная группа России в Азовском и Черном морях в разы превышает те силы, которые есть у нас. Если следовать букве международного законодательства, морского права и даже двустороннего соглашения между Украиной и РФ, то наша страна имеет право направлять через Керченский пролив военные корабли, гражданские суда и так далее.

Поэтому с этой точки зрения надо отдать должное, что наши максимально старались действовать сдержанно с целью нераздувания конфликта и эскалации в регионе.

Хотя если это боевые единицы и они курсируют в соответствии с международным правом и двусторонними соглашениями, а на них оказывается пиратскре провокационное давление, то, очевидно и закономерно, что какие-то действия в ответ должны были бы осуществиться. Но это наше желание, пусть и правильное. Сейчас же надо бить во все колокола, чтобы была соответствующая жесткая реакция мира, от которой России будет очень тяжело. Хотелось бы в это верить.

Но есть и другой вопрос. Когда нашу корабельно-катерную группу направляли через Керченский пролив, то должны были спрогнозировать произошедший вариант. И в этом случае должны быть спланированы какие-то меры с украинской стороны. И очевидно, что не продумали.

Направление (в Азовское море) украинских кораблей было правомерным и законным, но Россия не хочет создания в Мариуполе военно-морской базы Украины, потому что они там сейчас доминируют. С другой стороны, такие катера можно было доставить в Мариуполь сухопутным путем - по железной дороге или фурами. Однако я понимаю, что украинская сторона хотела продемонстрировать, что имеет на это право и действует в рамках законодательства. Но по большому счету нужно было иметь более достоверную информацию - это уже вопрос к военной и внешней разведке - чтобы заранее прогнозировать такие действия и иметь план Б, если такая ситуация будет происходить.

Хотя понятно, что действия России не вписываются ни в какие международные и морские правила. Если мировое сообщество и союзники будут недостаточно реагировать на них, то нам будет нелегко в этой ситуации, когда мы только начинаем формировать Военно-морские силы, которые были фактически уничтожены.

- Какое вы прогнозируете дальнейшее развитие событий?

- Если будет сплоченная единая позиция Европейского Союза, НАТО и США, то эскалации на Азовском море не будет, поскольку мы сейчас не можем вести там какие-либо боевые действия. В конце концов, ситуация должна завершиться тем, что катера и буксир должны быть возвращены украинской стороне и следовать в том направлении, куда они шли.

- Если Россия их не отдаст, что тогда?

- В таком случае должны быть введены соответствующие санкции, потому что это уже касается не только Украины. И я хотел бы напомнить о заявлении Госдепа США, что Украина является центром геополитической борьбы за будущее Европы. Если декларируются такие вещи, то по этим словам должны быть действия. Это вселяет в нас надежду в то, что на Западе есть понимание безумной угрозы, которую несут агрессивные действия России в отношении ее соседей. Ведь после Украины могут быть страны Балтии, Центральная Европа и тому подобное. Это понятно человеку, который более или менее разбирается в стратегии и, особенно, истории России как таковой, начиная с Московии и заканчивая Советским Союзом и путинской Россией.

- Можем ли мы надеяться на то, что обострение военного конфликта в Азовском море не будет?

- Это вообще не военный конфликт, а провокация. Ведь с украинской стороны не было никаких боевых действий, оружие не применялось, а, согласно международному праву, Украина направляла корабли в Азовское море на законных основаниях. Правда на нашей стороне. И на нашей стороне должна быть международная поддержка. По крайней мере это вытекает из вышесказанного.

А оснований для обострения конфликта сейчас нет. Это возможно только в том случае, когда страны-партнеры задействуют свои военно-морские и военно-воздушные силы. Но для этого нужны соответствующие договоренности - а пока ни Европейский Союз, ни США на это не решатся. Зато будут применены политико-дипломатические и санкционные шаги, которые, очевидно, будут достаточно жесткими.

Читайте также

Волна подростковых самоубийств в Украине: как спасти наших детей

Рассказываем о причинах подростковых самоубийств, которых сейчас в Украине стало больше - и как их остановить

Каховское море превратится в безжизненную пустыню: главные последствия подрыва Каховской ГЭС

Теракт России на Каховской ГЭС привел к двум глобальным проблемам - первая экокатастрофа и вторая - ядерная угроза всей Европе

Судье грозит до 10 лет за решеткой - спикер ГБР о ночном ДТП, в которой погиб нацгвардеец

В Государственном бюро расследований рассказали последние новости по делу о смертельном ДТП с участием судьи Тандыра