RU  UA  EN

понедельник, 23 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Политика
Мнение

Уроки для Зеленского: какие главные проблемы показал коронавирус

Действующий президент вынужден отдуваться за своих предшественников

Действующий президент вынужден отдуваться за своих предшественников Фото: Апостроф / Александр Гончаров

Серьезным вызовом для украинской власти в целом, и Президента в частности, стал COVID-19. Пандемия обнажила многочисленные проблемы нашего государства, которые сегодня приобретают критические очертания. Отрицательная динамика в различных сферах общественной жизни Украины, которую мы сейчас наблюдаем, не является результатом чрезвычайных обстоятельств, она является закономерным итогом экономической, социальной и культурной политики гоосударства в последние десятилетия. То есть это системная проблема, ответ на которую должен быть также системным. К разрушению сферы здравоохранения и противоэпидемиологических институтов причастны все предыдущие власти, но именно Владимиру Зеленскому приходится искать оптимальные варианты решения очень сложных по своей сути проблем.

Читайте подробнее в исследовании МЦПИ " Год Зеленского: упущенные возможности, время для обучения или подготовка к прорыву? "

Сейчас приоритетом власти должен стать отечественный бизнес, который в последние годы вынужден был существовать вопреки тому, что генерировала власть. Это привело к взаимному отчуждению власти и бизнеса. Сегодня президент и правительство пытаются преодолеть эту пропасть, предлагая бизнесу партнерство в условиях кризиса, но эти действия направлены, скорее, на тушение пожара, хотя нужен новый комплексный подход с учетом изменившейся реальности. То же самое касается и отечественной науки, которая может помочь власти справиться с вирусом, но сейчас находится в состоянии упадка. Как в принципе и вся система здравоохранения. Сейчас лучшее время для того, чтобы в партнерстве с бизнесом сделать капитальные вложения в эти сферы.

Жесткие карантинные ограничения, безусловно, оправдали себя, ведь удалось избежать коллапса медицинской системы. И все же правительству не удалось разработать понятный обществу украинский план выхода из карантина, который не только всем надоел, но и высосал у людей последние сбережения. Поэтому любые заявления о продлении карантина очень болезненно воспринимаются обществом. Подливают масла в огонь и местные элиты, которые накануне местных выборов начинают раскручивать "своих" мэров, спекулируя столь актуальной и болезненной темой для украинцев. И хотя еще нельзя сказать, что мы победили болезнь, наибольшее беспокойство вызывает экономический кризис.

Действия украинских властей, в основном, являются правильными с точки зрения решения краткосрочных задач, но все больше ощущается нехватка понимания длинносрочных рисков. Поэтому кроме "пожарных" действий, власти необходимо преодолеть кризис перспективы, продемонстрировав обществу стратегию качественных социальных и экономических изменений в условиях мировой экономической турбулентности. Эта стратегия должна быть нацелена на строительство качественно новой Украины на основе устойчивого экономического развития, для достижения истинных стратегических целей.

АзовстальФото: Getty images

Модернизация нынешней промышленной базы Украины, особенно в сфере машиностроения и производства, а также современных индустриальных технологий, предполагает высокую концентрацию капитала и активную роль государства в качестве соинвестора и организатора сопровождения данного процесса со стороны научных учреждений. Это общая задача для государства и крупного бизнеса, которая может реализовываться в новых формах государственно-частного партнерства и возможно даже путем создания совместных государственно-частных структур.

Необходимо отказаться от либеральных иллюзий, ведь будущий мир будет еще более жестким и прагматичным. В этих новых условиях, которые конструирует для нас кризис, государство должно быть активным актером, который взаимодействует с национальным и дружественным транснациональным капиталом. Роль государства стоит реабилитировать. Необходимо выработать адекватную двухконтурную систему, которая будет способна эффективно преодолеть будущие мировые и внутренние вызовы. А для этого следует обратиться к политике дирижизма, которая должна стать основой для построения нового экономического курса государства.

От решения структурных проблем зависит темп экономического роста, возможность накопления капитала для развития национальной экономики и роста благосостояния народа. Основными приоритетами структурной перестройки экономики Украины должны стать: 1) ускоренное развитие высокотехнологичных отраслей машиностроения, что позволит модернизировать и обновить материально-техническую базу, а также провести реиндустриализацию; 2) переход от международной специализации на различном сырье и низкотехнологичных товарах к специализации на средне и высокотехнологичные виды производств; 3) замещение на внутреннем рынке импортных товаров конкурентоспособными отечественными товарами. Введение по образцу Казахстана "экономики простых вещей" - то есть насыщение внутреннего рынка отечественными товарами, стимулирование конкурентоспособности обрабатывающей промышленности, и прежде всего выпуск широкой номенклатуры товаров народного потребления. Цель развития "экономики простых вещей" - это создание конкурентоспособных производств для обеспечения потребностей населения и замещения импорта социально-значимых продовольственных товаров.

Главным инструментом "дирижистской" политики выступает индикативное планирование для частного сектора экономики. То есть государство действует на субъектов рынка не путем постановки обязательных плановых заданий (как это было в СССР), а путем информирования о тенденциях развития национальной экономики, намерений правительства относительно перспектив и направлений развития, рекомендаций субъектам хозяйственной деятельности и создания преференциального режима для определенных секторов экономики. Стоит отметить, что налоговые, кредитные льготы, субсидии, дотации, общее оздоровление бизнес-климата только корректируют действия рыночного механизма не подменяя его. Базовые экономические свободы - это необходимое, но недостаточное условие, потому что в мире действуют открытые и замаскированные государственные стимулы для инвестиций (то есть дирижизм).

Фото: Getty images

Создание многочисленных перерабатывающих производств, формирующих высокую добавленную стоимость, позволяет добывающей промышленности, модернизированному АПК и IT-индустрии капитализироваться внутри Украины. Сейчас Украина экспортирует добавленную стоимость и этим потенциалом пользуются более развитые страны. Ведущими отраслями должны стать высокотехнологичные и энергоэффективные индустриальные производства, АПК, IT-индустрия, туризм, транзит. Развитие инфраструктуры также является важнейшей точкой синергии, полем для привлечения иностранных инвестиций и развития отечественных производств. Это динамическая модель экономики ориентирована главным образом на малый и средний бизнес. Его роль в постиндустриальной экономике и обществе постоянно растет: он создает перерабатывающую промышленность и обслуживает крупные предприятия, создает новые рабочие места, не пополняет "оффшоры", обеспечивает рост благосостояния, составляет основу среднего класса.

Полноценную интеграцию в мировую экономику Украина должна пройти путем формирования украинских транснациональных компаний, поскольку они имеют большие шансы пробиться на мировой рынок, они быстрее внедряют новые технологии, ускоряющие модернизацию в смежных областях, а также пополняют госбюджет.

Для привлечения инвестиций и внедрения инноваций в экономику государства создают благоприятные условия инвесторам. На современных рынках для создания конкурентоспособного продукта ресурсов одной компании обычно не хватает, требуется участие других игроков. Поэтому катализаторами инновационного развития выступают кластеры - межотраслевые объединения фирм и других организаций. Кластеры, как правило, включают предприятия по производству готового продукта, поставщиков комплектующих изделий, оборудования, сервисных услуг. В составе многих из них - университеты, научно-исследовательские организации. Географическая близость фирм-производителей готовой продукции и поставщиков способствует быстрому распространению инноваций, стимулирует рост эффективности, появление новых видов продукции. Кластер выступает как коллективный предприниматель, сочетающий преимущества крупного производства с присущей малому бизнесу гибкостью и способностью быстро перестраиваться.

Читайте также