Серьезным вызовом для украинской власти в целом, и Президента в частности, стал COVID-19. Пандемия обнажила многочисленные проблемы нашего государства, которые сегодня приобретают критические очертания. Отрицательная динамика в различных сферах общественной жизни Украины, которую мы сейчас наблюдаем, не является результатом чрезвычайных обстоятельств, она является закономерным итогом экономической, социальной и культурной политики гоосударства в последние десятилетия. То есть это системная проблема, ответ на которую должен быть также системным. К разрушению сферы здравоохранения и противоэпидемиологических институтов причастны все предыдущие власти, но именно Владимиру Зеленскому приходится искать оптимальные варианты решения очень сложных по своей сути проблем.
Читайте подробнее в исследовании МЦПИ " Год Зеленского: упущенные возможности, время для обучения или подготовка к прорыву? "
Сейчас приоритетом власти должен стать отечественный бизнес, который в последние годы вынужден был существовать вопреки тому, что генерировала власть. Это привело к взаимному отчуждению власти и бизнеса. Сегодня президент и правительство пытаются преодолеть эту пропасть, предлагая бизнесу партнерство в условиях кризиса, но эти действия направлены, скорее, на тушение пожара, хотя нужен новый комплексный подход с учетом изменившейся реальности. То же самое касается и отечественной науки, которая может помочь власти справиться с вирусом, но сейчас находится в состоянии упадка. Как в принципе и вся система здравоохранения. Сейчас лучшее время для того, чтобы в партнерстве с бизнесом сделать капитальные вложения в эти сферы.
Жесткие карантинные ограничения, безусловно, оправдали себя, ведь удалось избежать коллапса медицинской системы. И все же правительству не удалось разработать понятный обществу украинский план выхода из карантина, который не только всем надоел, но и высосал у людей последние сбережения. Поэтому любые заявления о продлении карантина очень болезненно воспринимаются обществом. Подливают масла в огонь и местные элиты, которые накануне местных выборов начинают раскручивать "своих" мэров, спекулируя столь актуальной и болезненной темой для украинцев. И хотя еще нельзя сказать, что мы победили болезнь, наибольшее беспокойство вызывает экономический кризис.
Действия украинских властей, в основном, являются правильными с точки зрения решения краткосрочных задач, но все больше ощущается нехватка понимания длинносрочных рисков. Поэтому кроме "пожарных" действий, власти необходимо преодолеть кризис перспективы, продемонстрировав обществу стратегию качественных социальных и экономических изменений в условиях мировой экономической турбулентности. Эта стратегия должна быть нацелена на строительство качественно новой Украины на основе устойчивого экономического развития, для достижения истинных стратегических целей.
Азовсталь
Модернизация нынешней промышленной базы Украины, особенно в сфере машиностроения и производства, а также современных индустриальных технологий, предполагает высокую концентрацию капитала и активную роль государства в качестве соинвестора и организатора сопровождения данного процесса со стороны научных учреждений. Это общая задача для государства и крупного бизнеса, которая может реализовываться в новых формах государственно-частного партнерства и возможно даже путем создания совместных государственно-частных структур.
Необходимо отказаться от либеральных иллюзий, ведь будущий мир будет еще более жестким и прагматичным. В этих новых условиях, которые конструирует для нас кризис, государство должно быть активным актером, который взаимодействует с национальным и дружественным транснациональным капиталом. Роль государства стоит реабилитировать. Необходимо выработать адекватную двухконтурную систему, которая будет способна эффективно преодолеть будущие мировые и внутренние вызовы. А для этого следует обратиться к политике дирижизма, которая должна стать основой для построения нового экономического курса государства.
От решения структурных проблем зависит темп экономического роста, возможность накопления капитала для развития национальной экономики и роста благосостояния народа. Основными приоритетами структурной перестройки экономики Украины должны стать: 1) ускоренное развитие высокотехнологичных отраслей машиностроения, что позволит модернизировать и обновить материально-техническую базу, а также провести реиндустриализацию; 2) переход от международной специализации на различном сырье и низкотехнологичных товарах к специализации на средне и высокотехнологичные виды производств; 3) замещение на внутреннем рынке импортных товаров конкурентоспособными отечественными товарами. Введение по образцу Казахстана "экономики простых вещей" - то есть насыщение внутреннего рынка отечественными товарами, стимулирование конкурентоспособности обрабатывающей промышленности, и прежде всего выпуск широкой номенклатуры товаров народного потребления. Цель развития "экономики простых вещей" - это создание конкурентоспособных производств для обеспечения потребностей населения и замещения импорта социально-значимых продовольственных товаров.
Главным инструментом "дирижистской" политики выступает индикативное планирование для частного сектора экономики. То есть государство действует на субъектов рынка не путем постановки обязательных плановых заданий (как это было в СССР), а путем информирования о тенденциях развития национальной экономики, намерений правительства относительно перспектив и направлений развития, рекомендаций субъектам хозяйственной деятельности и создания преференциального режима для определенных секторов экономики. Стоит отметить, что налоговые, кредитные льготы, субсидии, дотации, общее оздоровление бизнес-климата только корректируют действия рыночного механизма не подменяя его. Базовые экономические свободы - это необходимое, но недостаточное условие, потому что в мире действуют открытые и замаскированные государственные стимулы для инвестиций (то есть дирижизм).
Создание многочисленных перерабатывающих производств, формирующих высокую добавленную стоимость, позволяет добывающей промышленности, модернизированному АПК и IT-индустрии капитализироваться внутри Украины. Сейчас Украина экспортирует добавленную стоимость и этим потенциалом пользуются более развитые страны. Ведущими отраслями должны стать высокотехнологичные и энергоэффективные индустриальные производства, АПК, IT-индустрия, туризм, транзит. Развитие инфраструктуры также является важнейшей точкой синергии, полем для привлечения иностранных инвестиций и развития отечественных производств. Это динамическая модель экономики ориентирована главным образом на малый и средний бизнес. Его роль в постиндустриальной экономике и обществе постоянно растет: он создает перерабатывающую промышленность и обслуживает крупные предприятия, создает новые рабочие места, не пополняет "оффшоры", обеспечивает рост благосостояния, составляет основу среднего класса.
Полноценную интеграцию в мировую экономику Украина должна пройти путем формирования украинских транснациональных компаний, поскольку они имеют большие шансы пробиться на мировой рынок, они быстрее внедряют новые технологии, ускоряющие модернизацию в смежных областях, а также пополняют госбюджет.
Для привлечения инвестиций и внедрения инноваций в экономику государства создают благоприятные условия инвесторам. На современных рынках для создания конкурентоспособного продукта ресурсов одной компании обычно не хватает, требуется участие других игроков. Поэтому катализаторами инновационного развития выступают кластеры - межотраслевые объединения фирм и других организаций. Кластеры, как правило, включают предприятия по производству готового продукта, поставщиков комплектующих изделий, оборудования, сервисных услуг. В составе многих из них - университеты, научно-исследовательские организации. Географическая близость фирм-производителей готовой продукции и поставщиков способствует быстрому распространению инноваций, стимулирует рост эффективности, появление новых видов продукции. Кластер выступает как коллективный предприниматель, сочетающий преимущества крупного производства с присущей малому бизнесу гибкостью и способностью быстро перестраиваться.